ПК 4.3.
материал

Солдатова Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Определение понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

В то же время понятие "здоровьесберегающая технология" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Дзятковская дает такое определение "здоровьесбберегающая технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогических мер по снижению её возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья"

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающих образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования:

Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время ‒ 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика ‒ применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время ‒ 2-3 минуты.

Релаксация ‒ проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Смена видов деятельности ‒ это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребёнок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях ‒ это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса. Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе ‒ мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Предмет: Окружающий мир

Тема: Превращение и круговорот воды в природе

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Динамическая пауза

1 мин

А сейчас, ребята, давайте отдохнем и немного разомнемся.

Дождик, лей веселей

Дождик, лей веселей,

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей,

И для мам,

И для пап,

Кап-кап!

Кап-кап!

Будет, будет лето

В радугу одето,

Жаркое солнце Яркого цвета,

Яркого, красивого,

Желтого и синего,

Зеленого и красного

И любого, разного.

Хлопки по левой руке правой рукой вверх до плеча и вниз до кисти.

Повторить хлопки по правой, руке левой рукой.

Хлопки правой рукой по левому плечу.

Хлопки левой рукой по правому плечу.

Руки поднять вверх и опустить вниз со встряхивающими движениями кистью руки.

Хлопки ладонями по правой ноге вниз до стопы и вверх до бедра.

Хлопки ладонями по левой ноге вниз до стопы и вверх до бедра.

Хлопки ладонями по спине.

Встряхивающие движения кистями рук.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.


Предмет: Технология

Тема: Украшение платочка монограммой

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

3 мин

Давайте еще раз повторим этапы работы.

Что нужно делать в первую очередь?

Что будет вторым?

Что нам нужно сделать дальше?

Что выполним в последнюю очередь?

Давайте определим, какой должна получиться ваша работа?

Перед началом работы проведем пальчиковую разминку, чтобы вы  вышивали аккуратно и красиво.

“Дом и ворота”

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. 

  1. Перевести букву
  2. Вдеть нитку в иголку, завязать узелок
  3. Вышивать по разметке, начиная с левого края
  4. Закрепить нить в конце работы, отрезать ее
  5. По желанию, украсить узорами платочек

Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую

Р.:планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.


Предмет: Окружающий мир

Тема: Какие растения весной цвести торопятся

Класс: 1

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

3 мин.

А сейчас сядьте удобно, закройте глаза, слушайте музыку и то, что я вам говорю.

Представьте, что вы оказались на лесной поляне, поют птицы, где-то вдалеке слышен ручеек.

Вдруг, вы увидели первые весенние цветы, о которых мы сегодня говорили, рассмотрите их.

А сейчас слушайте внимательно,  я буду называть цветы, если это первые весенние цветочки, то вы поднимите руку, а если нет, то ничего не делаете.

Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска

Молодцы, ребята.

Теперь мы возвращаемся в школу, оказываемся на уроке.

Открывайте глаза.

Настраиваются на релаксацию

Представляют все, что говорит учитель

Слушают задание

Поднимают руки

Завершают релаксацию

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

П.: анализ объектов с целью выделения признаков;



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

— наличие правил, прямых или косвенных, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии внеклассной работы .

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.



Предварительный просмотр:

Примеры применения игровой технологии

Предмет: Английский язык

Тема: We’re having a great time

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение в систему знаний.

 7 мин

You have got cards with different words on your T-shorts.

 I will read sentences in Russian and you are to make them in English. Now you are words.

1.        Я играю в баскетбол.

2.        Мы смотрим телевизор.

3.        Я люблю кататься на велосипеде.

4.        Он играет в игру?

5.        Мы не играем в баскетбол.

6.        Он любит смотреть телевизор.

Good job.

Выполняют задание.

Составляют предложения из слов, роль которых они играют.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Предмет: Окружающий мир

Тема: Домашние животные

Класс: 1

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

6 мин.

