ПК 4.1.
материал
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | + |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | + |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | - |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | + |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | - |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | - |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | + |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | + |
содержание учебного предмета | + |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | + |
место и роль учебного предмета в обучении | - |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | + |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | + |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | - |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | - |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | + |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | + |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | + |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | + |
необходимое количество часов для изучения раздела | + |
содержание учебного раздела | + |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | + |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | + |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | - |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | - |
технические средства обучения | - |
цифровые образовательные ресурсы | - |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | - |
Выводы:
Рабочая программа выполнена объединением учителей начальных классов. Пояснительная записка и большая часть ее структурных элементов отсутствуют. Общая характеристика учебного предмета представлена в полном объеме. Описание места учебного предмета в учебном плане представлена в достаточном объеме, не представлена роль учебного предмета в обучении. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета не представлено. Результаты освоения учебного предмета и содержание учебного предмета представлены в полном объеме. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся представлено не в полном объеме. Система оценки достижения планируемых результатов и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса отсутствуют.
Рабочая программа требует доработки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 города Миасс»
456318, Российская Федерация, Челябинская область, Миасс, Октября, 25,
тел. +7(3513)53-94-16, e-mail beautiful_school18@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Окружающий мир»
на 4 четверть 2019-2020 учебного года
Челябинск, 2020
Дата | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
07.04.20 | Что такое деньги. Практическая работа "Знакомство с современными российскими монетами" УОМН | Обмен товарами, бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); -моделировать ситуации бартера и купли-продажи; -раскрывать роль денег в экономике; -различать денежные единицы разных стран; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий Фронтальный Групповой |
10.04.20 | Государственный бюджет. УОНЗ | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, государства. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; -определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; -выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; -моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронтальный Групповой Индивид-ый |
14.04.20 | Семейный бюджет. УОНЗ | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнит Познавательные: знать о потребностях своей семьи, как формируется семейный бюджет, что такое экономия. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | -характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; -выявлять взаимосвязь между доходами и расходами; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронтальный Групповой Комбинир-ый |
17.04.20 | Экономика и экология. УОНЗ | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; -раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; -обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; -моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий Фронтальный Групповой |
21.04.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Чему учит экономика?" УР | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы , их влияние на экономику | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой. | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. Выполнять тесты с выбором ответа | Фронтальный Индивид-ый Комбинир-ый |
24.04.20 | Золотое кольцо России. УОНЗ | Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов) их достопримечательности | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; -выполнять задания из электронного приложения к учебнику; -с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий Фронтальный Комбинир-ый |
28.04.20 | Золотое кольцо России. УОМН | Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий Фронтальный Групповой Комбинир-ый |
01.05.20 | Проект "Музей путешествий" УОМН | Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Личностные: искать сведения в разных источниках, оценивать результаты своей деятельности | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Фронтальный Групповой Индивид-ый |
5.05.20 | Наши ближайшие соседи. Практическая работа "Работа с картой" УОМН | Государства граничащие с Россией, их столицы. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о государствах - соседях нашей страны и их достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; -обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; -работать с терминологическим словариком; -с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронтальный Групповой Индивид-ый |
8.05.20 | На севере Европы. Практическая работа "Работа с картой" УОМН | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; -соотносить государства и их флаги; -узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; -составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий Фронтальный Групповой |
12.05.20 | Что такое Бенилюкс. Практическая работа "Работа с физической и политической картами, таблицами" УОМН | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; -описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; -выполнять задания электронного приложения к учебнику; -используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; | Фронтальный Групповой Индивид-ый Комбинир-ый |
15.05.20 | В центре Европы. Практическая работа "Работа с физической и политической картами, таблицами" УОМН | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; -выполнять задания по электронному приложению к учебнику; -моделировать достопримечательности из пластилина; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронтальный Групповой Индивид-ый Комбинир-ый |
19.05.20 | По Франции и Великобритании. Практическая работа "Работа с физической и политической картами, таблицами" УОМН | Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. Знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы. Уметь показывать их на карте. | Фронтальный Индивид-ый Комбинир-ый |
22.05.20 | На юге Европы. Практическая работа "Работа с физической и политической картами, таблицами" УОМН | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о странах юга Европы и их достопримечательностях Коммуникативные: Развитие этических чувств, доброжелательности Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; -описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; | Текущий Фронтальный Групповой Индивид-ый |
26.05.20 | По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествие по городам и странам" УОМН | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | Фронтальный Групповой Индивид-ый Комбинир-ый |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общей методической направленности.
УРК – урок развивающего контроля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. УМК «Школа России» ‒ это:
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО.
Учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта ‒ Андрей Анатольевич Плешаков , кандидат педагогических наук . В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»
ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание , планирование, реализация намеченного, контроль и оценка. Структура и содержании учебников УМК «Школа России»
В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).
проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии ; игровые технологии ; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»
Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Математика . Авторы: Моро М.И. и др. Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. Изобразительное искусство (2 линии ) Авторы: Неменская Л.А . ( 1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс). УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК « Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития 1) формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;
2) развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности ; 3) воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; 4 ) воспитание физической культуры младшего школьника ;
5 ) формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса; 6) социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей .
Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из образовательных областей филология математика и информатика искусство естествознание и обществознание музыкальное образование
Основные принципы концепции УМК « Перспективная начальная школа» 1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка.
2. Принципы прочности и наглядности. Через рассмотрение частного к пониманию общего, от общего, т.е . от постигнутой закономерности, к частному, т.е . к способу решения конкретной учебной задачи . 3. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей ‒ формирование у обучающихся привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня и др.
Типические свойства методической системы Комплектность предусматривает единство установки формирования общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации, умение делового общения . Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.
Инструментальность ‒ создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации. Инте рактивность ‒ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
Отличительные особенности УМК «ПНШ» максимальное размещение методического аппарата , включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника ; использование единой системы условных обозначений во всем УМК ;
систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками ; использование единых сквозных героев (брата и сестры ); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.
Основные методические особенности УМК «ПНШ» УМК по каждому учебному предмету включает в себя: - учебник; -хрестоматию; -тетрадь для самостоятельной работы; -методическое пособие для учителя. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя предметные линии учебников : Русский язык Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А. Математика . Автор: Чекин А.Л .
Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка . Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология . Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
Хрестоматии, тетради для самостоятельных работ по учебным предметам 1. Литературное чтение . Хрестоматия. 1 класс ( Чуракова Н.А.); 2. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс ( Гольфман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1 класс ( Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г.).
Учебники по математике для 1 класса (в 2 частях), Чекин А.Л. Учебники
Методические пособия 1 . Математика. Методическое пособие. 1 класс (Чекин А.Л.); 2. Русский язык . Методическое пособие. 1 класс ( Чуракова Н.А., Гольман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Методическое пособие. 1 класс (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системно – деятельностный подход: « Перспектива» - это учебно-методический комплекс для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Авторы учебников: Русский язык и азбука : Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. Литературное чтение : Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Математика : Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Окружающий мир : Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Изобразительное искусство : Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Дополнительно : информатика, музыка, технология, физическая культура.
УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.
создание информационно-образовательной среды включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО формирование УУД как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться Цель:
Принципы: Гуманистический: - всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; - защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности; - усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям; - равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.
2 . Принцип историзма предполагает: - изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте; - структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития предметного знания; - восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания. - персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.
3. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает: - как предмет специального изучения; особое внимание в программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты; - как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей; - как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.
4 . Принцип творческой активности предполагает: - стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач; - участие в проектных коллективных формах работы; - создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» включены задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний: обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. Методологическая основа - системно-деятельностный подход
Большие возможности для решения воспитательных задач . Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника.
Разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты» , помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе.
Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы»: «Я в мире и мир во мне» : важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции ), которая позволяет: - формировать гражданскую идентичность — чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом: - развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; - формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных , а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать: - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог; - формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой. «В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем. - формировать установки на здоровый образ жизни; - формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Деятельностно-ориентированные принципы: 1 ) принцип обучения деятельности технологии : - проблемно-диалогическая - технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) - технология оценивания учебных успехов - проектная технология 2) принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной