ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛЫ И ДЕТСКИХ САДОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Проблемы преемственности дошкольного и начального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskaya_tg_statya.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликовская Т. Г.
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска»
имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛЫ И ДЕТСКИХ САДОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Василий Александрович Сухомлинский писал: «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…» [4].
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений [2].
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания [3]. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность между ДОУ №121,124 г. Орска и МОАУ «СОШ №38 г. Орска» осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учителя НОО МОАУ «СОШ №38 г. Орска» для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду, а воспитатели ДОУ включают в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности, занятия как форма обучения в детском саду предшествуют урокам в школе.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:
– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
В соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно данному закону, дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.
Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Между тем, не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:
– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;
– результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т. д.
Готовить ребенка к школе — это значит, активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в детском саду необходимо применять такой метод работы как «проектная деятельность». Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя МОАУ «СОШ №38 г. Орска» знакомятся с формами, методами работы в ДОУ №121 и 124, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в ДОУ № 121, 124 ведётся работа по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий по школе, в школьный музей «Наследие», посещением различных школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с обучающимися, дошкольниками и их родителями в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к школе».
Педагогические коллективы ДОУ №121,124 и МОАУ «СОШ №38 г. Орска» обсудили вопросы преемственности во взаимодействии родителей и педагогов на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе формирования готовности детей к школе и их адаптации в школе.
Преемственность во взаимодействии с родителями – это система принципов, целей, задач, содержания, форм, методов, связей, действий педагогов, обеспечивающая их взаимодействие с родителями для создания единого непрерывного образовательного процесса на разных этапах развития ребёнка, при его переходе на следующую ступень образования [1].
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей будущих родителей и педагогов друг о друге. Ежегодно в апреле месяце в МОАУ «СОШ №38 г. Орска» проходят собрания для родителей будущих первоклассников, на которых заместитель директора по учебно – воспитательной работе Ю. А. Неверова, представляет каждого учителя НОО, набирающего первый класс, информирует родителей о методах работы учителя и применяемых им современных образовательных технологиях, достижениях детей и учителей, проводит анкетирование родителей, экскурсию по классным кабинетам.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ и СОШ является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами, который реализуется через планирование совместной работы, участие в методической работе. Так на совместных заседаниях методических объединений учителей НОО МОАУ «СОШ №38 г. Орска» и педагогами ДОУ № 121,124 были рассмотрены следующие вопросы:
- ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику;
- обсуждение критериев «портрета выпускника»;
- составление «портрета выпускника»;
- изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами.
Таблица 1. «Портрета выпускника»
Выпускник ДОУ | Выпускник НОО |
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. | Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни. |
Любознательный, активный. | Любознательный, активно познающий мир. |
Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками. | Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. |
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения. | Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. |
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Любящий свой народ, свой край, свою Родину. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу. | Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. |
Таблица 2. Образовательные технологии, используемые педагогами ДОУ №121,124 и учителями МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У педагога, учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные ребята утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации. |
Исследовательские и проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности ребят, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Здоровьесберегающие технологии | Создание в учебной деятельности здоровьесберегающих факторов. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. |
Технология дифференцированного обучения | Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном коллективе детей с разными способностями. |
Соревновательная технология | Цель данной технологии: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей |
Технология «Портфолио» | Способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. |
Информационно-коммуникационные | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся и воспитанников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего образования между ДОУ №121, 124 и МОАУ «СОШ №38 г. Орска» обеспечена, по ряду позиций, так как:
- согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального общего образования;
- созданы сопряженные учебные планы;
- определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и
преемственности;
- обсуждены вопросы во взаимодействии родителей и педагогов на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе формирования готовности детей к школе и их адаптации в школе.
На сегодняшний день педагогов ДОУ №121,124 и учителей МОАУ «СОШ №38 г. Орска» тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению.
Мы должны понимать, что дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мурзина, Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты / Н.П. Мурзина// Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №3. – С. 7 - 11
2. Ковалёва, С.Н. ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola
3. Назарова, К.А. Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad
4. Вопросы преемственности ДОУ и начальной школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: Материалы районного семинара, Сеченово, 2015. – 39 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Преемственность начальной школы и детским садом
Преемственность начальной школы и детским садом...
Преемственность начальной школы и детским садом
Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...
Горница.Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада. Методический паспорт.
Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако ...
Формирование УУД в рамках интегрированной программы преемственности школы и детского сада. Проект «Горница»
Цель программы «Горница» можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор....
Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"
Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...