ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ НА УРОКАХ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Методика формирования целеполагания в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_tselepolaganiyu_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей целеполаганию на уроках в начальных классах
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Совместно с учителем на основе ориентировки по странице «Прописи» дети ставят цель урока письма - «Учиться писать слова с мягкими и твердыми согласными». На уроке обучения грамоте , ориентируясь по странице учебника, формулируют цель урока: «Узнать, какие звуки обозначают эти буквы».
Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на одиннадцатом уроке математики в первом классе с помощью сказки про лесную школу и её учеников – Лисёнка и Зайчика. Определяем с детьми, кто из зверей лучше выполнил свою работу, по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота). На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик). На следующем уроке сказка была продолжена, как и обучение работе с «волшебными линеечками» - отрезками.
Советы педагогу:
1. Сделайте цель урока целью обучающихся:
попросите обучающихся сформулировать цели;
объясните важность темы для них, для общего значения курса, а не только для контрольной работы или экзамена;
напоминайте о цели в ходе урока, её поэтапном достижении.
2. Формулируйте цели, ориентируясь на интересы обучающихся:
концентрируйтесь на ЗУН, соответствующих интересам и потребностям учеников;
используйте игры, демонстрации, ЭОР.
3. Относитесь внимательно к организации урока:
начните с записи плана или поработайте над планом с группой ;
дайте такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.
Методы, приемы и формы обучения детей постановке целей урока
Урок должен начинаться с постановки цели, отражающей результат. Чем четче и подробнее описана цель, тем больше у ученика возможностей соотносить, сверять свои действия с результатом, тем эффективнее он достигается и, следовательно, тем эффективнее школьник выстраивает свою учебную деятельность. В качестве цели на уроке могут выступать знания, способы действий (умственных или физических), которыми необходимо овладеть, нравственные качества, которые необходимо сформировать.
Постановка конкретной цели по выполнению учебного задания может осуществляться в двух формах:
1. Цель-образ, непосредственно направляющая и регулирующая деятельность на всем ее протяжении. Цель-образ, представляемая визуально, непосредственно направляет и регулирует учебную деятельность.
2. Цель-задание, регулирующая деятельность через конечный результат, выступающий в форме задания.
Второй способ постановки учебной цели представляет значительные трудности, так как часто порождает проблемы понимания учащимися учителя. Чтобы грамотно сформулировать задание, необходимо знать и учитывать особенности мыслительной деятельности и имеющегося на данный момент жизненного опыта учащихся. Следовательно, педагогу следует придерживаться ряда требований к постановке цели учебной деятельности на уроке.
Анализ литературы, посвященной проблемам учебной деятельности, показал отсутствие каких-либо критериев или требований, которыми мог бы руководствоваться учитель при постановке цели учебной деятельности для ученика. Соответственно, учителя не обладают необходимыми рекомендациями для организации процесса целеполагания учащихся. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и школьной практики можно выделить следующие требования к постановке цели:
- Единство главной цели урока.
- Понятность для детей ее формулировки.
- Сформированность к моменту постановки цели средств ее достижения у школьников (соответствующих понятий и способов действий).
- Наличие познавательного интереса как смыслообразующего мотива деятельности.
- Соблюдение логики при предъявлении цели.
- Небольшое, обозримое число шагов, ведущих к ее достижению.
- Краткость.
- Четкость, однозначность, конкретность при определении характера, способа действий и параметров результата.
- Наличие обратной связи.
- Использование возможностей коллективной работы.
- Выраженная заинтересованность и уверенность учителя в успехе.
Цель должна быть поставлена наиболее четко и дифференцированно, чтобы она могла определять характер и способ деятельности ученика. При этом важнейшим моментом на уроке является перевод учителем учебной цели в учебную задачу. При постановке цели учитель переводит ее в учебные задачи, которые конкретизируют, детально описывают достижение результата. Поэтому очень важно, чтобы учебные задачи соответствовали поставленной цели урока, чтобы их решение в итоге приводило к достижению именно этой цели.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например,
Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах?
Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову)
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить лексико-грамматические знания.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Учить детей постановке цели урока можно исходя из типа урока.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4. Уроки развивающего контроля.
Цели уроков выделенных типов:
1. 1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
1. 2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
1. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
1. 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.