ПК 4.3.
методическая разработка
Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.pptx | 900.33 КБ |
igrovaya_tehnologiya.docx | 11.9 КБ |
singapurskaya_tehnologiya.doc | 34 КБ |
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx | 11.78 КБ |
tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая. Группы игр: сюжетно-ролевые; дидактические; деловые; интеллектуальные; познавательные.
Формы познавательной деятельности учащихся: уроки и внеклассные мероприятия с использованием игровых элементов; уроки-игры; внеклассные игровые мероприятия.
Функции игровых технологий: Развлекательная; Коммуникативная; Самореализация в игре; Игротерапевтическая; Диагностическая; Коррекционная; Социализация.
Структура игры: а) как деятельности: Целеполагание; Планирование Реализация цели Анализ результатов б) как процесса: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание).
Педагогические игры По области деятельности: 1.Физические; 2.Интеллектуальные; 3.Трудовые; 4.Социальные; 5.Психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие. познавательные; воспитательные развивающие. репродуктивные; продуктивные; творческие. репродуктивные; продуктивные; творческие.
По игровой методики: 1. предметные; 2.сюжетные; 3.ролевые; 4.деловые; 5.имитационные; 6.драматизации По характеру педагогического процесса: математические; химические; биологические; физические; экологические. музыкальные; театральные; литературные. трудовые; технические; производственные. обществоведческие; управленческие; экономические; коммерческие. По игровой среде: 1.Без предметов/ с предметами 2.настольные/комнатные/уличные 3.компьютерные/телевизионные
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся
«Педагогические технологии - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Форма обучения, способ обучения, активизация, учебная деятельность учащихся, в связи с этими понятиями, можно сказать, что педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся – это активная форма организации обучения учащихся, с использованием определенных ресурсов, с минимальными временными затратами и максимальным объемом информации. При этом требования к качеству полученных знаний не снижаются.
Использование педагогических технологий в современном образовании обязательно. В первую очередь, это требование стандарта. Во-вторых, требование общества.
Педагогические технологии применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Эффективность заключается в том, что современные педагогические технологии должны быть результативными и экономичными, гарантировать достижение определенного уровня обучения.
Как и любое нововведение, педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся, имеют свои достоинства:
- доступность учебного материала;
- высокая мотивация;
- возможность использования различных источников информации;
- активное участие в учебной деятельности;
- легкость обучения и освоения учебного материала;
- возможность освоения «своего» объема знаний.
И недостатки:
- сложность перехода на обучение только в режиме технологий;
- все информацию невозможно изучить в технологическом режиме;
- снижение уровня коммуникации;
- отсутствие развития творческого мышления и творческих способностей (кроме технологии проблемного, эвристического обучения);
- обучение ведется на основе моделей, схем и алгоритмов.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности.
Педагогические средства, использованные в опыте учителей:
В любой работе с учащимися по формированию познавательной активности наиболее эффективно и активно используются следующие педагогические средства:
А) Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная.
- Индивидуальная.
- Групповая.
Б) Группы игр:
- Творческие сюжетно-ролевые игры.
- Дидактические игры.
- Деловые игры.
- Интеллектуальные игры.
Познавательная деятельность учащихся проходит в следующих формах:
А) Уроки и внеклассные мероприятия с использованием игровых элементов.
В) Внеклассные игровые мероприятия.
Функции:
- развлекательная (основная функция игры, развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная (освоение диалектики общения);
- самореализация в игре, как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых ребенок полностью реализует себя как субъекта.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия, как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровая деятельность используется преподавателями в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Пед. игра имеет цель обучения, учебно-познавательную направленность и пед. результат. Игровые приемы и ситуации на уроках стимулируют учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Фрагмент урока по литературному чтению
Тема: «Г.Остер «Будем знакомы»»
УМК «Школа России» 2 класс, 2 часть
Этап урока | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
IV.Открытие нового знания М:игровой, словесный | 15 мин | -Сейчас, я заново начинаю читать произведение, а вы следите, а потом кто-то продолжит читать. -Пальчик поставили на начало и приготовились меня слушать. ЧИТАТЬ ДО С.156. -Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны. Если я назову слово, которое встречается в сказке, вы прыгаете на месте два раза, если такого 0слова в сказке нет, то вы приседаете два раза. | Внимательно слушают Читают сказку Выполняют физминутку | Л.: смыслообразование; П.: анализ и структурирование этапов |
Предварительный просмотр:
Сингапурская методика обучения
Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, при которой ученики могли бы впитывать максимум знаний и навыков. И наш современный век технологий не исключение.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская система обучения.
