ПК 4.3
методическая разработка
Применение педагогических технологий в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 19.81 КБ |
tehnologiya_2.docx | 24.98 КБ |
3_klass_tehnolgiya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология саморазвивающего обучения
3 класс
Тема урока: «Музыкальное состязание. Концерт»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми. Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Музыкальный репертуар: Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, «Концерта №3» Ф.Мендельсона, Аедоницкий «Красно солнышко»
Этап урока | УУД | Действия учителя | Действия учащихся | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. | -Добрый день, 3 класс, Очень рада видеть вас! | - Добрый день, добрый день, Заниматься нам не лень! | 2 минуты |
4. Организация слушательской деятельности | Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Л (личностное отношение при восприятии музыки) | -Итак, приступаем. Попробуем определить главные черты этого жанра. Сейчас мы услышим два отрывка — отрывок «Концерта №1» П.И.Чайковского и отрывок «Концерта №3» Ф.Мендельсона. Слушая музыку, постарайтесь понять, почему они называются «концертом», что в них есть общего? (слушание) -Чем эти произведения схожи? -Чем отличаются? -Как можно назвать эти инструменты? -Солисты, солирующие инструменты. -Эти инструменты подыгрывают оркестру или ведут самостоятельную партию? -Действительно, слово «концерт» в переводе с итальянского — гармония, согласие. А с латинского — состязание. В чем здесь секрет? -Оркестр и солирующие инструменты то соревнуются с оркестром, то играют в согласии, в гармонии. -А теперь рассмотрим репродукцию с картины К. Сомова «Концерт». Какой концерт он изобразил? -Это концерт для голоса, так как выступает девушка-певица в сопровождении виолончели. -Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? -Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса. -Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев. Но один из самых известных и любимых во всем мире концертов — это «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского. Давайте послушаем первую часть «Концерта №1» П.И. Чайковского и с помощью «Словаря эмоциональных состояний» найдите слова, которые соответствуют характеру музыки этого произведения (дети называют характер музыки) (слушание) -Как вы думаете, почему он называется Первым? -Правильно, а еще это первый русский фортепианный концерт. П.И.Чайковский написал его в 1875 году и с тех пор это одно из самых известных произведений композитора. Музыка концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины. Почему? -П.И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!» Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях. Давайте послушаем финал«Концерта №1 для фортепиано с оркестром» (слушание финала «Концерта №1»П.И.Чайковского) И ответьте на вопросы, как звучит мелодия, изменяется ли ее сила звучания(динамика), тембр, лад, регистры? (слушание финала) -Какие части «Концерте №1» мы с вами послушали? -Так сколько частей в концерте? Какую информацию вы можете добавить о жанре «концерт»? -Давайте дополним определение «концерта» Концерт (как муз.жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, состоящее из трех частей. Хорошо, а теперь скажите мне пожалуйста , что ещё артисты делают на концертах кроме как играют на инструментах? Правильно, поют! | В них звучит симфонический оркестр. -В «Концерте» П.И.Чайковского мы слышим,как играет фортепиано, а в «Концерте» Ф.Мендельсона играет скрипка. -Они будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат. Ответы детей Примерные ответы детей Наверное, музыка концерта красива, чудесна, она словно ангелы легка и чиста. -Потому что этот концерт был написан первым в творчестве композитора. -Потому что он самый известный, самый признанный из его концертов. -Музыка передает красоту и богатство русской природы, несгибаемый дух русского человека, широту и доброту русской души. Каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах, изменяется ее сила звучания (динамика), тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие. -Первую и третью, финальную -Концерт состоит из трех частей. -Поют | 12минут |
Предварительный просмотр:
Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников
5 класс
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Метапредметные: применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию, развивать умение размышлять о музыке, совершенствовать вокальные навыки.
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод создания художественного контекста, метод музыкальных обобщений.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | УУД | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Азатовна, сегодня я проведу у вас урок музыки. -О чём вы говорили на прошлом уроке? Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы проверим ваши знания с прошлого урока. | Дети, заходят в класс и садятся за парты. | 2 минуты |
2. Актуализация знаний | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека | -Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины. А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку. | Дети отвечают на вопросы. | 5 минут |
3. Изучение нового материала | П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами | - Ребята, а вы всё знаете об истории колокола, когда он появился, какие существуют колокольные звоны и когда они звучат? -В таком случае, какие мы поставим цели сегодняшнего урока? (узнать, где и когда появился колокол, какие бывают колокольные звоны, т.е. сформировать знания о колоколах и истории их появления). -В каких видах искусства, исходя из темы урока, мы будем с вами рассматривать колокольные звоны? -Итак, цель нашего урока – сформировать представление об истории колокольного звона, рассмотреть его образы в искусстве, значение колоколов в жизни России. - Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева - било (от слова "бить"). -Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре. -Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке. - Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? - Ребята, а кто из вас знает, как называется место, в котором находятся колокола? (Звонница) - А как называют людей, которые звонят в колокола? (Звонарь) Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами. | -Нет -Узнать где и когда появился колокол -В музыке и изобразительном искусстве - Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония | 8 минут |
6. Организация слушательской деятельности | П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами | -Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. У каждого звона свой ритм. Главное в колоколах - это ритм. - В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают. -Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат? -В церкви различают 4 канонических звона. Вы знаете как они называются, давайте вспомним вместе их названия и как они звучат Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним. Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным. -Ну а теперь, давайте вспомним и послушаем как звучат эти колокольные звоны. Слушание колокольных звонов -Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова. На слайде мы с вами видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон. -Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом». -Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. -А сейчас мы обратимся к 3 части сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения? Слушание произведения -Совершенно верно. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской. Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой... Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. -Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками. -Давайте же послушаем дальше, чем сменяется настроение этой части? -С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? -Какой вид колокольного звона использовал композитор? -Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник». - Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано. -После прослушанного хочется сказать, что русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события. Во время ВОВ в белорусской деревне Хатынь фашисты согнали всех жителей в большой сарай и заживо сожгли всех. Сейчас на этом месте стоит памятник и звонит большой колокол в память о заживо сожженный жителях. -Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном. | Дети слушают и отвечают на поставленные вопросы -Музыка звучала, грустно и печально -Радостью, ликованием -Пасха -Трезвон | 13 минут |
Предварительный просмотр:
Технология коллективного взаимообучения
Класс: 3
Тема урока: Балет «Спящая красавица»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Метапредметные: применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: Научатся: проводить интонационно-образный анализ, уметь определять жанр - балет, различать тембры отдельных инструментов отдельных сцен, и средства музыкальной выразительности , слушать музыкальные фрагмент, познакомить и разучить с детьми песню «Красно солнышко»
Личностные: Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод создания художественного контекста, метод музыкальных обобщений.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Музыкальный материал: тема феи Карабос, тема феи Сирени, «Красно солнышко».
Этап урока | УУД | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
3.Изучение нового материала | П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. | -Теперь послушаем музыкальную загадку. Прослушав музыкальный фрагмент, определите, к какому простому жанру она принадлежит. А чтобы правильно ответить на этот вопрос, подумайте, какие движения хочется выполнять под эту музыку. Звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица» -Совершенно верно -А если объединить сказку, музыку и танец, где герои танцуют под музыку, то какой получится жанр? (Представьте себя на большой сцене в сказочных костюмах и танцующих под красивую музыку). -И опять вы ответили верно. Балет - это произведение крупной формы, который относится к сложному музыкальному жанру. -Мы не случайно обратились сказке «Спящая красавица». Сюжет этой сказки вдохновил одного очень известного композитора. Догадайтесь, какого? Он написал «Детский альбом», жил в Воткинске. -Совершенно верно. Композитора П.И.Чайковского и яркие образы этого произведения воплотились в такой музыкальный спектакль, как балет. В конце XΙX века, а точнее 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра с триумфом состоялась премьера балета «Спящая красавица». -Балет и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, выразительная. И мы сегодня говорим о выразительных возможностях музыки великого русского композитора. -Я хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского неповторимая, яркая. А какими же средствами он создает такую замечательную музыку? Нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. -Но для начала нам нужно вспомнить сюжет спящей красавицы. Главные действующие лица: король, королева, принцесса, феи (есть даже и злая Карабос!) и конечно же принц. Итак, события происходят в замке Флорестана. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой Авроре. Добрые феи дарят ребёнку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая фея яростно врывается во дворец. Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что он забыл пригласить на крестины фею Карабос. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что она умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос. В балете «Спящая красавица», главные события происходят на балу. | -Прозвучал вальс. Он относится к простому жанру – танец -Это балет -П.И Чайковский | 4 минут |
4. Организация слушательской деятельности | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) | -Сейчас прозвучит музыка, после ответьте на вопрос. -Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась? (Звучит интродукция) - Верно, музыка была разная. Она воплощает два разных образа. И эти музыкальные образа противопоставляются. Таким образом, мы можем сказать, что музыка Чайковского выразительна. Вступление в музыке называется – интродукция. И исполняется музыка вступления при закрытом занавесе. -Давайте вспомним, какие героини противоположного характера были в данном произведении? Чем они отличаются? - Как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка прозвучавшей интродукции. -Можно ли по музыкальному вступлению предугадать события, чем закончится балет? -Правильно. Музыка изобразила двух персонажей балета, две борющиеся силы. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой два контрастных образа. За помощью обратимся к схеме, напоминающей цветок, на лепестках которого перечислены средства музыкальной выразительности (на стенде прикреплена схема в виде цветка). -А сейчас я вас поделю на две команды. Одна команда будет разбирать музыкальный образ Феи Карабос, а другая – Феи Сирени. Вы будете музыкантами оркестра и дирижерами. -Итак первая команда для вас звучит тема феи Карабос нарисуйте в воздухе линию этой мелодии, какая это будет линия – плавная или скачками. (слушание темы феи Карабос) -Вторая команда для вас звучит тема феи Сирени, попробуйте также изобразить в воздухе линию этой мелодии -Следующее задание, определите какой темп выбрал композитор, чтобы изобразить двух фей. -Какую динамику подобрал композитор для точной характеристики злой Феи и Феи Сирени. -У какой темы ритм ровный, все нотки одинаковой длительности, а у какой темы – ритм неровный, с паузами, скачками. -Какие инструменты выбрал композитор, какую окраску придал звуку (грубую, жесткую или мягкую, нежную), чтобы передать злую сущность или добрую? -Такое сочетание средств выразительности точно создает нужный музыкальный образ. У нас собран цветок, но у него не хватает сердцевины. Чего же у нас не хватает для полного завершения образа? -Чтобы завершить эти образы, выполним задание. Перед вами изображение двух Фей. Сейчас, вы, как в сказке, перевоплотитесь в художников и, используя цветные карандаши, подберите каждой волшебнице цвет костюма: какой, на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь. -Итак, у нас получились противоположные цвета. Наш цветок собран. В наш цветок мы собрали яркую выразительную музыку, которая построена на контрасте двух тем | -Музыка была разная по характеру. Вначале она звучала грозно, а затем светло и мягко. -Фея Сирени и фея Карабос Одна из них добрая, а другая злая. Музыка знакомит нас с Феей Карабос и Феей Сирени. Это злой персонаж и добрый. А по последним аккордам можно сказать, что балет закончится хорошо, победой добра над злом. Мелодия Феи Карабос отрывистая, скачками, рваная, острая. Карабос-быстрый, фея Сирени-неторопливый Дети 1 команды: очень громкую. Дети 2 команды: тихое звучание. Дети 1 команды: грубую, жесткую Дети 2 команды: мягкую, нежную Ответы детей Называют 2 противоположных цвета | 13 минут |