ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.ppt | 797.5 КБ |
fragmenty_uroka_po_matematike_igrovaya_tehnologiya_3_kl.docx | 29.28 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.86 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_uprazhneniya_dlya_glaz.ppt | 1.16 МБ |
triz_tehnologii_i_fragment_uroka.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З.Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я.Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д.Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Ю.С.Арутю¬нов, М.М.Бирштейн, Г.К.Селевко, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Гераси¬мов и др. Авторы игровой технологии
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта¬ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Цели использования игровой технологии Спектр целевых ориентаций:
Общими педагогическими целями включения в учебный процесс игровых технологий могут быть: • обзор темы, обсуждение которой уже было или еще предстоит; • решение проблемы, определенных в ходе предшествующих учебных занятий; • выполнение заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий; • выполнение заданий на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия. Режим игрового взаимодействия требует соблюдения общих принципов, определяющих игровые технологии как самостоятельные методы моделирования. Каждый из перечисленных ниже принципов является стратегическим и методологическим принципом организации и проведения игровых технологий, раскрывается через комплекс принципов тактического и оперативного уровней, которые ярче и полнее всего реализуются в методах игрового обучения, так как они построены на групповом взаимодействии.
Признаки педагогических игр: - четко поставленная цель обучения; - игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций; - деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе .
Основные направления реализации игровых приемов: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .
Условия использования игровых технологий на уроках: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Функции игровых технологий: - правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; - игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Принципы игровых технологий Принцип эффекта . Известно, что люди лучше усваивают даже сложную информацию в располагающей к этому обстановке. Они стремятся к выполнению упражнений, которые понятны, приятны и легко усваиваются. Поэтому создание творческой, психологически комфортной обстановки, как уже отмечалось, является непременным требованием обучения. Эвристический оптимизм преподавателя, т.е. стремление к успеху через умение программировать подсознание свое и обучаемых на успех, позволяет участникам игрового взаимодействия быстрее адаптироваться, чувствовать себя частью группы, равноправным партнером. Принцип целеполагания . Преподаватель должен уметь выстраивать иерархию целей всего обучения, целей на каждое игровое занятие, целей на каждую игру или тренинг и в каждый конкретный период жизни группы. Цели должны относиться как к группе в целом, так и к отдельным ее участникам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников. Принцип обучающей направленности игрового моделирования выражается в первую очередь в передаче и усвоении новых знаний, умений и навыков. Источниками этого комплекса компетентности выступают: преподаватель, ведущий игровое занятие; партнеры по общению; разнообразные практические ситуации. Преимущество игровых технологий заключается в том, что обучаемые не получают готовые знания, компетентность, а сами приходят к ней в своей активности.
Принцип упражнения . Научно доказано, что люди запоминают что-либо гораздо лучше, если это связано с каким-нибудь видом физической или умственной активности. Поскольку интерактивные имитационные и деловые игры, анализ ситуаций, игровое проектирование неизменно требуют включенной активности, они ярко отражают важность упражнения для изучения процесса повторения. Коллективное обсуждение проблемы позволяет участникам игры с разных сторон рассмотреть обсуждаемый вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партнеров по команде, а затем и всех участников игрового комплекса, достичь планируемой цели. Принцип подготовленности касается индивидуальной мотивации участников игрового обучения и их внутреннего желания сделать все возможное для принятия решения по проблеме или для разработки конструктивного проекта. Учебные игры должны быть сориентированы на участников, т. е. учитывать их познавательные и прагматические интересы, удобное для учебы время и подготовленную пространственную среду («игровое поле»). Принцип равенства включает в себя две составляющие: во-первых, требование одинаковой частоты и интенсивности действий и высказываний своих суждений и мнений для всех участников; во-вторых, равное распределение ответственности за ход и результаты игрового взаимодействия между всеми членами группы. Причем имеет место так называемая «ответственная зависимость», т.е. ответственность за итоги игры в команде и в целом несут все (играющие и обучающие), отвечая как за свои персональные действия и поступки, так и за групповую работу в целом.
Принцип личного проживания позволяет участникам игр приобретать знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционального переживания различных ситуаций — проходя этап фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих и управленческих решений. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником, должны стать его личным опытом. Принцип ассоциаций всегда был базовым для обучения: усвоение новых сведений в условиях обучения с помощью методов игрового моделирования становится более эффективным, если оно базируется на уже имеющeйcя или вновь собранной информации. Человек двигается от «известного» к «неизвестному» простым способом. Новое знание «нанизывается» на старое или отталкивается от него, добавляется уже имеющимся знаниям и умениям. Принцип общения, группового взаимодействия . Обучающая игра, тренинг позволяют их участникам чувствовать себя принятыми в группу и активно принимающими других, а также пользоваться доверием и пониманием группы и не бояться самим доверять другим людям. В игре люди раскрепощаются, становятся более коммуникабельными, так как в игре все равны, здесь работает механизм взаимопомощи, действует обратная связь, все это позволяет участникам узнать мнение других участников игры о себе, о своей манере или стиле общения. В групповом взаимодействии оттачиваются коммуникативные умения, апробируется выбор стратегий взаимодействия и моделей общения, снимаются стереотипы.
