Творческий проект «Пословицы и поговорки»
проект (3 класс)
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
- уточнить значения некоторых из них;
- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektpoposlovitsam.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Творческий проект «Пословицы и поговорки»
3 класс
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
- уточнить значения некоторых из них;
- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
- подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
- придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
- проиллюстрировать несколько пословиц;
- выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации.
1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя)
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.
- Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.
- Рассказ учителя о пословицах народов мира.
Пословицы народов мира
- «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
- Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
- Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
- «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
- Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
- Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
- Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
- Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
- «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Язык до Киева доведет. | Тот не заблудится, кто не спрашивает. |
- Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставь рисунок в пословицу.
- Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)
- Когда ... на горе свистнет. (Рак.)
- ... рубят – щепки летят. (Лес.)
- Не ..., так и не мычи. (Корова.)
- Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
- Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)
2. Собери части пословицы.
Умей взять, | умей и дать. |
Старый друг | лучше новых двух. |
Едешь на день, | бери хлеба на неделю. |
Красна птица пером, | а человек умом. |
Не рой другому яму, | сам в неё упадёшь. |
Друга ищи, | а найдёшь – береги. |
Были бы кошки, | а мышки будут. |
Десять раз примерь, | один раз отрежь. |
3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.
4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.
По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... .
2. Скучен день до вечера, коли делать ... .
3. Кончил дело – гуляй ... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... .
5. Поспешишь – людей ... .
6. Хочешь много знать, надо мало ... .
7. Умелые руки не знают ... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... .
10. Семь раз примерь – один раз ... .
11. Без труда не вынешь рыбку из ... .
12. На чужую работу глядя, сыт не ... .
13. Что посеешь, то и ... .
14. У работящего в руках дело огнем ... .
15. Труд человека кормит, а лень ... .
16. Делу время – потехе ... .
17. Куй железо, пока ... .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо
5.Ребусы с пословицами. (для родителей)
См. приложение.
6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
- Мы сами с ушами.
- Крутится как булка в колесе.
- Не делай из муки слова.
- Голода не бойся, по пояс мойся.
7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)
- -о-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! ( Кончил дело – гуляй смело!)
Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.
5.Подведение итогов.
- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Пословицы и поговорки"
Цель проекта: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в групп...
Проект "Пословицы и поговорки"
Материал проектной деятельности...
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Проект по литературному чтению...
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"
Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...