Оценка результатов обучения.
статья

Самой актуальной проблемой образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

Потенциал образовательной организации, её возможности в области образовательной деятельности заключены в создании условия, учебно-воспитательной  среды, материальной  базы,  информационного  обслуживания. Современная система обеспечения качества образования представляет собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение  образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_rezultatov_obrazovaniya.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка результатов обучения в начальной школе.

     Самой актуальной проблемой образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

Потенциал образовательной организации, её возможности в области образовательной деятельности заключены в создании условия, учебно-воспитательной  среды, материальной  базы,  информационного  обслуживания. Современная система обеспечения качества образования представляет собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение  образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

В пункте 9. «Положения ФГОС НОО» Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета   деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

     Результат обучения фиксируется в виде оценки или уровня сформированности универсальных учебных действий.

     Оценка качества образования проходит через внутренний  и внешний контроль.

Внутренний контроль является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения использую стартовое, текущее, тематическое, промежуточное и итоговое оценивание.

   Цель оценивания— улучшить качество обучения.
    От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.
       Уже с 1 класса я использую такие  модели оценивания  как: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию. Ученики в диалоге со мной учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». Вместе учимся ставить и вспоминать цель работы на уроке, сравнивать результат с целью, находить и признавать ошибки.  Оценивать сам процесс. Дети часто затрудняются делать объективную самооценку или взаимооценку  (мешают межличностные отношения). Но «Вода камень точит» и со временем оценка становится всё более объективной. Дети приучаются слушать и понимать  речь других, фиксировать правильность высказывания. В диалоге учатся вырабатывать критерии оценки и степень успешности выполнения своей работы и работы одноклассников. Таким образом, происходит включение учащихся в активную контрольно-оценочную деятельность.

       Оценку метапредметных результатов  провожу, используя «Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе». Программа составлена на основе методического пособия под редакцией А.Г.Асмолова и представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД в начальной школе. Для каждого года обучения составляю циклограмму мероприятий на текущий год. Провожу их согласно срокам проведения. Анализирую результаты. При получении низкого уровня могу повторить через небольшой интервал времени.

Приведу пример мониторинговых исследований по их классификации.

                    Методики для мониторинга познавательных УУД

1.     «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

2.       Выделение существенных признаков (2 класс).

3.       Логические закономерности (3 класс).

4.       Исследование словесно-логического мышления (4 класс).

                   Методики для мониторинга  коммуникативных УУД

1.  Методика   «Руковичка» (1 класс).

2.  Методика «Узор под диктовку» (2 класс).

3.  Методика «Кто прав?» (3 класс).

4.  Задание «Дорога к дому» (4 класс).

                   Методики для мониторинга  регулятивных УУД

1.  Рисование по точкам. (1 класс).

2.  Корректурная проба (2-4 класс).

                   Методики для мониторинга личностных УУД

1.Тест на определение самооценки «Лесенка» (1- 4 класс).

2.Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева) ( 3 - 4 класс.)

4.Оценка личностных результатов – это оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся. Их готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию. Эта задача решается мною  в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастном  развитии.

      Кроме того, по итогам проверочных работ по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок делаю вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. В конце года провожу итоговую комплексную работу. Данные, полученные в ходе мониторинговых, диагностических и комплексных  работ, использую для коррекции учебно-воспитательного процесса.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать  и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Эти умения в ходе внутренней оценки, фиксируются в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя.

     Внутренняя оценка качества образования с использованием дистанционного обучения.

Дистанционные технологии обучения  представляют собой совокупность методов, средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. 

Так как школа у нас малокомплектная, и работать приходится сразу в двух классах есть  плюсы и минусы в использовании дистанционного обучения.

В классах нет детей с ОВЗ, но дистанционное обучение актуально при отмене занятий по погодным условиям или болезни ребёнка.

1.С первого класса использую электронные приложения к учебникам, которые помогают учащимся освоить программу, скорректировать свои знания, приобщиться к работе с электронными тестами.

А мне осуществить микродиагностику по конкретной теме.

2.  Для текущего  и тематического контроля использую возможности системы Дневник.ру

А) для проверки знаний (при отсутствии ученика по какой-либо причине);

Б) для самопроверки и самоподготовки (при подготовке к контрольной или самостоятельной работе).

Создаю микро-тесты охватывающие только конкретную тему, для самопроверки  и повторения. На разовое выполнение даётся определенное время.  В случае, если ученик слабо усвоил материал количество раз прохождения теста не ограничено, так же как и время. Получается своего рода тренажёр. И ученик имеет возможность повторить вопрос-пробел. Тем самым повышая качество знаний.

3.Использую прекрасную коллекцию тестов для начальной школы по основным предметам созданную учителями начальных классов. Эта подборка позволяет проверить знания в интересной и занимательной форме.

4.С целью повторения материала и тренинга использую возможности образовательной платформы Учи.ру. Слова-оценки выполнения задания «Великолепно», «Отлично», «Потрясающе» -стимулируют учащихся к дальнейшим действиям. В случае неудачи слово « Неплохо» не ранит, не вызывает у ребёнка стресса, что формирует состояние успешности и пробуждает желание идти дальше к знаниям. Отдельно вынесены

тесты-тренажёры содержащие упражнения по подготовке к ВПР. Данный тест использую как мониторинг качества знаний, а также в качестве тренинга к проверочным работам и повторению материала. Задания позволяют выявить уровень готовности четвероклассников к выполнению ВПР и провести необходимую коррекционную работу. 

5. Замечательные  интерактивные уроки на сайте Российская электронная школа. Кроме урока имеются тренировочные и контрольные задания. Например, по русскому языку для 2 класса по Теме «Подлежащее и сказуемое» имеется 14 тренировочных заданий разного плана: соедини подходящие подлежащие и сказуемые, соберите предложение так, чтобы сказуемое было на первом месте, выдели цветом, выберите правильные ответы, помогите подлежащему встретиться со сказуемым и т.д. После выполнения правильные ответы обозначаются зелёным цветом, неправильные -красным.

Контрольные задание имеют словесную оценку: в случае неправильного  выполнения: «Над уроком ещё придётся поработать»; в случае правильного выполнения: «Вы успешно прошли урок».  Система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Детям это очень нравиться. Они испытывают удовлетворение от занятий.

   Таким образом, повышается качество выполнения и соответственно качество знаний.

       Мои ученики  принимали участие в дистанционных творческих проектах и конкурсах:

1.Муниципальный дистанционный конкурс «Рождественское чудо».  

     Мини-проект «Образ Деда Мороза» Диплом -1 место. (участие 3 года подряд).

2.Муниципальный творческий конкурс «Математический сундучок».                       

3.Всероссийский дистанционный конкурс рисунков «Окно как символ в искусстве. Портал в иные миры».  Получили Диплом.  

4. Олимпиада «Заврики» на платформе Учи.ру.

5. Всероссийский метапредметный конкурс «Успевай-ка», «Решай-ка», « Размышляйка».

               Результаты диагностик, анкеты, листы-опросники, сертификаты и дипломы за участие в конкурсах  находятся в (портфолио), характеризующем динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников.

Заключение

Диагностический  контроль,  критериальное оценивание позволяет выявить  уровень достижений планируемых результатов. Выявляя характер трудностей ученика, устанавливая их причины, технология критериального оценивания образовательных результатов позволяют провести максимально эффективную корректировку деятельности как учащегося, так и учителя.

 Целенаправленная, последовательная и системная работа  по   использованию  современной модели критериального оценивания учащихся, педагогической диагностики  способствует формированию осознанного отношения к  образовательной деятельности, повышению качества образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....