ПК 4.4
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вожатский кейс | 689.88 КБ |
Реферат | 216.71 КБ |
Защитное слово (реферат) | 12.81 КБ |
Презентация | 209.75 КБ |
Музейная педагогика | 73.87 КБ |
Музейная педагогика | 113.9 КБ |
Программа работы с одаренными детьми | 92.06 КБ |
Реферат "Моя малая родина" | 603.8 КБ |
Краткий терминологический словарь по философии | 490.73 КБ |
Программа внеурочной деятельности курса «happy kids» | 589.15 КБ |
Защитное слово защиты программы по ВД | 208.44 КБ |
Курсовая работа | 693.56 КБ |
Защитное слово курсовой | 35.75 КБ |
Презентация курсовая | 1.32 МБ |
Реферат КСО | 191.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Добрый день! Я Шубина Дарья, студентка 26 группы представляю вашему вниманию реферат по теме: «современные способы повышения мотивации младших школьников к учебной деятельности.». Мой научный руководитель: Золотникова Екатерина Андреевна.
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время из за повышенной нагрузки у младших школьников пропадает интерес к учению и главной задачей учителя является заинтересовать ребенка к обучению и повысить его мотивацию к учебе.
Изучением проблемы занимались МАРКОВА Аэлита Капитоновна, Божович, Лидия Ильинична, Сухомлинский Василий Александрович, Ильин Евгений Павлович, и др.
5сл. Целью исследования является: Цель исследования – на основе анализа различных источников информации изучить особенности поддержания учебной мотивации младших школьников.
6сл. Для достижения данной цели сформулированы такие задачи: 1. рассмотреть и изучить понятие «учебная мотивация»;
2. изучить виды мотивации;
3. проанализировать способы повышения мотивации;
4. обобщить материал исследования и сделать выводы.
7 сл. Мы использовали теоретические методы исследования. Более подробно с методами можете ознакомиться на слайде.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования: В настоящее время ФГОС НОО требует повышенных знаний от младших школьников. От большого количества информации у младших школьников пропадает интерес к учебе. Как сказал выдающийся советский педагог-новатор В . А. Сухомлинский : «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться ». Главной проблемой на сегодняшний день является слабая учебная мотивация младших школьников. Поэтому учитель и должен ставить перед собой цель повышения мотивации учеников. Проблемой исследования занимались : Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег , К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев и другие .
Тема исследования: « Современные способы повышения мотивации младших школьников к учебной деятельности »
Цель исследования: на основе анализа различных источников информации изучить особенности поддержания учебной мотивации младших школьников. Задачи исследования : 1. рассмотреть и изучить понятие «учебная мотивация»; 2. изучить виды мотивации; 3. проанализировать способы повышения мотивации; 4. обобщить материал исследования и сделать выводы.
Методы исследования : - поиск тематической литературы; - а нализ ; - обобщение ; - систематизация материала.
ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ПОДДДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие учебной мотивации 1.2. Возрастные особенности формировании мотивации 1.3. Виды мотивации 1.4. Способы повышения учебной мотивации младших школьников
Основные понятия исследования : Мотивация - это побуждение, потребность, внутренняя позиция личности, определяющие поведение человека, направленность его действий, организованность, стремление к достижению определенной цели. Учебная мотивация - это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Существует 3 уровня учебной мотивации: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); 2. узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение ); 3. мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Структура учебной мотивации младших школьников: Социальные мотивы – это основа самовоспитания и самосовершенствования. Познавательные мотивы - это основа самообразования. Главная задача этого мотива- интерес к процессу решения; интерес к результату и поиск наиболее рационального способа решения задачи
Г лавная задача классного руководителя – повысить учебную мотивацию своих учеников. Сформировать мотивацию к обучению - это создать у младших школьников такие условия, в которых им самим захочется учиться .
В курсовой работе , мы планируем рассмотреть методические основы работы классного руководителя над повышением учебной мотивации младших школьников.
Спасибо за внимание ! Мы готовы ответить на ваши вопросы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музейная педагогика дает возможность: У чителю : наглядно и интересно объяснить новый материал; организовать интересные уроки, факультативные и внеклассные занятия; привлечь обучающихся к исследовательской деятельности ; развить эмоциональную сферу обучающихся, познавательные и творческие способности, нравственные качества детей; создать условия для самореализации детей; расширить словарный запас обучающихся; привить детям любовь к Родине; наладить взаимодействие с родителями обучающихся
Обучающимся : ощутить значимость изучаемого материала; самореализоваться ; сформировать активную жизненную позицию; по-новому взглянуть на свой родной город, край. Музейная педагогика дает возможность :
Цель музейной деятельности в школе – формирование у обучающихся ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за Отечество, школу, семью.
