"Обучение в сотрудничестве, как средство активизации учебной деятельности младших школьников"
статья

Бронникова Марина Геннадьевна

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Развитие основ умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий, определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie_metodicheskiy_seminar.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Обучение в сотрудничестве, как средство активизации учебной деятельности  младших школьников"

Актуальность исследования

        В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Развитие основ умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий, определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

        В связи с этим в школах введены новые образовательные стандарты, опирающиеся на          применение развивающих технологий и системно-деятельностного подхода, который  предусматривает:

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

и обеспечивает:

 - формирование готовности индивида к саморазвитию и непрерывности образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

        Моя задача как учителя организовать образовательный процесс таким  образом, чтобы пробудить у учащихся желание учиться и развить потребность в саморазвитии. При организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС у меня возникли вопросы: Как на уроке работать со всем классом и одновременно с каждым учеником? Как научить мыслить, сопоставлять факты, анализировать и уметь выражать свое мнение об обсуждаемой проблеме всех и каждого индивидуально?

        Таким образом, возникает необходимость в поиске технологий обучения, которые могут эффективно формировать познавательную активность учащихся. По моему мнению,  к  ним  можно отнести технологию обучения в сотрудничестве.

        Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения учащихся учебными ситуациями, где бы они могли опробовать свои силы в активной совместной деятельности.

         Изучив литературу по данному вопросу и активность учеников  класса в процессе учебной деятельности,  сделала выводы о сформированности  уровня УУД и приняла решение выявить, какие методы обучения в сотрудничестве, системное применение которых на уроках в начальной школе, приводят  к активному включению каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Противоречие

        между объективной необходимостью применения системно-деятельностной методики обучения и необходимостью отбора приёмов обучения  в сотрудничестве, приемлемых для проведения уроков в начальной школе.

Проблема исследования

        Какие  приёмы обучения в сотрудничестве наиболее приемлемы для проведения уроков в начальных классах.

Объект исследования

        Процесс преподавания в начальной школе.

Предмет исследования

        Приёмы обучения в сотрудничестве, направленные на повышение уровня познавательной активности учащихся.

Цель исследования

        Разработка методической системы основанной на применении оптимальных приёмв обучения в сотрудничестве, способствующих повышению уровня познавательной активности учащихся.

Гипотеза исследования

        Если  на уроках  в начальной школе использовать обучение в сотрудничестве, то повысится уровень мотивации учения, и как следствие процесс формирования  уровня познавательной активности будет более успешным.

Задачи исследования

1.  Изучить приёмы обучения в сотрудничестве и принципы организации учебного процесса с использованием технологии  обучения в сотрудничестве.

2. Провести апробацию приёмов обучения в сотрудничестве в практике преподавания.

3. Выявить зависимость уровня овладения учебно-познавательными навыками от степени сформированности мотивационной основы изучения предмета.

4. Оценить эффективность  (результативность) применения технологии обучения в сотрудничестве на уроках в начальной школе.

Методы исследования

  1. Наблюдение
  2. Диагностика
  3. Анкетирование
  4. Тематический контроль

             Методологической основой исследования являются следующие подходы к организации учебно-воспитательного процесса:

1. системно-деятельностный подход (М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

2. личностно-ориентированный подход (И.С.Якиманская);

3. компетентностный подход (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской);

4. коммуникативно-деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя)

Этапы работы

1. Теоретико-методологическая основа исследования

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других.

        Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

        Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались.

        Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

        Обучение в сотрудничестве – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Целевые ориентации данной технологии

•  Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

•  Гуманно-личностный подход к ребенку.

•  Единство обучения и воспитания.

        Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)

Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

2. Выполнение экспериментальной части

        В решении воспитательных и учебных задач мною были использованы следующие приёмы технологии обучения в сотрудничестве:

Student Team Learning (STL, обучение в команде)

        Этот приём уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

        Ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников.

Jigsaw (ажурная пила)

        Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

  1. Каждый член группы находит материал по своей части.
  2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
  3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

        Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю информацию по теме - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Learning Together (учимся вместе)

        Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:

  • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
  • отслеживания
  • мониторинга
  • активности каждого члена группы в решении общей задачи
  • культуры общения внутри группы.

        Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

3. Систематизация и обобщение результатов

        Применение технологии обучение в сотрудничестве бесспорно приводит к повышению интереса к изучаемому предмету (повышение мотивации учащихся), который направлен не только на получение знаний (познавательные УУД), но и на самоуважение, уважение и одобрение со стороны одноклассников и учителя, на получение положительных эмоций  от процесса учения (личностные УУД), на оказание помощи друзьям, на общение (коммуникативные УУД), на желание искать новое, экспериментировать (регулятивные УУД).

        В ходе проведённого исследования было установлено, что систематическое применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках в начальной школе влияет на глубину и прочность знаний, повышает качественный показатель успеваемости при тематическом контроле (см. диаграммы). На основе анализа различных форм проведения уроков, методик их организации была разработана методическая система оптимальных приёмов обучения в сотрудничестве, которая учитывает и содержит разнообразный познавательный и развивающий материал.

        Практическая значимость моего исследования

        Мною были отмечены положительные стороны, применения технологии обучения в сотрудничестве, которые способствовали:

  1. развитию навыков планирования своей деятельности;
  2. развитию умения выделять главное, критически оценивать информацию;
  3. развитию умения  аргументировать свою точку зрения;
  4. развитию самостоятельного творческого мышления;
  5. отработке навыков самостоятельной работы с текстом, в том числе с дополнительной литературой;
  6. тому, что знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой;
  7. приобретению коммуникативных навыков, необходимых для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Применение технологии обучения в сотрудничестве позволило:

1.   придать обучению развивающий характер, дающий возможность самореализации и самовыражения ученика;

2.   повысить уровень мотивации и учебной активности;

3.   повысить уровень усвоения изучаемого материала.

Практическая значимость:

практическая значимость знаний и адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни.

        Были отмечены не только положительные стороны, внедрения технологии обучения в сотрудничестве, но и возникли трудности, над которыми предстоит работать:

  1. проблема вовлечения слабых учащихся в дискуссию;
  2. трудности координорования действий учащихся внутри группы;
  3. психологическая совместимость для совместных действий в группе;
  4. в моменте активного диалога трудно удержаться во временных рамках,  выделенных на выполнение конкретного задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе

Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов  школьников, помнить, что развитие идет от ...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников...