ПК 4.4.
учебно-методический материал

Лунькова Дарья Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

История Академического лицея №95 г. Челябинска насыщена и интересна. В настоящее время руководителем лицея является Емельянова Лилия Алексеевна. Данный филиал принимает обучающихся с 1-11 классы. С 1998 года в школе работает служба сопровождения обучающихся, которая представлена социальным педагогом, психологами, дефектологом, логопедом. Познакомиться подробнее с историей лицея, а также его достижениями, вы можете на главной странице сайта в разделе «О нас» - «Общие сведения». Информация об истории Академического лицея №95 изложена подробным и доступным языком для читателей сайта. После ознакомления  с данной информацией  ниже указаны сведения приоритетов образовательной стратегии школы.

В разделе «Документы» - «Организационно-распорядительные документы» - «Положении о творческой группе педагогических и иных работников» можно ознакомиться со структурой методической службы образовательного учреждения. В данном документе в пункте «Общие положения» изложена информация о том, что в лицее в рамках методического объединения из числа сотрудников создана творческая группа, результатом работы которой, является создание продукта нового качества (например, авторского курса, методики, педагогического инструментария, педагогической модели, проекта и др.). Также указано, что руководитель творческой группы назначается директором из числа сотрудников, обладающих организационными способностями, владеющих методами организации групповой работы. Подробнее с задачами творческой группы можно ознакомиться в пункте «Задачи».

Также в Академическом лицее №95 организован инновационно-методический совет, ознакомиться с которым Вы можете в разделе «Организационно-распорядительные документы» - «Инновационная деятельность».  Перейдя по данной ссылке, Вашему вниманию предстанет  перечень, состоящий из 7 документов, которые доступны к скачиванию.

Перейдя по гиперссылке «Сведения об образовательной организации», вы сможете ознакомиться с основными направлениями деятельности методической службы, которая находится над разделами сайта. Итак, основные направления деятельности методической службы Академического лицея №95 заключаются в: 

  • формировании эффективных условий для реализации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся, направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию;
  • совершенствовании системы работы с педагогическими работниками школы, направленной на создание оптимальных условий, обеспечивающих рост их профессиональных и личностных достижений, а также реализацию инновационного потенциала педагогов образовательной организации;
  • совершенствовании условий обучения для улучшения качества образования с учётом всех требований ФГОС;
  • развитии воспитательной работы в рамках общего и дополнительного образования с целью воспитания социально ответственной, нравственно развитой личности, основываясь на истории, культуре, традициях и ценностях народов Российской Федерации. 

Итак, следующее рассмотрим формы методической работы в образовательном учреждении, которые находятся в разделе «Деятельность» - «Инновационная деятельность», перейдя по ссылкам сразу можно увидеть следующую информацию, с которой можно ознакомиться подробнее на сайте, я кратко перечислю их:

  • передовые педагогические практики как условие эффективной интеграции общего и дополнительного образования;
  • вебинары по тематике инновационной деятельности;
  • Образовательный Форум «Современная цифровая образовательная среда: новые возможности школы»;
  • о проведении стажировки в рамках реализации РИП (региональная инновационная площадка) 2016-2018;
  • опорная площадка в рамках реализации инновационного проекта «Модуль «МСОКО» АИС» Сетевой город. Образование;
  • федеральная целевая программа развития образования. Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования.

Я смогла найти и выделить следующие формы методической работы:

  • предметные декады;
  • педагогические советы;
  • методические объединения преподавателей;
  • круглый стол;
  • самообразование преподавателей;
  • курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • проведение «открытых» уроков.

Условия эффективности организации методической работы учителя ведутся через:

-организацию консультирования педагогов по проблемам инновационной деятельности, исследовательской работе, профессионального самосовершенствования;

-организацию целенаправленной работы по развитию профессионального мастерства педагогов, через организацию самообразования;

-через материальное поощрение (можно ознакомиться по гиперссылке «Положение о приносящей доход деятельности МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»);

-способствование созданию благоприятных условия для проявления педагогической инициативы учителей.

Таким образом, просмотрев и проанализировав различные документы и положения методического обеспечения, можно сделать вывод, что в Академическом лицее №95 к данному вопросу подходят тщательно и ответственно. Методическая служба работает в эффективных условиях дополнительного стимулирования, функции, т.к. присутствуют прописанные к ним документы. Есть также и минус, в том, что некоторые документы недоступны, и просмотреть я их не смогла.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Заиграевой Надежды Викторовны

 «Школьная неуспешность»

Уровень готовности ребенка к школьному обучению является значимым фактором для его становления и представляет собой определенную проблему для педагогов, родителей и психологов, а также общества в целом, поэтому стоит знать об этом вопросе как можно больше.   Данную проблему в научной статье разобрала Заиграева Надежда Викторовна, которая является кандидатом психологических наук, доцентом Иркутского государственного университета.

Статья Заиграевой  Н.В. посвящена школьной неуспешности первоклассников, а также разбору причин дезадаптации ребенка. Данная тема всегда будет актуальна, ведь детям трудно осознать свой новый социальный статус - школьник. Поэтому часто они чувствую дискомфорт и неуверенность, следовательно, возникает школьная дезадаптация.

Весь анализ проблемы ведется с психологической точки зрения автора. Детально разбираются термины «школьная неуспешность», «дезадаптация» с разных сторон. В процессе обзорно-аналитического теоретического исследования автором был выделен комплекс проблем школьной неуспешности, который включает в себя:

  1. регуляцию поведения, что проявляется в нарушении целенаправленной организации деятельности школьника;
  2. социально-личностную неготовность ученика к межличностным отношениям;
  3. эмоциональный фон ребенка;
  4. развитие моторики и зрительно-моторной координации;
  5. зрительно-пространственное восприятие и зрительная память;
  6. недостатки знаково-символической системы;
  7. проведение звуко-буквенного анализа.

Данный комплекс рассматривается достаточно подробно, каждую проблему автор разбирает с 2-ух сторон: причины возникновения и пути ее решения. В статье также описаны причины школьной неуспешности ребенка, которые могут быть связаны с физической  и социальной сферами развития. Указаны последствия дезадаптации ребенка в будущем, если вовремя не начать работу с данной проблемой.

Статья Заиграевой Н.В. «Школьная неуспешность» выполнена в научном стиле. Я считаю, что статья будет полезна как учителям начальных классов, также  воспитателям  и родителям, ведь представленный материал последователен, написан доступным языком, а также присутствуют логичные выводы. Информация статьи соответствует заявленной теме. Работа содержит как  известную многим информацию, также новую и интересную, приведены факты о школьной неуспешности.

Данная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и рекомендуется к публикации.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Рассмотрено

Протокол методическим советом

 От «__» ________________ 2019 г.

Утверждаю___________

Директор: Петрова О.В. «___»________2019 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Литературный клуб: «Знаток»

Направление: художественно-эстетическое

Вид: художественное творчество

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Сроки реализации: 1 год (68 ч.)

Автор-составитель:

Лунькова Д.Д.

Челябинск, 2019


Пояснительная записка

Программа «Литературный клуб: «Знаток» имеет общеинтеллектуальную и художественно-творческую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном литературном материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания литературного чтения и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся на динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:

1. Закон РФ «ОБ образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4. Планируемые результаты основного общего образования;

5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам;

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).

Цель программы «Литературный клуб: «Знаток»: создание условий для интеллектуального, творческого развития ребенка, воспитания нравственных качеств, развития артистических способностей, творческого воображения и фантазии, а также формирования его коммуникативных, социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством литературного чтения, творческих заданий художественного характера.

Задачи:

  • формировать представление о писателях Челябинска и Челябинской области и их творчества;
  • способствовать развитию творческих способностей;

Формы организации занятий:

  • выставки рисунков учащихся по мотивам рассказов авторов-соотечественников;
  • групповая, индивидуальная, фронтальная формы;
  • написание сочинений детьми по мотивам рассказов;
  • чтение рассказов авторов-соотечественников;
  • знакомство с биографиями авторов-соотечественников;
  • выступление с сочинениями перед учащимися.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Также, у младших школьников совершенствование восприятия не останавливается. Вследствие совершенствования и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемым и целенаправленным процессом. 

Программа рассчитана для обучающихся 4 класса. Объем курса «Литературный клуб: «Знаток» ориентирован на 68 академических часа из расчета 2 часа в неделю. Общая продолжительность занятий – 35 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

1)ценность жизни  признание человеческой жизни величайшей ценность, что реализуется в отношении к другим людям и к природе;

2)ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений;

3)ценность семьи. Семья первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию  эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,  благодарности, взаимной ответственности;

4)ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия  ребёнка играет его учебная  деятельность.  В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность,   самостоятельность.

Планируемые результаты:

Познавательные:

Ученик научится:

-соблюдать особенности интонации;

-корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

-распознавать и употреблять в речи, изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

-создавать сборники произведений авторов-соотечественников и своих творческих работ.

Ученик получит возможность научиться:

-писать рассказ собственного сочинения о герое книги;

-изображать на листе героя рассказов, опираясь на свою фантазию.

Метапредметные:

-использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной форме;

-планировать свои действия на этапах работы в творческой деятельности.

-слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваться в распределении ролей в процессе совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

-формировать уважительное отношения к иному мнению;

-формировать дружелюбное отношение и толерантность на основе знакомства с биографией своих соотечественников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;

-развивать самостоятельность, целеустремлённость, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;

-понимать новую для школьника социальную роль обучающегося, формировать устойчивую мотивацию к чтению;

-развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;

-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Формы подведения итогов реализации программы:
-сборник рассказов разных авторов-соотечественников;
-выставка рисунков;
-чтение своих сочинений перед аудиторией.

Итог: хороший уровень овладения коммуникативной компетенцией, приобщение младших школьников к творчеству писателей-соотечественников, а также понимание роли чтения и творческой деятельности в современном мире.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Формы организации деятельности

Теория

Практика

Всего

Вводные уроки

2

4

6

«Давайте познакомимся!»

1

1

2

Квест-игра

«Придумайте мне имя!»

0

2

2

Конкурс

Экскурсия в городскую библиотеку

1

1

2

Экскурсия

Раздел 1.Давайте познакомимся с …

5

18

23

1.1.Знакомство с Грантсом Я.И.

1

3

4

Творческая мастерская

1.2. Знакомство с Пикулевой Н.В.

1

3

4

Творческая мастерская

1.3. Знакомство с Сыч Е.К.

1

3

4

Творческая мастерская

1.4.Знакомство с Ядрышниковым А.А.

1

3

4

Творческая мастерская

1.5. Знакомство с Михеевой Т.В.

1

4

5

Спектакль

1.6. «Своя игра»

2

2

Соревнование

Раздел 2. Творец внутри меня

3

10

13

2.1. Учимся сочинять

2

1

3

Мастер-класс в библиотеке

2.2. «Сочиняй! Твори!»

1

3

4

Конкурс

2.3. Мои творения

0

4

4

Креативная мастерская

2.4. Творец внутри меня

0

2

2

Литературный вечер

Раздел 3. Издательство «Литературный клуб «Знатоки» в деле!»

6

20

26

3.1.Как создается книга (сборник)?

1

2

3

Проектирование

3.2. «Литред», «фотошоп» и все, все, все

1

4

5

Творческая мастерская

3.3. «Веб-редактор» и его команда знатоков

1

3

4

Креативная мастерская

3.4. «Первый сценарий»

1

2

3

Подготовка мероприятия

3.5. Мы пробуем! Мы ставим!

1

3

4

Подготовка мероприятия

3.6. Мы приглашаем Вас!

1

2

3

Креативная мастерская

3.7. Генеральная репетиция

2

2

Подготовка мероприятия

3.8. Литературный клуб «Знаток» представляет…

0

2

2

Отчетное мероприятие


Содержание изучаемого курса

Вводные уроки

  • Квест-игра «Давайте познакомимся!»

В первой теме происходит введение в курс путем Квест-игры. Каждая станция является проблемной ситуацией, которую дети затрудняются решить и в конце игры они делают вывод, что ответы на волнующие их вопросы они получат на занятиях курса внеурочной деятельности.

  • «Придумайте мне имя!»

На этом занятии дети делятся на группы, придумывают девиз и эмблему клуба. После выбирается лучшая идея путем голосования. Она дорабатывается и становится официальной.

  • Экскурсия в городскую библиотеку.

 Дети идут на экскурсию в городскую библиотеку. Слушают о книгах, о профессии писателя, о том, как создаются произведения. Придя в кабинет, дети приступают к написанию сочинения на тему: «Книга в моей жизни».

Раздел 1. Давайте познакомимся с …

1.1. Знакомство с биографией и творчеством Грантса Я. И.

На данном занятии дети знакомятся с краткой биографией и произведением Грантса Я. И. Дети создают буклет-памятку по изученной информации. Далее учащиеся изображают любимого героя рассказа. В конце проводят выставку.

1.2. Знакомство с биографией и творчеством Пикуливой Н. В.

На данном занятии дети знакомятся с краткой биографией и произведением Пикулевой Н. В. Дети создают буклет-памятку по изученной информации. Далее учащиеся пишут сочинение на тему «Мой любимый герой рассказа. Продолжение…».

1.3. Знакомство с биографией и творчеством Сыч Е. К.

На данном занятии дети знакомятся с краткой биографией и произведением Сыч Е. К. Дети создают буклет-памятку по изученной информации. Далее создают коллективное панно по мотивам рассказа.

1.4. Знакомство с биографией и творчеством Ярдышникова А. А.

На данном занятии дети знакомятся с краткой биографией и произведением Ярдышникова А. А. Дети создают буклет-памятку по изученной информации. Создание коллективного «фотоальбома» по мотивам рассказа Ярдышникова А. А.

1.5. Знакомство с биографией и творчеством Михеевой Т. В.

На данном занятии дети знакомятся с краткой биографией и произведением Михеевой Т. В. Дети создают буклет-памятку по изученной информации. Учащиеся инсценируют отрывок одного из произведения Михеевой Т. В.

1.6. «Своя Игра».

Дети закрепляют с помощью игры знания об авторах. Учитель готовит «Свою игру» о ранее изученных авторах и их творчестве. Делит учащихся на 2 подгруппы и по очереди задает вопросы. В конце подсчитываются результаты и выявляется команда-победитель.

Раздел 2. Творец внутри меня

2.1. Учимся сочинять.

Специально приглашенный гость или учитель проводит мастер-класс о том, как сочинять стихи. Дети тренируются создавать свои первые небольшие стихотворения-четверостишия. По желанию дети могут прочитать свои наброски другим ребятам.

2.2. «Сочиняй! Твори!».

Учитель рассказывает учащимся, что такое лэпбук, как его создавать. Дети делятся на группы по 4 человека, отбирают необходимую информацию, опираясь на литературу и знания, полученные на мастер-классе, и создают лэпбук. Проводится выставка лэпбуков.

2.3. Мои творения.

Дети на основе полученных знаний на мастер-классе практикуются в сочинении своих собственных стихотворений-четверостиший. Учитель при необходимости помогает детям и работает с каждым индивидуально.

2.4. Творец внутри меня.

На данном занятии организовывается литературный вечер среди участников курса. Дети представляют свои творения аудитории. Дети выбирают лучшего чтеца.

Раздел 3.  Издательство «Литературный клуб «Знатоки» в деле»

3.1. Как создается книга (сборник)?

Педагог рассказывает детям о том, как создается книга (показывает видео). Учащиеся вместе с учителем составляют план дальнейшей работы. После дети разрабатывают свой макет книги в группах (1- сборник про писателей; 2-сборник работ детей).

3.2. «Литред», «фотошоп» и все, все, все.

На данном занятии учащиеся придумывают дизайн книги, рисуют его на бумаге. Преподаватель ксерокопирует его и переносит в электронный вариант. На компьютере дети дорабатывают оформление сборника: добавляют заголовки, фамилии учащихся под их работами.

3.3. «Веб-редактор» и его команда знатоков.

Учитель на данном занятии объясняет детям принципы создания презентации. Далее учащиеся отбирают материал и создают презентацию к представлению книги. Преподаватель контролирует процесс создание презентации и обращает внимание детей на недочеты.

3.4. «Первый сценарий».

На данном занятии происходит написание сценария. Дети разрабатывают сценарий для отчетного мероприятия под руководством учителя. В процессе составляют список материально-технической базы.

3.5. Мы пробуем! Мы ставим!

Под руководством учителя дети инсценируют детские/авторские работы (по выбору). Подготавливают необходимый реквизит для выступления. Учитель консультирует детей.

3.6. Мы приглашаем Вас!

На данном занятии учитель рассказывает детям, как создавать пригласительные, показывает примеры для вдохновения. Дети предлагают варианты оформления пригласительных, голосуют за наиболее понравившийся. Подготовка пригласительных открыток на отчетное мероприятие.

3.7. Генеральная репетиция.

На продолжении нескольких занятий дети репетируют выступления для отчетного мероприятия. Проверяют готовность реквизита.

3.8. Литературный клуб «Знаток» представляет…

На последнем занятии дети перед родителями, гостями представляют свои сборники. Некоторые показывают рисунки, читают свои творения. Дети награждаются.


Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные УУД:

-формировать дружелюбное отношение и толерантность на основе знакомства с биографией своих соотечественников;

-понимать новую для школьника социальную роль обучающегося, формировать устойчивую мотивацию к чтению;

-развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной

Воспитательный результат:

-знать биографию и творчество авторов;

-знать и осознавать роль книг в жизни;

-знать правила поведения и работы  в команде;

Воспитательный эффект:

- понимать и принимать различие мнений окружающих людей;

- проявлять устойчивую мотивацию к чтению;

-уметь взаимодействовать со сверстниками и учителем

Тест «Как вы переживаете неудачи?»

(Автор неизвестен)

Сентябрь

Метапредметные:

-Планировать свои действия на этапах работы в творческой деятельности;

-слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваться в распределении ролей в процессе совместной деятельности

Воспитательный результат:

-знать систему планирования своих действий;
-
знать правила поведения при взаимодействии с собеседником;

-осознавать свою роль в процессе совместной деятельности

Воспитательный эффект:

-уметь грамотно вести диалог с собеседником;

-уметь договариваться в процессе совместной деятельности;

-уметь планировать, оценивать учебные действия, планировать технологический процесс

Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы

(Невзорова Т.В.)

Май


Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Для учащихся:

  1. Обязательная литература:
  • Е.К. Сыч «Большой портрет»

  1. Дополнительная литература:
  • Н.А. Миронова . Устные и письменные сочинения по художественному и научно-популярному тексту. Учебное пособие для 4 класса.
  • УМК «Учимся писать  сочинения». Учебное пособие для 4 класса. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2012.

  1. Интернет-ресурсы:

Для учителя:

  1. Обязательная литература:
  • Н.Н. Светловская. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  • В.А. Синицын. «Мастерская выразительного чтения». Методическое пособие для учителя начальной школы.
  1. Дополнительная литература:
  • Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О. Е., Москва: «ВАКО», 2006
  • Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
  1. Интерет-ресурсы:


Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Оборудование

Наименование

Кол-во в класс

Техническое оснащение

Компьютер

2 шт

Принтер

1 шт

Ксерокс

1 шт

Проектор

1 шт

Литературная база

Книга рассказов Грантса Я. И.

1 шт

Сборник стихотворений Грантса Я. И.

1 шт

Сборник стихотворений Пикулевой Н. В.

1 шт

Сборник стихотворений Сыч Е. К.

1 шт

Книга рассказов Ядрышникова А. А.

1 шт

Сборник стихотворений Ядрышникова А. А.

1 шт

Книга рассказов Михеевой Т. В.

1 шт

Оборудование

Наименование

Кол-во на 1 ребенка в год

Канцелярия

Ватман

1 шт

Бумага для принтера

1 пачка

Бумага для черчения

2 пачки

Бумага для акварели

1 пачка

Тетрадь в линейку

1 шт

Маркеры

3 шт

Краски

1 шт

Клей

3 шт


Список использованной литературы

  1. Жиренко О. Е. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). –Москва: «ВАКО», 2006
  2. Кутявина С.В. «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2006.
  3. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983.
  4. Светловская Н.Н.. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  5. Синицын В.А.. Мастерская выразительного чтения». Методическое пособие для учителя начальной школы.
  6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005.
  7. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия литературного  чтения

Тема: «Учись сочинять стихи»

Цели деятельности учителя: создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся

Планируемые результаты

Предметные:        

-знать отличительными признаками стихотворного текста;
-уметь подбирать рифмующиеся слова;

       Личностные: 

        -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презетация, листы а4, ручки, карандаши, фломастеры, ватманы, листочки с кругами.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I . Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2-3 мин

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Ребята, какие сказки вы знаете?
Что вам нравится в сказках?

Здороваются

Садятся

Слушают

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: просмотр мультфильма

4-5мин

-Предлагаю вам вспомнить сказку Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Просмотр мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи»

-Обратите внимание на доску, там написаны вопросы, ответы на которые вы найдете в мультфильме.

1)Что такое рифма? Как объяснил это цветик?

2)Какие рифмы придумывал Незнайка?

3)Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
4)Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил?

 

Смотрят и анализируют мультфильм

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: 

подводящий диалог

4-5м

-Итак, кто может сказать тему нашего занятия?

-Сформулируйте цель.

-Молодцы, ребята!

-Учимся сочинять стихи

-Научиться сочинять четверостишия

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

2 мин

-Так что такое рифма?
-Как объяснил это Цветик?

 

-Какие рифмы придумывал Незнайка?
-Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
-Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил?