Музейная педагогика дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе
Формы работы в рамках музейной педагогики: работа по созданию школьного музея; экскурсии по памятным местам города; посещение музеев города; встречи с интересными людьми, жителями города; кружковая работа; интегрированные уроки; викторины , творческие конкурсы; поисковая и исследовательская работа; классные часы , проводимые в музеях.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Защитное слово
(1 слайд)
Здравствуйте, я Шубина Дарья студентка 36 группы. Вашему вниманию, представляю курсовую работу на тему «методы и приемы повышения социальной мотивации младшего школьник».
(2 слайд)
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время ФГОС НОО требует не только повышенных знаний от младших школьников, по сравнению с прошлыми годами, но и сформированность навыков общения.
Современное поколение младших школьников значительно отличается от учащихся прошлых лет. От детей требуется больше знаний. Информационные технологии развиваются, но и образование не стоит на месте, поэтому от младших школьников знания требуются значительно выше. Задача учителя- развивать стремление учеников к общению друг с другом.
Учебная мотивация зависит от социальной. Развивая одну, мы параллельно развиваем другую. Поэтому нужно уроки делать не только информативными, но и для того, чтобы дети общались между собой. Как сказал французский писатель, Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
В современном мире невозможно быть не только не образованным человеком, но и без навыков взаимодействия с другими людьми. Но навыком общения мы овладеваем еще в детстве, поэтому каждый учитель должен быть заинтересован помочь каждому ребенку в своем классе.
(3 слайд)
«На основании актуальности проблемы исследования, нами сформулирована тема исследования: «методы и приемы повышения социальной мотивации младшего школьник».
(4 слайд) На слайде представлены цель , объект, предмет исследования
(5 слайд) задачи исследования.
(6 слайд) а также методы, используемые в исследовании.
(7 слайд) В теории нами рассмотрены вопросы, которые вы видите на слайде.
В содержании параграфа 1.1 на основе анализа литературы нами было выделено понятие «мотивация». Было рассмотрено само понятие, разные точки зрения понимания этого слова. Сравнение понятия «учебная мотивация» с понятием «мотивация учения». Выявление разницы общих черт понятий. Изучены виды мотиваций младшего школьника, ее особенности. Рассмотрены два мотива учения. Выделены несколько функций мотивов.
Параграф 1.2 ориентирован на изучение социальной мотивации. Рассмотрено понятие «социализация», его главная задача. Помимо положительных характеристик, выявлен минус данного мотива. На какие подгруппы делится социальная мотивация. Были рассмотрены мнения Л.И.Божович и А.К. Марковой. Было выявлено, что «социальная мотивация» неразрывно связана с «учебной мотивацией».
В содержании параграфа 1.3 нами были рассмотрены возрастные особенности формировании мотивации. Мы считаем, что младший школьный возраст-это начало становления мотивации, от которой зависит вся судьба ребенка. Мы выяснили, что социальная мотивация начинает свое развитие еще в дошкольном периоде с помощью игр. Именно благодаря играм у детей развивается интерес к взаимодействию со сверстниками и познавания нового. Опираясь на исследования Р.М.Гинзбурга и Д.В.Солдатова были рассмотрены плюсы и минусы мотивации младшего школьника.
(8 слайд) На слайде представлены основные понятия 1 главы.
Словарь-справочник по педагогической психологии утверждает, что мотивация- частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную дея-тельность . А вот словарь терминов по общей и социальной педагогике утверждает, что мотивация- это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Известным ученым-психологом Л.И. Божович под мотивом понимается внутренняя позиция личности.
(9 слайд)
Существует несколько видов учебной мотивации. Л.А. Венгер, М.Р. Гинзбург, Д.Б. Эльконин в структуре учебной мотивации младших школьников выделили два мотива: социальные и познавательные.
Социальные мотивы – это основа самовоспитания и самосовершенствования.
Познавательные мотивы - это ото основа самообразования.