Принцип партнерства . Считается, что партнерский стиль общения является наиболее эффективным для игрового взаимодействия, поэтому педагог, работающий с игровыми технологиями обучения, должен сам демонстрировать такой стиль и создавать соответствующую атмосферу уважительности и взаимопонимания на «игровом поле». Принцип диагностики предполагает, что преподаватель постоянно изучает группу в целом (состояние, сплоченность, активность и т.д.), каждого обучаемого (степень вовлеченности, эмоциональное состояние, усталость и т.д.), рассматриваемую проблему, ситуацию или задачи (насколько они адекватно понимаются, какие варианты решений выдвинуты, как далеко группа продвинулась в поиске решения и т.д.). Это позволяет осуществлять необходимую коррекцию. Принцип достижения ожидаемого результата . Учебная игровая технология должна носить деловой характер, т.е. быть полезным инструментом для научения, приводить к образовательной результативности. Проведение игр на занятиях со студентами и особенно в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов только для того, чтобы «убить время» или вызвать эмоциональный азарт, недопустимо. Каждая игра, упражнение, ситуация, тренинг должны быть направлены на достижение обучающих или организационно и личностно развивающих целей, на приобретение ценностного смысла, освоение знаний, умений и навыков профессионального, педагогического, управленческого, психологического характера. Именно прагматический характер игрового обучения привлекает интерес аудитории. Следовательно, разумное сочетание преимуществ игры и полезной информации позволяет сделать обучение с помощью технологий игрового моделирования интересным и целенаправленным.
Результат использования игровых технологий Критериями эффективности реализации игровой технологии являются: эвристичность в установлении различий и сходства в изучаемых предметах и явлениях, нахождение общего, единичного, особенного; не регламентированность в поиске и разрешении противоречий; комфортность; выразительность речи; высокая творческая активность; уровень сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий. Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В играх могут быть реализованы следующие потребности: наличие собственной деятельности; творчество; общение; власть; самоопределение через ролевое экспериментирование; самоопределение через различную деятельность. Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока окружающего мира
(игровая технология)
Филфорды.
Дети должны отгадать загадки. Слова в филфордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться. Кто быстрее и больше найдёт отгадок.
А | Ю | Ж | К | О | К | О | Р | Т |
О | С | Ё | К | Ш | Я | Ч | О | М |
Л | О | Л | Р | К | А | С | Б | В |
К | Ш | В | О | Л | И | О | А | А |
О | А | Е | Р | Б | К | Б | А | Р |
З | Д | С | В | Л | Ю | Д | К | А |
А | Ь | А | И | Н | Ь | Я | А | Н |
- У порога плачет. Тихо в комнату войдёт – замурлычет, запоёт. (Кошка)
- Он шерстью своей одевает людей. (Баран)
- Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже я купаюсь. (Свинья)
- Я – лучший сторож дома и с детства всем знакома. (Собака)
- Меня оседлают, и я бегу, но также и грузы возить я могу. (Лошадь)
- “Ме” да “ме”, а сама себе на уме. (Коза)
- На мне люди ездят и возят поклажу. В пустыне безводной могу идти даже. (Верблюд)
- Назовёте вы легко, кто даёт нам молоко. (Корова)
- Длинноухий и серый, пусть упрям – какое дело? (Осёл)
- Я похож на зайца очень, но не заяц, между прочим. (Кролик)
Фрагмент урока математики
(игровая технология)
Тема урока: Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000
Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь составлять алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел
- уметь подбирать пропущенные данные в уравнении, решать текстовые задачи арифметическим способом
- знать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Оборудование: программа: « Школа России»; учебник М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика. 3 класс (2 часть)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Сейчас проведем игру в виде «Домино». Я вам раздам карточки на них примеры вы их решаете, к примеру у вас получился ответ 240, вы его называете, соединяете с другим примером который начинается на это число. Только вы соединяете не просто в линию, а попытайтесь сделать какую-нибудь фигуру. Игра «Молчанка». | 250 + 80=330 330 – 60=270 270:5=54 54:2=27 27*162 162*3=486 486:27=18 18+92=110 110-47=63 63*5=315 |
Фрагментурока математики
(игровая технология)
Тема: Краткая запись.
Цель деятельности учителя:обучение составлению краткой записи к «арифметическим сюжетным задачам»
Предметные:
рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи.
Личностные:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, чувство коллективизма, культуру поведения на уроке.
- воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
Тип урока: «Открытие нового знания»
Оборудование: Учебник «Математика» («ПНШ» 2 класс 1 часть, рабочая тетраль); презентация.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Устный счёт проводится в форме эстафеты На каждый ряд выдается карточка с математическими выражениями, найдя значение одного выражения, ученик передает карточку следующему. Побеждает та команда, которая выполнит задание первая и без ошибок. После того как все выполнили задание, осуществляется проверка. Ряды меняются карточками и выполняют проверку по образцу. 20 + 40 = (60) 70 – 40 = (30) 40 + 50 = (90) 50 – 30 = (20) 90 – 30 = (60) 15 – 8 = (7) 19 – 10 = (9) 15 + 27 = (42) 12 – 4 = (8) | Делиться на команды. Выполнять вычисления. Осуществлять проверку. |
Фрагмент урока математики
(игровая технология)
Тема: Н.Н. Носов «Телефон»
Цели деятельности учителя: продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова
Планируемые результаты
Предметные
знать произведение Н.Н. Носов «Телефон»
уметь: учится правильно и выразительно читать произведение; анализировать произведение.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; уметь раскрывать разные точки зрения; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности. воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 3кл. 2 часть: Учебник: Климанова ,.; презентация.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Сейчас двое выходят к доске и Дети читают по ролям отрывок из рассказа Кто автор этого рассказа? (Портрет Н.Н. Носова прикреплен на доску) - А как называется рассказ? -Откройте стр. 170 - А предположите, о чём может быть этот рассказ? -Значит, какая тема урока? – Как вы думаете, какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | Выступают два ученика у доски с диалогом (играют роль Мишки и Кости из рассказа Н.Носова «Телефон») - Алло! Алло! - Алло! - Слышно что-нибудь? - Слышно. А тебе слышно? - Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно? - Хорошо. А тебе? - И мне хорошо! Ха - ха - ха! Слышно как я смеюсь? - Слышно. Ха - ха - ха! А тебе слышно? - Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду. Открывают учебник на с.170, по иллюстрациям и по названию предполагают о чём может говориться в этом произведении. Н.Н. Носов «Телефон» Познакомиться с произведением Н.Н. Носов «Телефон» |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Отсутствие назидательности и авторитарности
- Элементы индивидуализации обучения
- Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- Интерес к учебе, желание идти на занятия
- Наличие физкультминуток
- Наличие гигиенического контроля.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
1.Выполнение требований СанПиН.
2. Соблюдение этапов урока,
3. Использование методов групповой работы.
4. Использование интерактивных методов.
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
-оптимальная плотность урока,
-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,
-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,
-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
-минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
Скороговорки: Тээ хойно,гэрэй хойно
Хорин гаран хори галуун.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ТРИЗ- технологии для начальной школы.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
Основные функции ТРИЗ
1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
- Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
- Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
- Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
- «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
- Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Фрагмент урока математики
Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Ю. Ермолаев
Планируемые результаты
Предметные
знать произведение Ю. Ермолаева «Проговорился»
уметь: прогнозировать содержание текста; понимать поступки героев; характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух; исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; уметь раскрывать разные точки зрения; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности. воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Климанова Литературное чтение 3кл. 2 часть, презентация
VII. Включение в систему знаний Практический: составление синквей на | 6 мин. | - Последнее задание. Попробуем составить СИНКВЕЙН о главной героине. Но для этого вспомним, что такое синквейн? А что нужно сделать, чтобы его составить? Да верно, ребята, чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Приступаем к составлению к синквейну. Можете его записать у себя в тетрадях. У Вас на работу 3 минуты. Проверяем! | Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Составляют синквейн ИРОЧКА Злая, невоспитанная Грубит, хвастается, капризничает В ком добра нет, в том правды мало (Очень плохо себя вела) Грубиянка Капризуля Хвастунишка Дрессировщица | П: обобщение и структурирование знаний в реч П: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Фрагмент конспекта урока по окружающему миру во 2 классе на тему: «Планеты солнечной системы» с использованием ТРИЗ технологии
Цель: Знакомство с планетами Солнечной системы; формирование представления о Солнечной системе.
УМК «Школа России»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап: Первичное закрепление Приём «Создай паспорт» Ребята, давайте вместе создадим паспорт планет, используя знания которые мы сегодня получили. Для начала, нам нужно разделится на группы по 4 человека. Определимся, что должно быть в нашем паспорте. С чего начнём? План:
Для каких планет будем составлять паспорт? Приступаем к работе. | Делятся на группы Составляют план работы (план паспорта) Отвечают на вопрос (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) Составляют паспорт планет в группах |