Описание сингапурской методики. Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.
Сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.
- МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
- ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
- КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
- ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
- ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
- ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
- СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
- КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
- СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
- КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
- ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
- МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
- МИКС ФРИЗ ГРУП – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
- Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.
Достижения сингапурских структур. Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.
Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
- Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
- Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
- Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
- Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
- У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Фрагмент урока по окружающему миру
Тема: «Времена года. Обобщение»
УМК «Школа России» 1 класс
Этап: Актуализация знаний
-Ребята, давайте с вами вспомним, с какими темами мы знакомились на прошлых уроках? («Проходили времена года, определяли признаки»).
-Итак, ребята, сейчас вы будете работать в группах, вам даны признаки, разделите их на такие классификации, которые вы сразу увидите. (вам понадобится клей)
-Даю вам 5 минут на выполнение данного задания.
-Ваше время вышло, на какие виды классификаций, вы разделили признаки? (Признаки зимы, признаки весны, признаки лета и осени).
-А сейчас будем проверять, послушайте как, первая группа будет проверять у второй группы, вторая группа у третьей… и т.д., а восьмая группа будет у первой, когда проверите, если правильно поставьте плюс и переходите проверять у другой команды. В общем каждая группа должна проверить 3 других группы. Когда вы проверите, сядьте на свои места.
-Давайте проверим, какие ошибки нам встретились.
-Молодцы! Вы справились!
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. (2-3 минуты)
- Смена видов деятельности — целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и др.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Гимнастика для глав — проводится в ходе интеллектуальных занятий. (2-3 минуты)
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Артикуляционная гимнастика — к ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Фрагмент урока: Письмо
Тема: «Повторение йотированных гласных и алгоритм списывания»
УМК «Перспективная Начальная Школа» 1 класс 2 часть
Пальчиковая гимнастика:
-Ребята, для того, чтобы красиво писать буквы, давайте разомнем свои пальчики.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения
Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставится процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Основоположник проектных технологий американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проекты бывают:
- Исследовательские;
- Творческие;
- Ролево – игровые;
- Информационные;
- Практиориентированные;
- Монопроекты;
- Интегрированные
По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.
Так как работа с проектом - это очень сложная работа, поэтому готовить
учеников к ней нужно постепенно.
В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:
–помочь ученикам произвести самооценку проекта;
–оценить процесс проектирования;
–подготовить проект к презентации.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Фрагмент урока по окружающему миру
Тема: «Проект: «Города России»
УМК «Школа России» 2 класс
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой М: практический (выполнение задания) | 20-25 мин | - Итак, сегодня мы будем выполнять групповой проект. - Вам необходимо разделиться на 6 групп. - Если мы работаем в группах, то нам нужно вспомнить правила групповой работы. Правила работы в группе (на слайде):
- Знаете ли вы этапы выполнения проекта? Этапы выполнения проекта (на слайде):
- По окончании работы вы будете оценивать свою работу и работу группы. По каким критериям? - Вот какие критерии встретятся в ваших листах самооценки:
- Сейчас каждая группа получит лист с заданием, лист планирования и продвижения по заданию, и материалы о городах России. -У каждой группы должны быть следующие материалы: лист бумаги, клей, маркеры для оформления плаката. - Перед выполнением проекта ознакомьтесь со всеми материалами. Время на выполнение проекта – 20 минут. Командиры групп, пожалуйста, не забывайте ребят, которым нужна ваша помощь. | Выполняют проект | П.:выполнение действий по алгоритму |