Статья "Как помочь детям усвоить грамотное письмо"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Среди школьных предметов много огорчений причиняет детям русский язык. Как помочь детям усвоить грамотное письмо? При простуде мы рекомендуем попить чаю с малиной, принять лекарство, лечь в постель. А как быть, если не даётся грамота? Чаще всего услышишь совет -возьми книжку и переписывай с неё, пока глаз не привыкнет к правильному виду слов, а рука сама собой не научится писать верно. Но усвоение грамотности путём переписывания обрекает детей на изнурительный, тупой и малоэффективный труд. Настаивая на такой работе, мы рискуем встретить сопротивление со стороны ребёнка, и надо сказать, что он будет прав. Это никак не ориентировано на его индивидуальные особенности памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_detyam_usvoit_gramotnoe_pismo.docx | 86.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь детям усвоить грамотное письмо.
Хлынова В.А. учитель начальных классов
ГБОУ школа № 561 Калининского района СПб
Среди школьных предметов много огорчений причиняет детям русский язык. Как помочь детям усвоить грамотное письмо? При простуде мы рекомендуем попить чаю с малиной, принять лекарство, лечь в постель. А как быть, если не даётся грамота? Чаще всего услышишь совет -возьми книжку и переписывай с неё, пока глаз не привыкнет к правильному виду слов, а рука сама собой не научится писать верно. Но усвоение грамотности путём переписывания обрекает детей на изнурительный, тупой и малоэффективный труд. Настаивая на такой работе, мы рискуем встретить сопротивление со стороны ребёнка, и надо сказать, что он будет прав. Это никак не ориентировано на его индивидуальные особенности памяти. Способ переписывания адресован только к двум видам памяти, работающим пассивно, механически. Ни активной смысловой работы, ни активной организации запоминания здесь нет. Какие же виды памяти должны работать при усвоении грамотного письма? Многие. Чем больше, тем лучше. Одним-двумя тут не обойтись Для каждого типа памяти существует свой, наиболее эффективный способ запоминания. Люди, с преобладающей слуховой памятью предпочитают лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть. Если человек зрительного типа, пытаясь вспомнить номер телефона , старается представить его написанным, а человек двигательного типа, вспоминая речевые движения, произносит его про себя или пишет его в воздухе, то человек со слуховой памятью воспроизводит его звуковой рисунок,его интонационно-ритмический образ. Как же организовать активную работу необходимых видов памяти для грамотного письма ? Начнём со зрительной памяти.Детям, допускающим много орфографических ошибок мы обычно советуем: «Читайте больше !» Совет хорош, но решает ли он проблему? Дети, читающие мало почти сплошь пишут безграмотно, но по статистике, среди детей, читающих много, хорошо владеет грамотностью только 50% Для остальных 50% грамотное письмо остаётся мучительной проблемой. Выходит, что зрительная память, данная матерью - природой не у всех достаточно сильна: половина детей не может на неё положиться. А можно ли зрительную память заставить работать активнее? Как это сделать? Когда учащийся читает, скажем, приключенческую литературу, он не ставит перед собой задачу запечатлевать в памяти зрительный облик слов с трудными орфограммами. Его гораздо больше интересуют загадки и тайны приключений .Если при этом сами собой запечатляются в памяти орфограммы , ему просто крупно повезло. Для тех детей , которым повезло меньше, необходима специальная постановка задачи «съесть слово глазами», «сфотографировать» его зрительный образ. Для этого нужна специальная организация занятий. Один из видов такой работы – зрительный диктант. На доске пишется короткий ( от одного до трёх предложений), но насыщенный орфограммами текст. Такой текст можно подать на экран при помощи проекционной аппаратуры, написать на доске, прочесть в книге или на листке бумаги. Детям даётся возможность прочесть этот текст несколько раз, после чего запись исчезает ( выключается проектор, стирается с доски или закрывается шторкой, забирается книга или листок) После этого дети записывают по памяти «съеденный глазами» текст. Пропуск одного –двух слов или их перестановка –не беда. Если в его записи теряются существенные части текста, значит, объём записи превышает возможности памяти ученика, и надо уменьшить нагрузку. Стихотворные тексты для такого зрительного диктанта удобнее, чем прозаические. Особо хороши детские стихи, насыщенные орфограммами . Зрительную память можно и нужно активизировать при запоминании трудных, особенно не поддающихся проверке слов. При столкновении с такими словами можно использовать такой приём: посмотри на слово внимательно и запомни, как оно пишется. Неплох этот рецепт, но он подходит только для детей с достаточно сильной зрительной памятью. Для тех же, у кого она не очень сильна, поможет «усилить» зрительный образ слова следующий способ Школьнику предлагается: представь себе, что ты пишешь слово крупными белыми буквами на чёрной доске. Написал? Представляешь его отчётливо? Отлично. Теперь также крупно мысленно напиши это слово чёрными буквами на белом фоне. Можно предложить мысленно написать красными буквами на белом фоне, яркими светло-зелёными на коричневом, ярко-жёлтыми на светло-зелёном и т.п. Таким способом происходит усиление и обогащение зрительного образа слова В процесс запоминания мы включаем способ работы: напиши. Мысленно напиши, а не просто «узрей» Здесь участвуют сразу две памяти: зрительная и двигательная. Порой учителя пытаются предложить ученику использовать «память руки» Напиши слово пять, десять, сто раз, пока рука привыкнет. Что же получается при такой работе? Механическая работа быстро утомляет, внимание «соскальзывает» и уходит из-под контроля. Исследования психологов показали, что за грамотное письмо несёт ответственность не только «рукодвигательная» память,но и «речедвигательная» Гортань,губы,язык производят определённые движения при громкой речи. В уменьшенном , ослабленном виде они повторяются при орфографическом чётком проговаривании трудных слов вслух по слогам , и не так, как они слышатся в нашей обычной речи, а так, как они пишутся: «ко-ро-ва», «ар-тил-ле-рист»,»ин-же-нер». Мы произносим: «лёхкий», а пишем «лёгкий». Говорим: «краснава», а пишем «красного» Произносим: «Злрасьте», а пишем «Здравствуйте». Трудное слово необходимо произносить не менее трёх раз: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шёпотом. В классе можно это делать хором. А затем молча представить себе, что это слово произносится, отчётливо проговорить его в уме, не произнося ни звука. Такое орфографическое проговаривание для запоминания звукового образа слова очень полезно тем детям, у которых слуховая память сильнее зрительной. Ведь многие спортсмены, например фигуристы не только тренируются на льду, но и «прокатывают» своё выступление мысленно. Скрипачи, без смычка, не касаясь струн, повторяя движения, проигрывают музыкальные пьесы. Такие мысленные повторения каких-либо действий весьма эффективны и для учащихся в момент запоминания правильного орфографического образа слова. Чем больше видов памяти будут задействованы при создании образа слова и активнее они работают, тем лучше результат. Превыше всех стоит смысловая память, которая возникает как результат активной работы познавающего ума. Изучение грамматической теории, основных понятий и закономерностей, активная работа смысловой памяти, сознательное применение правил во время письма есть основа грамотности, которая может быть дополнена, но не заменена работой тех видов памяти, о которых здесь шла речь.