Одаренность
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одарённость- системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности , являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
Признаки одарённости Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Способны долгое время ( до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития
Признаки одарённости Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Виды одарённости. В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость. В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость. В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость. В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Одаренный ребенок. Типы одаренности."
В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?
Одаренные дети – что такое одаренность?...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию....