«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»
опыты и эксперименты
В выступлении поднимаются вопросы воспитания личности с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющей ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samorazvitie_uchitelya_vystuplenie_na_rmo_uchiteley_izo.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»
Учитель ИЗО и музыки
МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры
Ломонос О.С.
Человечество действительно нуждается
в чрезвычайно многочисленных гениях
и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и
давать им возможность реализации.
В.П.Эфроимсон.
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. "Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю.
Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают, одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую. Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.
• Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания.
• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха. Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися
3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
Работа с одарёнными детьми имеет структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как учителя ИЗО - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- информационно – коммуникационные технологии;
- технологию исследовательской деятельности.
Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощено: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.
В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связаным с принципом доступности, посильности обучения.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в школе выставки творческих работ учащихся с приглашением родителей, общественности поселка, у не которых ребят имеется портфолио творческих работ. Принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах, в этом году планируем принять участие научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Результативность.
Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты:
- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих конкурсов и олимпиад по ИЗО разного уровня.
В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.
За период работы с одаренными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения и научно-практические конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к о...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.
В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....