Ценностные ориентиры начального образования.
материал

Гореванова Екатерина Александровна

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

Гореванова Е.А.

На сегодняшний день проблема  развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой.  

Человеку   надо много знать и многое помнить, с каждым годом  все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное   функционирование личности и ее развитие.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Особенно, невысокая успеваемость школьников всегда  огорчительна и для родителей и для учителей.

Но память нельзя тренировать так, как  тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что мы  с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические  умственные  упражнения, игры для развития памяти способствуют привитию навыков рационального запоминания.

Предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений и игр для развития памяти младших школьников.

Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма памяти.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция: Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

Игра «Запомни звуки».

Цель: развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».

Дети должны будут затем описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других.

После того, как учитель проведёт эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять эту роль.

Упражнение  «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Учитель должен неторопливо диктовать разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, ученики должны воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса, следует менять слова.

Упражнение  «Собираем текст»

Учитель подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде по памяти.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками.

Упражнение   «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Игра: Разрезанные картинки. Мозаика

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Игра: "Опиши предмет"

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомый предмет, а затем описать его. После этого предмет следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать предмет, его свойства.

ИГРА "Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека, картинку и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает картинку. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игра: «Кто больше запомнит»

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова(цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру ( домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее  повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

«Ассоциации»

Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.

чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло

кошка —

 «Рисуем схему»

Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.

Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).

У дороги растет большое дерево.

http://ped-kopilka.ru/images/9-11.jpg

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество. Их можно использовать практически на любом предмете и на любом этапе урока, как для активизации знаний, так и на этапе закрепления. Можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентиры стандартов второго поколения.

Материал посвящен ценностым ориентирам стандартов второго поколения....

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 1

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 2

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 3

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 4

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Мастер-класс по теме: "Использование программы О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" во внеурочной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами начального образования"

Автор делится опытом использования программы О.В.Хухлаевой "Тропинка к своему я". Описана структура занятий по этому курсу, приведены положительные результаты применения данной программы, естьпримеры ...

Ценностные ориентиры школьного образования

Статья о ценностных ориентирах школьного образования...