Выступление на РМО "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".
статья
Освещение данного вопроса осуществляется, как на уроках обществознания, так и на уроках истории, использую различные варианты, интерпретацию различных исторических фактов. Главное - помочь учащимся раскрыться полностью: проявлять умение анализировать ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной литературы, схем и таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slaydy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания.
Слайд 2. В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образом жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности».
Слайд 3. Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Черты этноса:
Язык нации, народности
общая историческая судьба,
семейно-бытовое поведение,
нормы повседневного поведения,
специфическая материальная и духовная культура.
Слайд 4. Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности
Признаки нации: Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность
Слайд 5. Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.
Слайд 6. Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.
Слайд 7. Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур.
Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры).
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. | Межнациональная интеграция – Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. |
Формы межнациональной дифференциации 1. Самоизоляция в целом 2. Протекционизм в экономике 3. Религиозный фанатизм 4. Национализм в различных формах в политике и культуре | Формы межнациональной интеграции 1. Экономические и политические союзы 2. Транснациональные корпорации 3. Международные культурные и народные центры 4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей Причины межнациональной интеграции 1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. 2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств. Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226. |
Тенденции способствуют прогрессу цивилизации, т.к. ведут к развитию и расцвету народов, в первом случае через внутренний мир, во втором через взаимообогащение, обмен ценностями, всестороннее сближение народов, укрепление взаимопонимания, доверия, мира и дружбы.
Слайд 8. Внутри каждой нации также действуют
две тенденции.
- Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств.
- Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки.
Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.
Слайд 9. Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Слайд 10. Причины межнациональных конфликтов:
- Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
- Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.
- Колониальное население.
- Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
- По поводу спорных территорий.
- Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
- Из-за произвольного изменения административных границ.
- Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
- Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
- По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Слайд 11. Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Слайд 12. Пути разрешения межнациональных конфликтов:
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
- проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
- Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
- Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Слайд 13. Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
- Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
- Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Слайд 14. Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений | Основные принципы национальной политики | Условия гармонизации национальных отношений |
1.Отказ от насилия и принуждения. 2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников. 3. Признание прав и свобод человека. 4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем. 5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства. | 1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального. 2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства. 3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. 4. Неприятие любых форм шовинизма. | 1. Наличие правового государства. 2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел. 3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги. 4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства. 5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень. |
Слайд 15. В Российской Федерации государственная национальная политика разработана на основе Конституции РФ (1993 год) и Концепции государственной национальной политики (1996год)
«Основные направления государственной национальной политики в Российской Федерации»: Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка, сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации, равноправие всех субъектов федерации, гарантии прав коренных малочисленных народов, право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации, своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
Во всем мире существует множество этнических групп, а значит, и множество различных культур. Это явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многообразие культур в рамках одного государства создает отличные возможности для диалога культур. Но, к сожалению, зачастую разница культур нередко становится препятствием для взаимопонимания между различными этническими группами, а в крайних случаях - основой для этнической нетерпимости, межнациональных конфликтов.
Что же мы имеем на сегодняшний день?
В 6 классе Глава 5– это разговор о Родине, Отечестве, о России. Патриотизм – одно из нравственных чувств, один из духовных фундаментов нашей российской цивилизации. Но любовь к Родине бывает разная, именно в силу ее различного нравственного побудительного мотива. Именно на это надо сделать акцент на уроке: «Как ты относишься к такому мнению: где хорошо, там и Родина?» Осознав, что любовь к России «не за что-то», «а потому что», мы будем решать нравственную задачу: «А что я могу сделать для Родины? Мне всего 10 лет?» А это уже связь со следующей важнейшей темой «Гражданин – Отечества достойный сын». И очевиден приоритет, прежде всего нравственного, а не юридического наполнения данного понятия.
Тема 5. «Родина» (5 ч) Урок по теме: Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности.
На данном уроке мы поговорим о том, что составляет главное богатство России, то есть о её многонациональном народе. Мы узнаем, почему так важно помнить свои корни, но при этом уважать представителей всех других национальностей. Также мы поймём, что даже среди малочисленных народов могут встречаться люди, которые оказали значительное влияние на всю мировую цивилизацию.
Огромное значение в современных условиях имеет проблема межнациональных отношений. Заложить основы нравственного отношения к данной проблеме, сформировать понимание многообразия наций и народов в России, в мире и ценностного отношения к данному явлению российской истории - вот направление работы учителя на уроке.
Далее в 8 классе в Главе 4. Социальная сфера, есть урок по теме: Нации и межнациональные отношения. На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия – многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.
Характеризуем исторические формы этноса. Выясняем причины межнациональных конфликтов, приводим примеры наиболее масштабных столкновений на национальной и религиозной почве в различные исторические эпохи. Рассматриваем основные принципы национальной политики в России.
В 9 классе в Главе 2. Право, урок по теме: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. На уроке рассматривается понятие международного гуманитарного права и основные международные документы, его образующие. Узнаем, кто является жертвами вооруженных конфликтов, какие права они имеют в ходе военных действий и какие гарантии должны предоставлять им воюющие государства. Также знакомимся с основополагающими принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, и с понятием международных преступлений.
К сожалению, изучение данной темы в курсе обществознания осложняется крайне малым количеством времени, отводимым на нее. Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству – это основная цель и главный результат изучения этого вопроса в школе. Но 1-2 урока для этого очень мало. Чтобы решить эту задачу, данная тема должна проходить через всю деятельность учителя истории и обществознания.
Методические приемы, которые можно использовать на уроках истории и обществознания в 6-9 классах.
- в курсе истории при изучении войн:
Рассмотрение темы целесообразно начать с проблемного задания: подобрать ассоциации к слову «война». Результаты фиксируются на доске (разбивка на кластеры, опорный конспект). Эта педагогическая стратегия помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, в данном случае «война» - ключевое слово. Далее предлагаю: 1) записать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме; 2) по мере того, как у учащихся возникают идеи, они их записывают. В процессе составления кластера учащиеся приходят к выводу, что в результате военных действий страдает в первую очередь мирное население.
Далее перед учащимися ставится проблемное задание: проследить, как выполнялись или нарушались нормы МГП во время Первой Мировой войны. Проанализировать результаты данной работы лучше всего на заключительном уроке темы. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить творческую работу: запечатлеть на бумаге образ, который ассоциируется у них с войной, и объяснить, почему был выбран именно он.
Аналитически работа с историческими документами позволяет почувствовать дух эпохи, представить себя на месте участников событий, задуматься и сделать для себя какие- то выводы. Знания, основанные на эмоциональном восприятии, становятся личностно значимыми.
Таким образом, освещение данного вопроса осуществляется, как на уроках обществознания, так и на уроках истории, использую различные варианты, интерпретацию различных исторических фактов. Главное - помочь учащимся раскрыться полностью: проявлять умение анализировать ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной литературы, схем и таблиц.
И, конечно же, в обучении очень важна воспитательная результативность урока, создание условий, способствующих воспитанию чувства толерантности, понимания школьниками того, что полученные знания могут помочь им в реальных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....
Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Задачи:помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Форма проведения:обучающий семинар.Вопросы для ...
Педагогические конфликты и пути их разрешения.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...
родительское собрание по теме:Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения
Презентация и тест для родителей учащихся 2 класса...
Родительское собрание по теме: "Конфликты в семье и пути их разрешения"
Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие ученики, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречия...
Внеклассное мероприятие «Конфликт и пути его разрешения»
Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”...
Внеклассное мероприятие «Конфликт и пути его разрешения»
Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”...