Игры, направленные на сенсорное развитие детей с ОВЗ
методическая разработка (4 класс)
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igry_napravlennye_na_sensornoe_razvitie_detey.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа№5»
Доклад
Тема «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Подготовил: учитель Клыгина О.И.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.
Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:
- игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
- игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь сжизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Основные направления работы по сенсорному воспитанию
Тактильно-двигательное восприятие
Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- оригами (конструирование из бумаги);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
- игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- игры с пазлами;
- сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
- игры с водой разной температуры;
- игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).
Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.
- Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).
- Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
- Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
- Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.
- Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.
- Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.
Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.
Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.
1 этап.
: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
- Учить ощущать движение и температуру воздуха.
- Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
- Учить ощущать влагу и контраст температур.
- Развивать навык эмоционального реагирования.
Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».
Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.
“Формирование представлений о свойствах предметов”.
Задачи:
- Обогащение спектра осязательных ощущений.
- Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
- Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.
Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
- Развивать тактильно-двигательное восприятие.
- Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
2 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность ребенка.
- Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,
“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность ребенка.
- Развитие мелкой моторики.
Игра: “Давай потрогаем”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.
“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.
Задачи:
- Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
- Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.
Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
- Совершенствовать перцептивные навыки.
Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.
“Мелкая моторика”.
Задача: Совершенствование мелкой моторики.
Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.
3 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
- Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
- Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игра: “Различные ткани”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о различных поверхностях”.
Задачи:
- Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
- Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о температуре предметов”.
Задачи:
- Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
- Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
- Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.
Игра: “Откуда эта вода?”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.
“Формирование чувства веса”.
Задачи:
- Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
- Учить подбирать пару по весу.
- Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.
Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
- Совершенствование перцептивных действий.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.
“Мелкая моторика”.
Задачи:
- Совершенствование мелкой моторики.
- Подготовка пальцев к письму.
Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.
Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.
4 этап
“Развитие стереогнозиса”.
Задачи:
- Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
- Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.
“Развитие стереогнозиса”.
Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).
Игры с использованием ширмы.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.
“Определение температуры предмета”.
Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.
Игра: “Тепловые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.
“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.
Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.
Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).
Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).
Зрительное восприятие
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Отметим, что зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированны и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию зрительного восприятия.
1 этап.
“Зрительное восприятие людей”.
Задачи:
- Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
- Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
- Развитие потребности в положительном контакте.
Игры: “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.
“Зрительное восприятие себя”.
Задачи:
- Формирование основ эмоционального реагирования.
- Развитие умения разглядывать себя в зеркале.
“Зрительное восприятие предметов”.
Задачи:
- Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
- Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).
- Концентрация внимания на предмете.
Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.
Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.
2 этап.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.
Задача:
Учить сравнивать предметы и находить сходства.
Игра: “Найди такой же”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.
Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.
Задача:
Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.
Игра: “Найди такой же по форме”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.
Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.
Задачи:
- Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.
- Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.
Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.
Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.
“Формирование представлений о величине предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
- Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.
Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.
Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.
“Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.
Задачи:
- Учить выбирать игрушку по величине.
- Подбирать парные по величине игрушки.
Игры: “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.
“Формирование представлений о цвете предмета”.
Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.
Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.
Игра: “Выбери по цвету”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.
Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.
Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.
Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
- Изучение частей тела (руки, ноги, голова), частей лица (глаза, нос, рот).
- Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.
- Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.
Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.
3 этап
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Соотнесение формы предмета с эталоном.
- Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.
Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.
Игры: “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок), “Покажи мне следующие фигуры …”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.
“Формирование представлений о размерах предметов”.
Задачи:
- Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
- высокий – низкий,
- широкий – узкий,
- длинный – короткий.
- Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.
Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.
Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.
“Формирование представлений о цвете”.
Задача:
1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,
2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.
Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.
Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.
“Формирование пространственных отношений”.
Задачи:
1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).
2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).
3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).
Закрепление знаний о частях тела, лица.
Игры: “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).
4 этап
“Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть форму предмета.
- Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.
Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.
Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), может найти предмет заданной формы в помещении.
“Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть размер предмета.
- Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.
Игры: “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.
Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.
Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.
“Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть цвет предмета.
- Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.
Игры: “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.
Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.
Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задачи:
- Развитие восприятия целостного образа.
- Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.
Игры: “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более), “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная), “Какой детали не хватает?”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые предметы.
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
- Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).
- Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).
Слуховое восприятие
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию слухового восприятия.
1 этап
“Развитие неречевого восприятия”.
Задачи:
- Формирование представлений о звуках природы.
- Обогащение звуковой среды.
- Развитие звукового сосредоточения.
Игры: “Что вокруг шумит, журчит?”, “Шум леса”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на разные звуки.
“Развитие неречевого восприятия”.
Задачи:
- Формирование представлений о звуках.
- Локализация звука в пространстве.
Игры: “Тук-тук-тук”, “Что гудит?”, “Где звенит колокольчик?”, “Путешествие в страну музыки”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на звуки, ищет источник звука, поворачивает голову на звук.
“Развитие речевого восприятия”.
Задачи:
- Учить прислушиваться к речевым звукам.
- Развивать слуховое внимание.
Игры: “Кто за дверью?”, “Кто как кричит?”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально на них реагирует.
“Развитие речевого восприятия”.
Задачи:
- Учить прислушиваться к тихой речи.
- Учить реагировать на различные интонации голоса.
Игры: “Говорю я тихо – громко”, “Тише – тише, баю – бай”, “Я радуюсь, я сержусь”, “Весело – грустно”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к тихой речи, по разному реагирует на различные интонации голоса.
2 этап
“Закрепление умения локализовать звук в пространстве”.
Задача: Учить находить источник звука, находящийся вне поля зрения.
Игры: “Звени колокольчик”, “Откуда звук раздается?”.
Ожидаемый результат: ребенок находит источник звука, находящийся вне поля его зрения (поворачивает голову в сторону источника звука, идет, ориентируясь на звук).
“Дифференциация звуков музыкальных инструментов”.
Задачи:
- Учить ребенка соотносит звук с его источником.
- Учить ребенка различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов.
Игры: “На чем играл зайка?”, “Барабан и дудочка”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звучание 2-3 музыкальных инструментов, различает резко отличные по звучанию инструменты.
“Формирование понятий тихо – громко”.
Задачи:
- Учить дифференцировать звуки по громкости.
- Выбирать пару по звучанию.
Игры: “Тихо – громко”, “Шумовые коробочки” (две пары)”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе выбирает коробочку с тихим (громким) шумом, подбирает пару по громкости.
“Формирование звукоподражания”.
Задача: Учить ребенка звукоподражанию, озвучиванию домашних животных, птиц.
Игры: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок умеет озвучивать домашних животных, птиц.
“Целенаправленное восприятие звуков речи”.
Задачи:
- Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.
- Развивать слуховое внимание.
Игра: “Угадай, кто пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к голосам, узнает по голосу воспитателя, няню (эмоциональная реакция).
3 этап.
“Дифференциация звуков музыкальных инструментов, схожих по звучанию”.
Задача: учить ребенка различать звуки музыкальных инструментов, схожих по звучанию, без зрительной опоры.
Игра: “Бубен и колокольчик”.
Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник (музыкальный инструмент).
“Дифференциация звуков живой природы”.
Задачи: формирование слуховой памяти, слухового сосредоточения.
Игра: “Что это за звуки?”, использовать аудиозаписи звуков живой природы.
Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник.
“Формирование понятий о силе звука”.
Задачи:
- Учить дифференцировать звуки по громкости.
- Подбирать пару по звучанию.
- Выстраивать сериационный ряд от тихого к громкому и наоборот.
Игра: “Шумовые коробочки” 3 пары.
Ожидаемый результат: ребенок распределяет звуки на тихие и громкие, может подобрать пару по громкости, выстроить ряд от самого тихого к самому громкому и наоборот.
“Формирование чувства ритма”.
Задача: учить ребенка действовать по различному темпу звучания по-разному.
Игра: “Шагаем и танцуем”, “Постучи (похлопай) как я”.
Ожидаемый результат: ребенок выполняет соответствующие движения по определенному ритму (вначале вместе с педагогом, затем самостоятельно).
Тема 5: “Формирование звукоподражания”.
Задача: учить озвучивать домашних животных, птиц, соотносить звук с его источником.
Игра: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок озвучивает перечисленных животных и птиц, по голосу их узнает и называет (по возможности).“Целенаправленное восприятие звуков речи”.
Задачи:
- Различать голоса знакомых людей (использовать аудиозаписи).
- Учить дифференцировать интонации голоса (радостный, грустный, сердитый голос).
Игра: “Угадай, в каком я настроении”.
Ожидаемый результат: ребенок по голосу узнает знакомого человека.
4 этап
“Дифференциация звуков живой природы”.
Задача: учить ребенка соотносить звук с его источником, называть источник звука.
Игра: “Откуда этот звук?” (использование аудиозаписей).
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звуки, может назвать источник звука.
“Формирование чувства ритма”.
Задача: увеличение спектра движений под определенную музыку.
Игры: “Танцуем – шагаем”, “Медленно – быстро”.
Ожидаемый результат: ребенок двигается в соответствии с определенным ритмом (предварительными договоренностями, показом).
“Совершенствование восприятия и воспроизведения различных голосовых интонаций”.
Задача: учить ребенка выражать свое эмоциональное состояние голосом.
Игра: “Какое настроение?”.
Ожидаемый результат: голос ребенка окрашен эмоциональными проявлениями в зависимости от его состояния.
“Формирование словесных обозначений предметов, действий, явлений”.
Задача: расширение словарного запаса ребенка.
Игра: “Расскажи о любимой игрушке”.
Ожидаемый результат: ребенок может составить короткий рассказ о любимой игрушке, простыми фразами (используя существительные, глаголы, прилагательные).
Сенсорное развитие осуществляется:
- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.
- в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;
- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни
- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию;
- в индивидуальной коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ.
Использование педагогами представленных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей....
Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период
Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период...
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
«Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста как фактор их успешности в обучении. Сенсорная коробка»
Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия...
Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.
Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет....
Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет.
Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет....