ПК 4.3.
методическая разработка

Юрина Виктория Олеговна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Фрагмент урока по обучению грамоте 1 класс УМК «Школа России»

«Звуки [з] и [з’]»

Гимнастика для глаз

«Радуга»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, 
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. 
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, 
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, 
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, 
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. 
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)



Предварительный просмотр:

Игровые технологии.

Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

Фрагмент урока по окружающему миру 3 класс УМК «Школа России»

Самостоятельная работа по теме: «Что такое Бенилюкс»

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее». Вы делитесь на группы, и та группа, которая быстрее сделает задание, получает следующее задание, а в конце урока оценку.

Задание: Расшифруй загаданное слово

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вопрос 1.

Столица Бельгии?

1.

8.

Вопрос 2.
Главная достопримечательность Амстердама? 

3.


 

Вопрос 3.

Как называется цветок, который изображен?

6.

5.

Вопрос 4.

Как называется предмет, который изображен?

2.

4.

Вопрос 5.

Как называется предмет, который изображен?

7.

                                                                                                                                       

Ответы к самостоятельной работе:

1.  Б

2. Е

3. Н

4. И

5. Л

6. Ю

7. К

8. С

Вопрос 1.

Столица Бельгии?

1. Б

Р

Ю

С

8. С

Е

Л

Ь

Вопрос 2.
Главная достопримечательность Амстердама? 

К

А

3. Н

А

Л


 

Вопрос 3.

Как называется цветок, который изображен?

Т

6. Ю

5. Л

Ь

П

А

Н

Вопрос 4.

Как называется предмет, который изображен?

М

2. Е

Л

Ь

Н

4. И

Ц

А

Вопрос 5.

Как называется предмет, который изображен?

З

А

М

О

7. К

                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение— это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе.

Фрагмент урока по русскому языку 2 класс УМК «Школа России»

«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

 – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного обучения

Продуктивное образование — это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися (участниками) образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. 

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

I этап. 

Работа с текстом до чтения.


Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).  Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Фрагмент урока по литературному чтению 3 класс УМК «Школа России»

Н. Н. Носов «Федина задача»

- Откройте стр. 164 в учебнике. Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

-Когда мы будем читать произведение, вам попадутся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая.

- Сейчас мы прослушаем аудиорассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.

1) Воспроизведение 1 части аудиорассказа (до слов: "и сел за стол … ").

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - Поднимите руки.

2) Воспроизведение 2 части аудиорассказа  (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

- А сейчас я предлагаю прочитать текст выразительно по ролям.



Предварительный просмотр:

Групповая технология

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.


Минусы:

  • Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Фрагмент урока по литературному чтению 3 класс  УМК «Школа России»

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

Составление плана исследовательской работы.

Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы.

(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

Инструктаж учителя по выполнению заданий.

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах. Они также будут у вас на слайде.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

-Но для начала давайте разберём слова которые вам могут быть не понятны . Посмотрите на слайд

“Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

-  А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

- «Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников).

- «Ферма» (Сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и т.д.)

- «Пастбище» (Место, где пасётся скот)

- «Печка» (Устройство для отапливания помещений, приготовления пищи. Имеет спальное место.)

нынче     -сейчас   ,уморились -устали              

испить- попить выпить   осерчал   -рассердился                

Выполнение заданий учащимися в группах.

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод .

Карточка 6

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Учитель организует прослушивание результатов работы групп.

 -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»



Предварительный просмотр:

Технология дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели и др.) осуществляют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, Web-ресурсов, видеосвязи и т. п.).

Дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой. Это могут быть методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы, студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети.

Дистанционное образование позволяет решать задачи обучения и повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров, и получает все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества.

Преимущества дистанционного обучения перед очным:

оперативные (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);

информационные (доступность удаленных образовательных массивов);

коммуникационные (оперативность взаимодействия участников обучения);

педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);

психологические (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения);

экономические (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства);

эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования).

Современное дистанционное обучение осуществляется, в основном, с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Internet, может быть:

1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;

3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Internet, видеолекции с образовательных сайтов и другие Internet-ресурсы.

Принципы дистанционного обучения:

1) продуктивная ориентация обучения;

2) индивидуализация дистанционного обучения;

3) открытость содержания образования и учебного процесса;

4) приоритет деятельностного содержания перед информационным;

5) интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий;

6) принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся;

7) деятельностные критерии оценки результатов обучения.

Существуют два понимания смысла дистанционного обучения:

1) обмен информацией между педагогом и учеником; учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала;

2) личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций, что предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса.

Классы в дистанционной школе возможны двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.

Средства дистанционных коммуникаций.

  • электронная почта;
  • тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции;
  • chat (пер. с англ. – «болтовня») – переписка в режиме реального времени;
  • видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение;
  • WWW – навигация по сети Internet;
  • активные каналы для подписки на Web-сайты и др.

Элементы технологии дистанционного обучения:

  • педагог задает ученикам вопрос;
  • педагог объясняет материал;
  • педагог управляет дискуссиями;
  • ученики задают учителю вопросы;
  • ученики задают вопросы друг другу;
  • педагог видит реакцию ученика и выражает свою;
  • педагог оценивает ученика.

Для каждого элемента применимы особые приемы, методы, средства обучения. Наиболее распространенными средствами технологии дистанционного обучения являются учебный материал, диагностический материал, наглядность.

Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходимый материал предоставляется ученику следующими способами: пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить CD-диск или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология); пересылается по электронной почте; размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения; ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.

Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте всевозможными тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует по их выполнению.

Наглядность. Средства наглядности предстают в виде конкретных изображений, видеофильмов, аудиозаписей, абстрактных изображений – диаграмм, таблиц, графиков.

Эти средства специфичны в силу того, что они реализуются с помощью современных средств телекоммуникации.

Формы дистанционных занятий:

1. Демонстрационная версия занятия по курсу.

2. Вводное занятие по курсу. Его цель – ввести учащихся в проблематику курса, предложить им выполнить обзор предстоящих занятий, охватить весь курс целостно.

3. Индивидуальное занятие-консультация. Данное занятие задает структуру дистантной консультации, предполагаемые вопросы, проблемы, пути поиска ответов на них.

4. Дистанционная конференция по электронной почте. Для данного занятия необходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки.

5. Чат-занятие. Такое занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Internet.

6. Web-занятие. Это занятие, проводимое с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Web-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе Web-квестов, конференции в виде Web-форума, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и др.

7. Дистанционные олимпиады. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или в реальном времени.

Применение дистанционного обучения связано с разнообразными проблемами. Вот лишь некоторые из них.

Дистанционное обучение предполагает более высокую активность, самомотивацию и самоконтроль учеников, нежели в очном обучении. К этому готовы немногие ученики.

Проблема внутренней и внешней мотивации неудовлетворительно решается для традиционного обучения и требует новых подходов к ее решению в дистанционном обучении.

Является существенным вопрос о соотношении эмоционального и рационального в дистанционном обучении. К чему может привести уменьшение личностного контакта учеников и учителей? Не будет ли вредна трансформация чувственных ощущений, характерных для «близкого» общения, в специфические эмоциональные состояния, относящиеся к виртуальной реальности? Как строить обучение навыкам самодвижения?