(10 слайд)
социальные мотивы, связанны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Главная задача данного мотива- желание получить хорошую отметку и добиться похвалы учителей. Но главный минус данного мотива в том, что без контроля и напоминания взрослых мотив не актуализируется.
Социальные мотивы распадается на несколько подгрупп:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
(11 слайд)
Во 2 главе мы провели работу по методическому изучению основ поддержания социальной мотивации младших школьников в образовательном процессе.
В содержании параграфа 2.1 нами были рассмотрены условия поддержания социальной младшего школьника. Мы выяснили, что социальные мотивы ребенка в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя и похвалу своих сверстников. Уже на этом этапе появляется стремление занять определенное место в коллективе сверстников и ориентировка на мнение товарищей. Рассмотрены основные причины нежелания учиться.
Содержание параграфа 2.2 направлено на рассмотрение роли семьи в формировании социальной мотивации. Мы выяснили, что социальная мотивация формируется с самого детства. Ребенок должен приходить в школу уже с начальным этапом сформированности социальной мотивации. Изучено мнение выдающегося педагога В.А.Сухомлинского о том ,что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Нами рассмотрены две статьи семейного кодекса. Так же выявлены многочисленные ошибки родителей, которые влияют на снижение интереса к взаимодействию со своими товарищами.
Содержание параграфа 2.3. направлено на рассмотрение роли школы в повышении социальной мотивации младшего школьника. Выявлена главная задача учителя в учебном процессе по повышению социальных мотивов. Мы определили, что учитель- это тот человек, который сформировывает и укрепляет отношения между своими учениками. Даже Л.Н.Толстой писал, что учитель который имеет любовь к ученикам, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Выяснено, что мотивационную роль играют отметки. Они воспринимают отметки, как оценку своих стараний.
Параграф 2.3.1. направлен на рассмотрение методов и подходов развития социальной мотивации. Изучены различные методики по повышению социальных мотивов у младших школьников. Так же рассмотрены приемы, которые позволяют замотивировать учащихся к взаимоотношениям друг с другом с целью повышения учебной мотивации.
В параграфе 2.3.2. представлена система рейтингов, благодаря которой можно повысить учебную мотивацию с помощью социальной. Мы считаем, что использование рейтинговой системы оценки универсальных учебных действий учащихся целесообразно в начальной школе. С помощью рейтинговой системы возможно наладить самоуправление в классе.
(12 слайд )
Основные понятия 2 главы
Родители в начале обучения своих детей совершают много разных ошибок, которые влияют на снижение интереса к взаимодействию со своими сверстниками :
1. Ребенка рано отдают в школу. Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать.
2. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.
3. Неблагополучие в семье
4. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
5. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей
6. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту
7.Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка;
8.Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
9. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына
10.Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно
(13 слайд)
Таким образом, учителя начальных классов слышат от родителей, что они приводят своих детей в школу, чтобы их детей учили и воспитывали. Но по приходу ребенка в школу роль родителя в воспитании ребенка не уходит на второе место. Младшего школьника должна воспитывать не только школа, а так же близкие и окружающие его люди.
(14 слайд)
Придя в школу учащиеся уже имеют начальный этап социальной мотивации, задача школы увеличить и развить ее еще больше.
Главная задача учителя в учебном процессе - это помочь ученику в понимании окружающего мира, осознание себя и своего предназначения в нем, способствовать превращению ученика из индивида в личность.
Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует социальная мотивация: у 79% учащихся социальная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
(15 слайд)
В связи с эти мы проанализировали существующие методы и подходы развития школьной мотивации.
Например,
- Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых группе учеников предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
- Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.
- Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети совместно друг с другом выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
- Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку.
(16 слайд)
Так же важно использовать игровые приемы.
- Прием «Своя опора».
- Прием «Повторение с одновременным контролем».
- Прием « Объясни соседу».
Более подробно с ними вы можете ознакомиться в курсовой работе.
Таким образом учащиеся больше сотрудничают друг с другом, закрепляют и повторяют пройденный материал. Учащиеся учатся оценивать себя, свои знания и знания своего напарника
(17 слайд) Так же мы рассмотрели понятие рейтинг и рейтинговая система
Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
Мы думаем что , использование рейтинговой системы оценки универсальных учебных действий учащихся целесообразно и в начальной школе, так как при использовании этой системы создаются условия для:
- психологической безопасности учебного процесса
- формирования умения самооценки деятельности;
- оценивания ребенка по отношению с самим собой;
- наблюдения учащимся динамики собственного роста.
Рейтинговая оценка является оптимальным средством мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении.
Итак, систему рейтингов нужно развивать, начиная с первого класса.
В курсовой работе мы привели примеры диагностических методик определения уровня сформированности социальной мотивации младших школьников. С которыми вы можете более подробно ознакомиться на стр. ___26?
(18 слайд)
В заключении хочется сказать, что мотивацию младших школьников нужно повышать интересными методами и способам и в формировании мотивации участвует не только учитель, но и родители
(19 слайд)
Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и методические аспекты построения этапов мотивации и рефлексии на уроках технологии. Задачи работы выполнены, цель достигнута.
(20 слайд) В дипломной работе мы планируем продолжить изучение данной темы и….
(21 слайд) Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования В настоящее время ФГОС НОО требует не только повышенных знаний от младших школьников, по сравнению с прошлыми годами, но и сформированность навыков общения. Учебная мотивация зависит от социальной. Развивая одну, мы параллельно развиваем другую. В современном мире невозможно быть не только не образованным человеком, но и без навыков взаимодействия с другими людьми. Навыком общения мы овладеваем еще в детстве, поэтому каждый учитель должен быть заинтересован помочь каждому ребенку в своем классе. Проблемой исследования занимались (- ются ): Л. И. Божович , Д. Б. Эльконин , А. К. Маркова и др.
Цель исследования - на основе анализа различных источников информации изучить особенности поддержания социальной мотивации младших школьников. Объект исследования - воспитательный процесс младших школьников в системе деятельности классного руководителя. Предмет исследования - современные методы и приемы повышения социальной мотивации младших школьников.
Задачи исследования 1. Рассмотреть условия поддержания социальной мотивации. 2. Проанализировать роль семьи в повышении социальной мотивации младшего школьника. 3. Проанализировать роль школы в повышении социальной мотивации младшего школьника. 5. Изучить систему рейтингов. 4. Обобщить материал исследования и сделать выводы.
Методы исследования : - изучение и анализ методической литературы по проблеме исследования; - анализ, синтез и систематизация рассматриваемых явлений; - обобщение изученного материала.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДДДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие мотивации и ее виды 1.2. Социальная мотивация 1.3. Возрастные особенности формирования мотивации
Основные понятия главы 1 Мотивация - частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность . Мотивация- это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Мотив - внутренняя позиция личности. (Л.И. Божович )
Виды учебной мотивации Социальные мотивы – это основа самовоспитания и самосовершенствования. Познавательные мотивы - это основа самообразования.
Социальные мотивы распадается на несколько подгрупп: 1) широкие социальные мотивы; 2) узкие социальные.
ГЛАВА 2. Методические основы поддержания социальной мотивации младших школьников в образовательном процессе 2.1. Условия поддержания социальной мотивации младших школьников 2.2. Роль семьи в повышении социальной мотивации 2.3. Роль школы в повышении социальной мотивации 2.3.1. Методы и подходы развития социальной мотивации 2.3.2. Система рейтингов 2.4. Диагностические методики определения уровня сформированности социальной мотивации младших школьников
Ошибки родителей: 1. Ребенка рано отдают в школу. 2. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста 3. Неблагополучие в семье 4. Дети не посещают детский сад. 5. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей 6. Отсутствие четкой организации жизни ребенка. 7.Завышенные требования. 8.Неправильные методы воспитания. 9. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына 10.Родители верят в то, что дети должны разделять интересы.
Диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников у 79% учащихся социальная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, у 20% сформирована.
Методы и приемы развития школьной мотивации Метод «Дидактические игры». Метод «Соревнование». Прием «Оратор». Прием «Верные - неверные утверждения». Прием «Лови ошибку».
Игровые приемы Прием «Своя опора». Прием «Повторение с одновременным контролем». Прием «Объясни соседу».
Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. Цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
В заключении хочется сказать, что мотивацию младших школьников нужно повышать интересными методами и способам и в формировании мотивации участвует не только учитель, но и родители .
Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и методические аспекты построения этапов мотивации. Задачи работы выполнены, цель достигнута .
В выпускной квалификационной работе мы планируем разработать сборник рекомендации по повышению социальной мотивации младших школьников.
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.