Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС
статья
Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.
Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_fgos.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему
«Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
учитель начальных классов
Буковецкая И.А.
Ноябрь, 2019 г.
Применение активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.
Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Согласно Татарченковой С.С. метод обучения - это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Ю.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения:
- Методы стимулирования и мотивации деятельности
- Методы формирования сознания (организации и осуществления познавательной деятельности)
- Методы контроля эффективности образовательного процесса
Помимо методов, можно выделить также приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Активные методы обучения следует применять также для:
- активизации познавательной активности учащихся;
- развития способности к самостоятельному обучению;
- выработки навыков работы в коллективе;
- корректировки самооценки учащихся;
- формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).
Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- развитие навыков активного слушания;
- отработка изучаемого материала;
- развитие навыков принятия решения;
- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме.
Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.
Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психологических наук. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.
Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную.
Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.
Физическая активность учащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе изменения способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию перед аудиторией, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.
Социальная активность проявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с преподавателем.
Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании вопросов, в анализе учебных материалов и изложении результатов анализа. Познавательная активность обучаемых развивается в случае, когда они сами формулируют проблему, намечают способы ее решения, вносят поправки и дополнения в изложение преподавателя, находят решение проблемы и обосновывают его.
Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе "естественного освоения", которое получило название научение. Выражения "школа жизни" и "мои университеты", в которых не подразумеваются официальные заведения, — именно об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Руссо, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.
Основной момент в естественном обучении - конкретный опыт: например, непосредственное выполнение задачи. Он образует основу для осмысления и рефлексии, которые составляют вторую стадию научения. Под рефлексией осмыслением понимается наблюдение, анализ того, как была выполнена конкретная задача, оценка того, насколько хорошо она выполнена. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, концептуализации опыта: выработке обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу. В свою очередь, обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Проверка гипотез является четвертой стадией освоения нового опыта, которая получила название активное экспериментирование. Активное экспериментирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту.
Система оценки достижения планируемых результатов ФГОС
Для учителя мало обеспечить интересный познавательный процесс, важно еще и суметь оценить результаты, полученные в ходе этого процесса.
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте.
Чтобы увидеть развитие личности, необходимо проследить динамику индивидуальных достижений учащегося. Динамику развития необходимо просматривать как на отдельно взятом уроке, так и на протяжении всего периода обучения в школе.
Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга: это тестовые формы, письменные и устные проверки, проектная деятельность (изготовление продукта), практические и творческие работы и так далее. Очень важным способом оценки выступает самоанализ, т.к. только этот способ дает учащемуся возможность реально оценить себя и позволяет максимально эффективно адаптироваться в социальной среде. Кроме того, самоанализ обеспечивает главную цель, преследуемую ФГОС – стремление обучающихся развивать свою личность.
Учителю необходимо помнить, что оценивание – это средство управления и стимулирования улучшения качества достижений обучающихся. В его функции входит:
- стимулирование ответственности обучающихся за свои образовательные результаты;
- помощь в извлечении опыта из ошибок;
- помощь в осмыслении того, что у них получается и в какой степени;
- оценка продвижения учащихся относительно самих себя;
- мотивация на достижение успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: • формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активност...
Особенности применения ИКТ при обучении слабовидящих школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Использование ИКТ технологий в школе III вида...
Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".
Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....
Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...
Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...