РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
учебно-методический материал (3 класс)

Алексеева Екатерина Николаевна

«Хочется, чтобы дети были на уроке

путешественниками, открывателями

                                                   и творцами в этом мире».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Среди новых видов работы с текстом на уроках литературного чтения я начинаю использовать метод 6 шляп ЭдвардА де Боно – британского психолога и  писателя. Это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_rabota_s_tekstom.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Подготовила: Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов.

«Хочется, чтобы дети были на уроке

путешественниками, открывателями

                                                   и творцами в этом мире».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

   Дети в начальной школе  хотят учиться, а не быть обучаемыми. Они хотят быть равноправными участниками процесса обучения. Ребята хотят узнавать и добывать новое. Они готовы в парной и групповой работе искать ответы на заданные вопросы, предлагать свое мнение за «круглым столом». Такой вид работ позволяет решать и задачи воспитания, желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Младшие школьники готовы спорить и рассуждать, слушать, удивляться, находить и доказывать. В этом плане использование учителем инновационных педагогических технологий играет большую роль. Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают знания и собирают материал самостоятельно, учитель  только направляет. У детей формируются общеучебные навыки: они воспринимают проблему, выдвигают гипотезы, добывают информацию, учатся пользоваться ею, развивают устную речь, делают обобщения и выводы. Главное в работе - ребята свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

    Практика работы на уроках литературного чтения опирается на основные виды работы с текстом:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение по ролям.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Продуктивное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Поисковое чтение.

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

В каждом классе ведется поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

- Работа над темой и мыслью текста.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

 Современному учителю предложен богатый выбор в методах, приемах, технологиях.

1.Прием «Зоркий глаз». На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.

ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ ( зима, страна, коньки)

2.Прием «Путаницы-небылицы». (работа в парах)

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

3. Прием «Аргументы» - учащиеся получают задания, а затем ведут поиск фактов и доказательств в тексте.

4. Прием «Толстые и тонкие вопросы» - составление вопросов по содержанию текста. Хорошо «работает» данный метод в парной и групповой работе.

5. Прием «Синквейн».

Среди новых видов работы с текстом на уроках литературного чтения я начинаю использовать метод 6 шляп ЭдвардА де Боно – британского психолога и  писателя. Это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы.

 

Подойдя творчески к подготовке уроков использованием «6-ти шляп», учитель для решения дидактических задач урока может выбрать разное количество шляп. Возможна заготовка вопросов при первоначальном знакомстве ребят с данным методом. Затем ребята активно используют данный прием с шляпами на разным этапах урока и с разными произведениями.

Пример работы с текстом Александра Куприна «Слон».

Класс разбивается на шесть групп. Каждая группа выбирает свою «шляпу» с заданием-подсказкой. В групповой работе готовятся выступления перед классом. Дается время для подготовки. Ниже предложены возможные задания по тексту и варианты ответов.

Белая шляпа. Найдите данные о болезни девочки, мнения врачей, родителей, девочки. Какие решения вы предлагаете для решения проблемы. Подготовьте выступление от имени врачей.

(Ребята озвучивают текст произведения) Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор — высокий, седой, в золотых очках — рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами.

Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все... курит, курит, курит... И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Красная шляпа. Найдите в тексте переживания, слова, мнение самой девочки о происходящем. Подготовьте рассказ от имени девочки о ее жизни.  

(Ребята озвучивают текст произведения, но от имени девочки) Я – Надя. Я устала и не отвечаю родителям и смотрю в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У меня ничего не болит и даже нет жару. Но я худею и слабею с каждым днем. Что бы со мной ни делали, мне все равно, и ничего мне не нужно. Так я лежу она целыми днями и ночами, тихая, печальная. Иногда я дремлю, но и во сне я вижу что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик. Но однажды утром я проснулась немного бодрее, чем всегда. Мне приснился слон, папа сразу принес мне его, но….он был заводной. Как я устала. Я опять уснула. А утром….Он пришел….я сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока. Слон оказывается гораздо больше, чем я думала, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна. Я вовсе не испугана. Я  только немножко поражена громадной величиной животного. Я протянула ему руку и он пожал ее своим хоботом. Слон опять вытягивает хобот и дует в мое лицо теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на моей голове разлетаются во все стороны. Я хохочу и хлопаю в ладоши. Было еще много чего. Мы целый день провели с Томми.

Чёрная шляпа. С пессимистической точки зрения, может ли все происшедшее привести к действительному выздоровлению от тяжелой болезни? Что на самом деле, в  реальной жизни, произойдет потом? Подготовьте выступление со своими предположениями.

Такое улучшение, как у Нади. Называется ремиссия – временное улучшение на фоне эмоций. Но…пройдет время и болезнь возьмет свое. Согласно статистике, серьезные болезни неизлечимы. И есть такие, перед которыми медицина бессильна, как бы человек не старался. Если бы можно было вылечить человек, дав ему то, что он хочет, исполнив его мечту, то как просто было бы привести к выздоровлению тяжелого больного. Больных бы лечили, приписывая им просто купить любимую игрушку, свозить на отдых, привезти к маме и т.д. Только в сказках по волшебству можно быстро вылечить живой и мертвой водой. В жизни все реальнее, по-другому. Сказки – это просто сказки.   

Жёлтая шляпа. Предположите, что с девочкой произойдет положительного в ближащие несколько недель, предположите самое невероятное и расскажите об этом классу.

В течение следующего дня Надя также умывалась, ела, играла и игрушками. Была весела и разговаривала с мамой и папой. К ним стали приходить гости. Надя стала одеваться и причесываться. Она стала ходить по комнате. Через неделю, она совсем окрепла и стала выходить во двор. Через неделю она пошла к Тимми в гости и провела там целый день. Через несколько дней она решила поехать в Африку и посмотреть других слонов. Папа купил все билеты и они отправили с путешествие. После этого путешествия Надя больше никогда не болела.

Зелёная шляпа Подумайте над необычными идеями, которые могут ускорить выздоровление девочки и подготовьте выступление.

Папа решил, что раз исполнение мечтаний Нади приводит к таким хорошим результатам, то надо составить список того, что она хочет и выполнять его. Тогда Надя выздоровеет намного скорее… Надя захотела самокат и папа купил его. Ей захотелось погулять под дождем и съесть сразу 10 штук мороженого. Потом она захотела потрогать обезьянку. Затем она решила половить рыбок в пруду. Потом она решила погулять по росе рано утром босыми ногами. И еще много чего выполнил папа с мамой, пока Надя окончательно не выздоровела.

Синяя шляпа Её надевает учитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Данные работы помогут учителям оценить умения учеников читать текст, понимать написанное и отвечать на поставленные вопросы....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...