«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»
опыты и эксперименты

Ломонос Ольга Сергеевна

В выступлении поднимаются вопросы воспитания личности с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющей ставить и решать неординарные задачи.  Проблема детской одаренности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

 ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

Учитель ИЗО и музыки

 МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

Ломонос О.С.

Человечество действительно нуждается

в чрезвычайно многочисленных гениях

и замечательных талантах. 
Если это так, то откуда они возьмутся? 
Их нужно выискивать, развивать и

давать им возможность реализации.

 В.П.Эфроимсон. 

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи.  Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.  

 На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам  с более сформированными знаниями.  Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми.  Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая  деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и  возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.                    "Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю.

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают, одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.         Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально  одаренными учениками.

• Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания.

• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые  им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.  Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися

3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.  

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Работа с одарёнными детьми  имеет  структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как  учителя ИЗО - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития  одаренности учащихся применяю универсальные технологии:  

  1. личностно-ориентированного обучения;  
  2.  информационно – коммуникационные технологии;
  3.   технологию исследовательской деятельности.

            Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощено: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.

         В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связаным с принципом доступности, посильности обучения.

            Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в школе выставки творческих работ учащихся с приглашением родителей, общественности поселка, у не которых ребят  имеется портфолио творческих работ. Принимаем  участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах,  в этом году планируем принять участие научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Результативность.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика.  Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты:

- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих конкурсов и олимпиад по ИЗО разного уровня.

В заключение  хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.  Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

 За период работы с одаренными  учащимися мной были сделаны следующие выводы:

 • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

 Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми.  Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения  и научно-практические конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к о...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.

В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....