Сейчас мы  сыграем в игру, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили домашних животных и их детенышей

Разделимся  на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители.

Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и других домашних животных. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и других детенышей.

А сейчас слушайте меня внимательно.

На лужайке весь день бегали и резвились малыши.  Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята!

Вам нужно собраться в пары Взрослое животное и детеныш.

Теперь наши зрители проверят, правильно ли подобраны пары.

Слушают задание

Делятся на группы

Получают картинки

Находят пары животных

П: структурирование знаний;

К: работа в паре, сотрудничество с партнером


Предмет: Окружающий мир

Тема: Государственный бюджет

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открытие нового знания

10 мин

Итак, мы выяснили, что бюджет – это...

-Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование-игру.

 «Доходы бюджета»

Мне нужно три человека. Я вам выдаю по карточке

1. Зарплата за месяц.

2. Выигрыш в лотерею.

3. Прибыль от продажи конфет

-Ребенок 1 получил зарплату, ребенок 2 выиграл в лотерею, ребенок 3 является кондитером и получил деньги за продажу конфет.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка– это государственный бюджет.

 Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

-Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

-Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

-Кто хочет сформулировать, что же такое налог? …

План доходов и расходов

Участвуют в исследовании

Исполняют роль налогоплательщиков

Отрывают кусочек

У нас получилось две части

Выполняют задание

Меньшую

Налог

Формулируют определение слова налоги

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: анализ объектов с целью выделения признаков;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ‒ совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей. 

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные).

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 

По форме взаимодействия с обучающимися:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1.  Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объём учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учётом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводится с учётом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Рекомендации к оформлению презентаций

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2. Количество слайдов должно быть не более 20;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Правила шрифтового оформления:

1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

2. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

3. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

4. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Текстовая информация:

1. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

2. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

3. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Times New Roman), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

4. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

5. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

6. Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

7. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

8. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

9. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Формы организации работы в начальной школе:

1. Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление ‒ доклад ученика по определённой теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

2. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания ‒ поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

3. Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении программного материала. 



Предварительный просмотр:

Примеры применения ИКТ-технологии

Предмет: ОРКиСЭ

Тема: Защитники Отечества

Класс: 4

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

5 мин

А сейчас давайте посмотрим видео

После просмотра, вам нужно будет ответить на эти вопросы:

1)В каком году родился Александр Невский?

2)В честь кого назвали Александра Невского?

3)Во сколько лет Александр Невский  пошел в поход на Дерпт?

4)С кем воевал Александр Невский в 1240 году?

5)В каком году было Ледовое побоище?

6)Сколько лет прожил Александр Невский?

Будьте внимательны.

Смотрят видео

Делают записи в тетради

К: учёт разных мнений;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации;


Предмет: Английский язык

Тема: Seasons

Класс: 4

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

8 мин

-Look at the pictures on page 64 and listen to the recording. Try to understand it all.

-Now listen to the recording  again and be ready to answer the questions

-What does the girl do in the winter?

-What do you usually  do in the winter?

-What does the boy do in the spring?

-What do you like to do in the spring?

-What do the children do in the summer?

-And what do you never do in the summer?

-What do the children do in the autumn?

-Do you like Autumn?

-What do you like to do in the autumn?

-Good.

Слушают запись

Отвечают на вопросы

-She plays in the snow

-I usually make snowmen in the winter

-He visits his grandfather

-I like to smell flowers in the spring

-They go to the beach

-I never play in snow in the summer

-They go to school

-No, I don’t

-I like to play with leafs

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: выполнить действие в соответствии с требованиями учителя


Предмет: Окружающий мир

Тема: Превращение и круговорот воды в природе

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

V. Первичное закрепление

Наглядный: видео урок

6 мин

-Сейчас откройте учебник на странице 57. Кто прочитает про круговорот воды?

-Спасибо.

-Но, я думаю, что сложно представить круговорот воды, прочитав о нем. Давайте посмотрим видео, чтобы вам всё стало понятно. Обратите внимание на этапы круговорота, вам это пригодится.

-Сейчас я дам вам карточку с заданиями. Вам нужно стрелками показать круговорот воды в природе.

Смотрят видео

Анализируют увиденное

Выполняют задание

Р: осуществление итогового контроля

П.: анализ объектов с целью выделения признаков;



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы.

Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации обучающиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие ‒ к точным наукам, одни ‒ к историческим.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

- по уровню сложности;

- по объёму;

- по степени креативности: по образцу / творчески;

- по обязательности выполнения;

- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.



Предварительный просмотр:

Примеры применения технологии дифференцированного обучения

Предмет: Математика

Тема: Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа

7 мин

- Выполним решение задачи № 3.

- Прочитайте задачу.

За неделю краеведческий музей посетили 3 первых класса, по 24 человека в каждом, и 2 вторых класса, по 28 человек в каждом. На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

- Запишите краткую запись.

Сейчас, пользуясь краткой записью, самостоятельно решаем задачу. Если кто-то затрудняется с самостоятельным решением задачи, можете взять карточку с вопросами, которые помогут вам в решении.

Карточка:

- О ком говориться в задаче?

- Что о них говорится?

- Что известно о количестве первоклассников?

- Что известно о количестве второклассников?

- Что нужно узнать в задаче?

- Можем ли мы сразу узнать ответ?

- Что будем делать первым действием?

 - Что будем делать вторым действием?

 - Как узнать на сколько одно число больше другого?

-Читают задачу

-Записывают краткую запись.

-О первоклассниках и второклассниках.

- Они посетили музей.

-3 класса по 24 человека

-2 класса по 28 человек.

- На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

- Нет.

-Узнаем сколько было первоклассников.

-Узнаем сколько было второклассников.

 - Вычитанием.

1) 24*3=72 (чел.) – первоклассников.

2) 28*2=56 (чел) – второклассников.

 3) 72-56=16 (чел.)

Ответ: первоклассников было на 16 человек меньше, чем второклассников.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Предмет: Изобразительное искусство

Тема:  Украшения и фантазия. Кокошник

Класс: 2

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открытие нового знания

10 мин

Знакомство с новым материалом

  Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма.

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В разных областях были разные головные уборы, один из самых известных нам женских головных уборов- кокошник. Кокошники были распространены в  северных областях . Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Посмотрите, как много красивых и необычных кокошников носили женщины.

Педагогический показ приёмов создания образа

Сейчас мы будем рисовать и украшать кокошник.

У каждого из вас есть заготовка для кокошника. Вы можете выбрать форму, которая вам больше нравится.

Обведите шаблоны.

А сейчас посмотрите, как вы можете украсить свой кокошник. Рисовать нужно сразу красками, но, если у вас не получается рисовать сразу красками, можете использовать карандаш.

Я покажу вам несколько элементов, вы можете выбирать из них, можете смотреть образцы на слайде или придумайте свои особенные кокошники.

Слушают рассказ учителя

- отвечают на вопросы учителя, опираясь на материалы со слайда

-Отвечают на вопросы

Смотрят и анализируют показ

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Предмет: Окружающий мир

Тема:  Превращение и круговорот воды в природе

Класс: 3

Этап

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

VII. Включение в систему знаний.

8 мин

-Скажите, почему можно назвать воду путешественницей?

-Кто может рассказать, как путешествует вода в природе?

- Мы выслушали 3 человека, они будут помогать мне.

-Все остальные будут работать в парах. Ваша задача- рассказать друг другу, как происходит круговорот воды в природе. Желательно рассказать по памяти, можно делать  зарисовки по ходу объяснения. Если же вам нужна опора, то возьмите у наших помощников карточки со схемой и рассказывайте, глядя на них.
Наши помощники будут вместе со мной проверять вашу работу.

Начинаем.

 -потому что она бывает в разных состояниях и в разных местах во время круговорота.

Описывают круговорот воды в природе.

Выполняют задания.

Выбирают способ пересказа

Р: осуществление итогового контроля;