-Верно/ Я вам подскажу Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся УДАРНЫЙ слог должен быть одинаковым.

-Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма, давайте посмотрим в словаре.

-Какие стихи сочинил Незнайка?


Знайка шел гулять на речку, 
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный, 
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой 
Лежит сладкая ватрушка.

-Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
-Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы?

Высказывание детей

-Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково

палка – селедка, пакля – шмакля

Высказывание детей

- Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся УДАРНЫЙ слог должен быть одинаковым

-«Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов»

Высказывание детей

-Да, научился

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

V. Первичное закрепление

Практический: по смыслу закончить чистоговорку

Практический: по смыслу закончить чистоговорку

3 мин

-Давайте и мы поучимся подбирать рифмы. Самое известное для вас задание, где вы должны подобрать рифмы, это чистоговорки. 
Ваша задача: внимательно слушать и по очереди по смыслу закончить чистоговорку словом – рифмой

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.
Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.
Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.


Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.

Слушают задание

Выполняют задание, могут придумать свои слова

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: подбирают рифмы

Словесный: учебный диалог

7-8мин

-Послушайте стихотворение, которое так и называется «Игра в рифмы»
— Теперь, — 
Сказал мне человек, — 
Пора и нам сыграть. 
Я буду 
Доставать слова, 
Ты должен рифмовать. 
Достал он слово кочка, 
А я ответил: бочка, 
И строчка, и сорочка, 
И сразу два листочка, 
И на прощанье — точка... (Д. Чиарди)

-В какую игру я вам предлагаю сыграть?

-Я называю слово, а вы подбираете рифму.
Тарелка – стрелка
Урок – в срок, пророк
Год – кот, невпроворот, поворот
Переменка – сменка, Генка, Ленка
Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка
Кошка – ложка, подножка, крошка
шкатулка – булка
Сова – голова, дрова, 
Табурет – балет, скелет
Роза – мимоза, доза, 
Дворец – огурец, молодец, скворец
Малыш – крепыш, слепыш
Тучка – Жучка, штучка, ручка
Ракета – комета, конфета
Ночка – дочка, почка, строчка, кочка
Птичка – невеличка, рукавичка, страничка

-Трудно подбирать рифмы? 
-Как вы думаете. Все от рифмы вы подобрали к предложенным словам?
-Что требуется от человека, который хочет быстро подбирать рифмы?

Слушают и анализируют

-в рифмы

Подбирают свои рифмы

Высказывание детей

-Нет

-Богатый словарный запас

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: придумывают двустишие

Практический: придумывают двустишие

Словесный: учебный диалог

Практический: читают стихотворение

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: определяют рифму

Словесный: учебный диалог


Словесный: учебный диалог

Практический: творческая работа

4-6мин

        Сочинение двустишия

-Я сейчас вам предложу сочинить двустишие со словом дружок в парах.

С чего вы начнете?

1.        Выберем рифму к слову.

2.        Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.

3.        Постараемся сочинить стихотворение.)

4.        Прочитаем вслух, складно ли получилось?

-Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.

Например:

1.        Маленький щенок Дружок

Схватил ботинок за шнурок.

2.        Подойди ко мне, дружок,

Съешь-ка сдобный пирожок.

3.        По полянке полз жучок,

Наблюдал за ним Дружок.

-Оцените двустишье друг друга.

-Чье двустишье вам понравилось больше всего?

-Ребята, стихотворение В. Капраловой рассыпалось. Помоги собрать его и научись выразительно читать.

Искала булавку весь день.

А булавка упала под лавку,

Лена искала булавку,

Под лавку залезть было лень –

-Назовите рифмующиеся слова

-Какие строки по счету рифмуются?

-Такая рифма называется парной. Парная рифма - это такая рифма, когда рифмуются строки парами: первая и вторая, третья и четвёртая.

-Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно, вопросительно, с удивлением, со злостью, с радостью.

-Теперь прочитайте стихотворение и определите парная рифма или нет в данном стихотворении.

Есть у старушки телушка-пеструшка.

Травку в корзине ей носит старушка.

Бабушкин козлик не ходит со стадом

Бабушка кормит его виноградом.

-Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении? Докажите.

-Какое по характеру это стихотворение?

-Назовите рифмы

-Обратите внимание, что слова можно рифмовать не только в начальной форме.

-Автор этого стихотворения один из самых известных детских поэтов это Самуил Яковлевич Маршак

Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых. Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте.
Еще одно стихотворение С.Я. Маршака.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Мчатся птицы за моря 
И открылась школа.

-Назовите рифмы. 
-Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Докажите.
-Значит, это не парная рифма. Это перекрестная рифма
-Сможем ли мы сочинить двустишие с перекрестной рифмой?

-С.Я. Маршак любил писать о животных. Прочитайте стихотворения и определите, какую рифму использует поэт в каждом стихотворении? 

Пингвин

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

Лебеденок

Отчего течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенце!

Эскимосская собака

На прутике записка:

"Не подходите близко!"

Записке ты не верь

- Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

-Давайте обратим внимание на первую рифму в стихотворении «Эскимосская собака».

-Назовите ее (записка – близко)

-Одинаково ли пишутся концовки слов?

-А почему тогда эти слова считаются рифмованными?

-Какой вывод вы сможете сделать?

-А сейчас, ребята, вас ждет творческая работа. Ваша задача в парах/ группах, придумать двустишья или четверостишья и защитить из у доски

-Приступайте к работе.

*Защита четверостиший*

Правильное решение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку,

Под лавку залезть было лень –

Искала булавку весь день.

-булавку – лавку, лень – день

-1-2. 3-4

Дети читают стихотворение

Читают стихотворение

-Парная, так как 1-2, а 3-4 рифмуются

-Юмористическое

- пеструшка-старушка, стадом-виноградом

- сентября-за моря, села – школа

-Не парная, так как рифмуются 1-3, 2-4

- Нет, здесь минимум должно быть 4 строки

-парная

-перекрестная

-парная

-Записка-близко

-нет

- Одинаковое произношение

-Нужно подобрать слова одинаково звучащие

Сочиняют в группах/парах

К: контроль действий партнера

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

П: построение речевого высказывания;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

2-4мин

- Что нового вы узнали на уроке?

- Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Каждому на парту я положила листок, на нем изображен круг. Выберете одну из предложенных секций круга и закрасьте ее любым цветом, так же не забудьте подписать листок.

Анализируют урок и свою активность в нем

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Технологическая карта внеурочного занятия литературного чтения

Тема: Творчество уральской поэтессы Е. К. Сыч

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством уральской поэтессы – Елены Сыч.

Планируемые результаты

Предметные:        

-знать биографию автора

-уметь формулировать простые выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

       Личностные: 

        -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I . Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2-3 мин

-Здравствуйте, ребята, садитесь. (Дети садятся полукругом)
-Поприветствуйте вашего соседа слева, справа.

-Молодцы, ребята!

Здороваются

Садятся полукругом

Приветствуют друг друга

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практический: составление фамилии из букв

4-5мин

-Ребята, мы уже знакомы с несколькими авторами, которые являются нашими земляками.

-Каких писателей-земляков знаете?

- Сегодня мы познакомимся с еще одним талантливой поэтессой.

-Но для того, чтобы узнать с кем именно, вам необходимо разгадать загадки. Первая буква слова – одна из букв имени нашего писателя. Чтобы узнать фамилию, вам нужно отгадать шифр.

Имя:

1. Маска на мордочке,

Колечки на хвостике,

Возле влажных мест живёт,

А зовут его …(Енот)

2. Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — …(Лето)

3. Я росту, чтоб в Новый год,

Плыл весёлый хоровод,

Зелена я и свежа

И похожа на ежа,

И в жару или метель,

Называют меня... (ель).

4. Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать! (Ножницы)

5. Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен…(Автобус)

Фамилия:

Чтобы узнать фамилию автора, вам необходимо разгадать настоящий шифр с помощью алфавита!

«19 29 25»

(Дети должны сопоставить цифры с порядковым номером букв в алфавите)

Получается: С – 19, ы – 29, ч – 25. Сыч.

-Итак, какие же имя и фамилия у вас получились?
-Верно, Елена Сыч. А кто знает имя и отчество этой писательницы?

-Верно/Я подскажу вам, ее зовут Елена Кашвиловна Сыч.

Слушают учителя

Высказывание детей

Высказывание детей

Дети разгадывают ребусы.

Разгадывают шифр.

-Елена Сыч.

Ответы детей.

-Елена Кашвиловна Сыч.

П: построение речевого высказывания

П: подведение под понятие

К: планирование учебного сотрудничества

III. Постановка учебной задачи

Словесный: 

подводящий диалог

4-5м

-Итак, кто может сказать тему нашего занятия?

-Сформулируйте цель.

-Молодцы, ребята!

-Творчество уральской писательницы Елены Кашвиловны Сыч.

-Познакомиться с творчеством Е. К. Сыч

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: слушание Т

Практический: отгадывание загадок

Практический: отгадывание загадок

2 мин

-Сейчас я расскажу вам о жизни и творчестве Е. Ш. Сыч, слушайте внимательно. (Биография сопровождается слайдами)

     Родилась Елена (Ляля) Шамсутдинова 15 октября 1962 года в деревне Нижняя. Это Кунашакский район нашей области. Ее папа и мама работали в деревенской больнице, мама лечила людей, а папа был водителем машины скорой помощи. И была добрая бабушка, младший брат. Свое детство Елена считает очень счастливым. Родители и бабушка любили детей, берегли их, но и давали им много свободы. Когда читаешь стихи Елены, то понимаешь, как много светлых детских впечатлений у нее осталось на всю жизнь.

     Начинала учиться девочка в деревенской школе, а уже во втором классе она училась в Челябинске, куда переехала ее семья.

     Елена Шамсутдинова училась в разных школах, закончила школу N 38. Ей плохо давались точные науки, зато очень нравились литература, история. Девочка мечтала стать артисткой. После школы поехала в Москву поступать в институт кинематографии. Но желающих было много, она не поступила, вернулась в Челябинск. Стала учиться в педагогическом училище. Закончила, работала воспитателем в детском саду. Теперь ее называли уже Еленой Кашвиловной.  Потом она окончила   педагогический институт.  

     Работает Елена Кашвиловна в монтажном колледже, учит студентов русскому языку.  Она хорошо знает и татарский язык, могла бы быть переводчиком и учителем татарского языка.  

     Поэтический дар в себе она обнаружила случайно. Соседка попросила написать для дочки четверостишие. Очень быстро в голову Елены пришли стихотворные строчки о том, что "жил - был на грядке арбуз, что звали его Толстопуз"... Елене очень понравилось сочинять стихи. Всего за месяц она придумала больше двадцати смешных стихотворных историй. Эти истории не стали бы книжкой, если бы Елена не познакомилась с известной челябинской поэтессой Ниной Пикулевой, которая очень помогла Елене выпустить ее первую книжку стихов "Замечательный день" (2004).

     Вторую книжку Елены Сыч "Зеленую свинку" (2006) поддержал замечательный челябинский поэт Николай Шилов.  Обе книжки понравились и детям, и взрослым.

     А потом был выход сборника "От 7 до 12", куда стихи Елены Сыч вошли по праву.  Сборник дал название целой серии книг челябинских детских поэтов и прозаиков "От 7 до 12". Эта серия издается для семейного чтения.  Читателям понравятся забавные и мудрые строчки челябинских авторов.  Вышло 10 книжек в ярких обложках, с цветными картинками, нарисованными талантливыми художниками.  И в этой серии вышла книга Елены Сыч, она называется "Большой портрет".

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, написанное Еленой Кашвиловной Сыч. Слушайте внимательно.

Рубашка из листьев

В лесном ателье,

Под высокой сосной,

Рубашку из листьев

Шил Ёжик-портной.

Осталось к обновке

Пришить рукава,

Когда в ателье

Заглянула Сова:

- Зачем же ты, Ёжик,

Стараешься зря?

Рубашку из листьев

Примерить нельзя.

Она же по швам

Расползётся, поди.

Какая в ней польза?

Ну, сам посуди!

Признайся,

Чего добиваешься ты?

Ответил портной:

- Исполненья мечты!

Слушают и анализируют

Слушают и анализируют

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

V. Первичное закрепление

Практический: чтение Т.

3 мин

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-Зачем ежик шил рубашку, если ее нельзя потом носить?

-Какую мысль доносит до нас автор? Согласны ли вы с ней?

Какой главный прием использует автор в своем стихотворении?

Верно!

-Кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение?

Радость

Отвечают на вопросы

Олицетворение

Несколько детей читают стихотворение

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение

7-8мин

-Ребята, а сейчас мы проверим на сколько хорошо вы знаете автора и его творчество.

-Перед вами лежат карточки, вам необходимо ответить на вопросы теста.

1. Кем были родители Елены Сыч?

А. Мама – учитель, папа - сантехник

Б. Мама – врач, папа - учитель

В. Оба родителя работали в больнице

Ответ: В.

2. В каком классе поэтесса переехала в Челябинск?

А. Во втором

Б. В пятом

В. В десятом

Ответ: А.

3. Кем мечтала стать девочка?

А. Учителем

Б. Артисткой

В. Врачом

Ответ: Б.

4. Как называлась первая книга Елены Сыч?

А. «Грустное утро»

Б. «Чудная ночь»

В. «Замечательный день»

Ответ: В

Заполняют карточки

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VII.Включение в систему знаний

Практический: рисование иллюстраций

4-6мин

-Ребята, поделитесь на 4 группы.

Вам необходимо в пропущенные места вставить слова, которые были в стихотворении по памяти.

1 группа:        

В лесном … (ателье),

Под высокой (сосной),

Рубашку из … (листьев)

Шил Ёжик-…(портной).

2 группа;

Осталось к …(обновке)

Пришить …(рукава),

Когда в …(ателье)

Заглянула …(Сова):

3 группа:

- Зачем же ты, …(Ёжик),

Стараешься зря?

Рубашку из …(листьев)

Примерить …(нельзя).

Она же по …(швам)

Расползётся, поди.

4 группа:

Какая в ней …(польза)?

Ну, сам …(посуди)!

Признайся,

Чего добиваешься …(ты)?

Ответил портной:

- Исполненья …(мечты)!

Выполняют задание.

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

П: построение речевого высказывания;

VIII. Рефлексия деятельности

2-4мин

- С какими произведениями мы познакомились?

- Достигли ли вы целей которые ставили в начале урока?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Каждому на парту я положила листок, на нем изображен круг. Выберете одну из предложенных секций круга и закрасьте ее любым цветом, так же не забудьте подписать листок.

Анализируют урок и свою активность в нем

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Технологическая карта внеурочного занятия литературного чтения

Тема: Творчество уральской поэтессы Н.В. Пикулевой

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством уральской поэтессы – Ниной Пикулевой.

Планируемые результаты

Предметные:        

-знать биографию автора

-уметь формулировать простые выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

       Личностные: 

        -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I . Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2-3 мин

(Учитель здоровается определенным жестом с учениками)

-Ребята, садитесь. (Дети садятся полукругом)
-Ребята, как я с вами поздоровалась?

-Верно, сейчас вы должны поприветствовать друг друга только с помощью жестов. Приветствия не должны повторятся.

-Молодцы, ребята! Какое приветствие особенно запомнилось вам и почему?

Здороваются

Садятся полукругом

-Жестом

Приветствуют друг друга

Высказывания детей

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практический: составление фамилии из букв

4-5мин

-Ребята, в начальной школе вы много говорили о родном крае, о наших горах, реках, озёрах, о птицах, грибах, растениях и удивительных зверях. Вы узнавали, чем наш край знаменит, теперь вы многое можете рассказать о природе и городах нашей области. А в этом клубе у вас есть возможность узнать о людях – наших земляках, которые прославили наш край.

 -Кого мы называем земляками?

-Чем можно прославить своё имя?

-Всё верно вы говорите. А ещё можно писать очень интересные и красивые стихотворения, которые читают ребята во всех уголках нашей страны.

-Каких писателей-земляков знаете?

- А хотите узнать других? Тогда начнём наше занятие скорее!

-Но для того, чтобы узнать с каким детским писателем мы познакомимся с вами, нужно отыскать буквы в нашем кабинете и составить из них фамилию писателя, пока не закончиться мелодия. Всего букв 8, начинайте, ребята!

-Итак, какая же фамилия у вас получилась?
-Верно, Пикулева. А кто знает имя и отчество этой писательницы?

-Верно/Я подскажу вам, ее зовут Нина Васильева Пикулева.

Слушают учителя

-уроженец одной местности с кем-нибудь

Высказывание детей

Высказывание детей

-Да

Слушают учителя, составляют фамилию из букв

-Пикулева

-Нина Васильевна Пикулева

П: построение речевого высказывания

П: подведение под понятие

К: планирование учебного сотрудничества

III. Постановка учебной задачи

Словесный: 

подводящий диалог

4-5м

-Итак, кто может сказать тему нашего занятия?

-Сформулируйте цель.

-Молодцы, ребята!

-Творчество уральской писательницы Н.В. Пикулевой

-Познакомиться с творчеством Н.В. Пикулевой

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: слушание Т

Практический: отгадывание загадок

Практический: отгадывание загадок

2 мин

-Сейчас я расскажу вам о жизни и творчестве Н.В.Пикулевой, слушайте внимательно. (Биография сопровождается слайдами)

- Нина Васильевна Пикулева родилась 19 июля 1952 года в Челябинске и до сих пор живет здесь. Она начала писать стихи ещё в школе, занималась в литературном кружке, как и вы сейчас. Её родители хотели, чтобы она стала инженером, поэтому будущая поэтесса закончила институт и начала работать на ЧТЗ. Она недолго проработала на заводе, когда её пригласили работать во Дворец культуры. Так Нина Васильевна начала работать с детьми. Сначала она была руководителем литературного кружка, а потом и эстетической студии. Она писала много стихотворений. Вы слышали их с самых первых своих дней, просто ещё не знали, что их автор – Нина Пикулева. Нина Васильевна, став мамой, стала писать стихи для самых-самых маленьких, для грудных детей. Это были колыбельные, прибаутки, журилки, будилки и стишочки. Послушайте:

Потягушки – потягушечки

Поперёк толстушечки.

А в ручках что у нас? Хватушечки.

А в ножках что у нас? Ходюшечки.

А во рту – говорок.

А в головке – разумок.  

- Все стихотворения Нины Пикулевой очень ритмичны и музыкальны. Многие положены на музыку. Послушайте.

-Вам понравилось стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало?

- Также Нина Пикулева – победительница нескольких литературных конкурсов.

- А для ребят вашего возраста Нина Пикулева сочинила рифмованные загадки. Попробуем отгадать?

1)Загадка очень даже легкая

Строил дом

Шестиподъездный –

Догадайтесь, кто таков?

Он своей рукой железной

Доставал до облаков!

2)Загадка лёгкая

То на нос мне сядут,

То лягут на стол,

А то вдруг возьмут

И запрыгнут в чехол!

3) Загадка осенняя

Ты видел, кто в городе

Утром гостил?

Дома, и цветы, и кусты

Проглотил…

4) Загадка со щелчком

А вы не знаете, о ком

Сложилось это мнение,
Что может он

Одним щелчком

Остановить мгновение?

5)Буквы СЛОВО загадали:

КО – в конце,

а  ОК – в начале,

Это СЛОВО дарит свет.

Догадался или нет?

6)Буквы СЛОВО поменяли:

ОК – в конце,

а  КО – в начале,

Между ними - часть лица,

Без улыбки нет словца!

7) Загадка везучая

Она едет –

Мне везёт!

Ведь она меня

Везёт!

8) Загадка очень даже трудная

Кто ходит сидя?

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, написанное Ниной Васильевной Пикулевой. Слушайте внимательно.

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт!

И мудрое, новое

Время – придёт!

Слушают и анализируют

Слушают и анализируют

Слушают стихотворение

Высказывание детей

Отгадывают загадки

-Подъемный кран

-Очки

-Туман

-Фотоаппарат

-ОКошКО

-КО-ЛОБ-ОК

-Машина

-Шахматист

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

V. Первичное закрепление

Практический: чтение Т.

3 мин

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-Зачем нужно читать книги?

-Какую мысль доносит до нас автор? Согласны ли вы с ней?

-Кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение?

Радость

Отвечают на вопросы

Несколько детей читают стихотворение

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение

7-8мин

-Ребята, а сейчас мы проверим на сколько хорошо вы знаете автора и его творчество.

-Перед вами лежат карточки, вам необходимо ответить на вопросы, которые на них написаны.

1. Когда Нина Пикулева начала писать стихи?

Ответ: Она начала писать стихи ещё в школе.

2. На каком заводе работала поэтесса?

Ответ: На ЧТЗ.

3. Где Нина Пикулева работала после того, как уволилась с завода ЧТЗ?

Ответ: В Дворце культуры

Заполняют карточки

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VII.Включение в систему знаний

Практический: рисование иллюстраций

4-6мин

-Ребята, представьте, что вы художники.

 И сейчас вам выпала возможность нарисовать книгу, разрисовать ее обложку. Или вы можете изобразить то, как она выглядит внутри.

 -Приступайте.

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

П: построение речевого высказывания;

VIII. Рефлексия деятельности

2-4мин

- С какими произведениями мы познакомились?

- Достигли ли вы целей которые ставили в начале урока?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Каждому на парту я положила листок, на нем изображен круг. Выберете одну из предложенных секций круга и закрасьте ее любым цветом, так же не забудьте подписать листок.

Анализируют урок и свою активность в нем

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: