ПК 4.4.
материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования: Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма – дисграфии, у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Проблеме исследования посвящены труды: А. Куссмауля, В. Моргана, О. Беркана, Р.А. Ткачёва, С.С. Мнухина, М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной. По данным Л.Г. Парамоновой, количество обучающихся с дисграфией в общеобразовательной школе достигает более 50%.
Тема исследования: « Диагностика дисграфии и пути её педагогической коррекции в младшем школьном возрасте»
Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы обосновать возможность применения комплекса упражнений для эффективной педагогической коррекции дисграфии у младших школьников. Объект исследования: нарушение процесса письма у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогическая коррекция дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования: 1. Проанализировав психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятия «дисграфия», рассмотреть классификацию, причины возникновения дисграфии и условия ее преодоления. 2. Выявить последствия дисграфии в младшем школьном возрасте. 3. Изучить методики диагностики дисграфии у младших школьников. 4. Путем изучения методической литературы систематизировать наиболее эффективные упражнения по коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. 5. Обобщить результаты исследования, сделать выводы.
Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; обобщение и анализ теоретических положений; сравнение; цитирование; обобщение и систематизация; составление библиографии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Изучены и освещены вопросы: Речь и ее значение в развитии ребенка; Анатомо-физиологические основы речи как фактор речевого развития младших школьников; Особенности развития речи детей на разных возрастных этапах; Причины нарушений речевого развития у младших школьников; Классификация нарушений речи и речевого развития; Нарушения письма и чтения у младших школьников.
Основные понятия главы 1 Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Нарушения речи - это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Функции речи : Сигнификативная функция. Функция обобщения. Функция коммуникации . Виды речи Внешняя речь Внутренняя речь Устная Письменная
Концепция «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева 1-й этап. Подготовительный (доречевой) (с момента рождения до года). 2-й этап. Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). 3-й этап. Дошкольный (от 3 до 7 лет). 4-й этап. Школьный (от 7 до 17 лет).
Причины нарушений речи Биологические причины: Социально-психологические факторы риска: Гипоксия плода; Родовые травмы; Мозговые инфекции; Воспалительные заболевания. Недостаточность эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослыми; Усвоение ребенком младшего возраста одновременно двух языковых систем; Отсутствие должного внимания к развитию речи ребёнка; Дефекты речи окружающих.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДИСФОНИЯ ( Афония) – расстройства голоса ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации РИНОЛАЛИЯ – нарушение тембра и звукопроизношения ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи АЛАЛИЯ- системное недоразвитие речи АФАЗИЯ- полная или частичная утрата речи
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСГРАФИЯ – расстройство процесса письма ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения Психолого-педагогическая классификация нарушений речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ- речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Изучены и освещены вопросы: История изучения нарушения письменной речи. Понятие дисграфии, причины ее возникновения и последствия у младших школьников. Классификация дисграфии и условия ее преодоления в младшем школьном возрасте. Диагностика дисграфии в младшем школьном возрасте. Упражнения по коррекции дисграфии на уроках русского языка в начальной школе.
Основные понятия главы 2 Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Причины стойких нарушений на письме Причины стойких нарушений на письме Причины стойких нарушений на письме
Последствия дисграфии - невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе; - существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов; - проблемы в усвоении математики; - информационная блокада; - психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Упражнения по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии 1. Преобразовать слова: - добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг; - изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон; - переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос – слово. 2. Игра с кубиком. Обучающиеся бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Акустическая дисграфия
Упражнение по коррекции акустической дисграфии 1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .
Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза
Упражнения по преодолению дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза 1. Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: соба ка — ка пус та — ст ак ан… 2. Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов. • борьба, борец, воевать, бороться; • вражеский, враг, врать, вражда; • смешной, смешно, смешить, мех; • ветер, вихрь, ветреный, безветрие; • учить, участок, учитель, изучать.
Аграмматическая дисграфия
Упражнение по коррекции аграмматической дисграфии 1. Закончить предложения, изменяя слово вода. Девочка загорает у … . Мальчик выходит из … . Кораблик плавает у … . Рыбак стоит около … . Чайка летит над … . 2. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях . Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд ...съехал к станции .
Оптическая дисграфия
Упражнения по коррекции оптической дисграфии 1. Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их. 2. Добавь недостающий элемент буквы. 2. Добавь недостающий элемент буквы.
В ВКР мы планируем продолжить исследование по данной проблеме посредством разработки и апробации сборника эффективных упражнений по педагогической коррекции дисграфии на уроках русского языка в начальной школе.
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.