ПК 4.4.
методическая разработка

Семенова Анна Андреевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики и информатики

Юрченко  Анна Андреевна

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 22

Руководитель: Иванова Н.В.,

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое

и методическое обеспечение углубленного

изучения дисциплин в начальных классах

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Возможности сети Интернет в различных сферах жизни человека                                5                                                
  2. Понятие «Интернет-зависимость»                                                                        6

  1. История возникновения понятия «Интернет-зависимость»                                        8

  1. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости                                        10

  1. Признаки Интернет-зависимости                                                                        11

  1. Последствия Интернет-зависимости                                                                14                                

Выводы по I главе                                                                                                 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                18

ВВЕДЕНИЕ

«Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника, от остальных

сфер своей жизни и души, он превращается в духовного калеку»

Даниил Андреев

Актуальность проблемы исследования. В последнее время практически ни один человек не может представить свою жизнь без Интернета. Возможности, которые предоставляет обществу Интернет, действительно безграничны. Актуальность фразы «за интернетом будущее» носит вполне логичный характер, ведь технологии и информационные базы постоянно совершенствуются, а работа в сети – чрезвычайно удобна и экономит время и деньги. На данный момент многие сферы жизни людей связаны с интернетом и каждый человек сам выбирает, какое место в его жизни будет занимать интернет, но далеко не каждый знает, к чему может привести его выбор. Количество интернет – пользователей насчитывает около 400 миллионов человек по всему Миру. В России эта цифра достигает примерно 8,8 миллионов человек. С каждым годом эта цифра растет. Люди просто нуждаются в этой технологии и совсем не удивительно, что некоторые люди начинают замечать за собой некую зависимость от интернета, но не придают этому никакого значения. Многие взрослые люди проводят огромное количество времени в интернете из – за работы, для них это необходимо. Но ведь возникают подобные проблемы и у детей.

Конечно, интернет можно использовать и для развития ребёнка. В сети очень много информационных ресурсов, различных сайтов с развивающими играми или викторинами и всевозможных познавательных программ. Также интернет – это хороший помощник в общении с далёкими друзьями и родственниками.

Но при всех своих положительных качествах, это глобальный ресурс нередко становится источником зависимости уже с юного возраста.

Факт того, что интернет – зависимость не является болезнью, не означает, что этой проблемы нет.  

В общем виде интернет – зависимость это замена реальной жизни на виртуальную, в которой проводят по 18 часов, а иногда и намного больше. Для детей сложно контролировать время своего пребывания в сети, также для них является трудностью перебороть это влечение и вовремя остановить тягу к онлайн – жизни.

Социализацию и общение со сверстниками в реальной жизни, заменяет онлайн – общение (переписки, видео звонки и т.д.). На замену активным играм с друзьями на улице приходят сетевые игры, но не всегда безобидные.

Изучением данной темы занимались известные ученые, такие как Айвэн Голдберг, Николас Карр, Кимберли Янг.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Интернет – зависимость у детей младшего школьного возраста».

Цель исследования:  выяснить сущность понятия «интернет – зависимость». Рассмотреть причины, симптомы, признаки и последствия Интернет – зависимости.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить причины зависимости от Интернета
  2. Изучить симптомы Интернет – зависимости.
  3. Изучить последствия Интернет – зависимости.

Методы исследования:

-отбор и изучение литературы по теме исследования;

-анализ;

-обобщение;

-синтез.

Глава I. Причины и последствия развития Интернет – зависимости у детей младшего школьного возраста

  1. Возможности сети Интернет в различных сферах жизни человека

Интернет недаром назвали всемирной паутиной. Он проник во все сферы жизни человека и присутствует не только дома и на работе, но и в кафе в обеденный перерыв и даже на отдыхе. Многие люди уже не представляют свою жизнь без виртуальной сети.

Можно выделить три основных вида деятельности в Интернете:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция.

Конечно же, некоторым людям интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Огромное количество социальных сетей позволяет общаться людям не только из разных городов, но даже из разных стран. Есть сети для одноклассников, одногруппников,  сослуживцев. Если вы предпочитаете общению фотографии, для вас тоже найдется своя социальная сеть.

Интернет позволяет сэкономить на услугах телефонной связи, что особенно радует при наличии друзей или родственников за границей. Если у вас есть веб-камера и микрофон – можете общаться хоть целый день абсолютно бесплатно.
Виртуальная паутина ежедневно ловит в свои сети новых игроков, способных сутками напролет участвовать в виртуальных сражениях, гонках или выполнять фантастические квесты.

В интернете можно выучить иностранный язык, прослушивая и запоминая новые слова. Попрактиковаться в письме и произношении можно, общаясь с носителями языка на специальных сайтах. Популярное увлечение посткроссинг позволяет обмениваться открытками с людьми из разных стран. 

С помощью интернета можно зарабатывать деньги, не выходя из дома. Ведение тематических блогов, биржи фриланса, интернет-магазины для некоторых людей с радостью заменяют душные офисы. Возможности интернета настолько широки, что их невозможно перечислить все полностью.

  1. Понятие «Интернет – зависимость»

Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становятся повторяющиеся действия, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

 Интернет-зависимость — избыточное пользование интернетом, которое мешает жизни, работе и тормозит личностное развитие человека. Интернет-зависимость наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, что негативно сказывается на становление личности.

Понятие «интернет-зависимость» стало популярно благодаря стараниям американского психолога Кимберли Янг, которая провела титаническую работу по популяризации проблемы и открыла первый специализированный центр для лечения этого расстройства.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Что касается терминологии проблемы, то здесь применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При большом количестве наименований специалисты едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену. Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы. Также имеет место побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; готовность лгать друзьям и членам семьи преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете: склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за постоянного нахождения в сфере всемирной паутины.

  1. История возникновения понятия «Интернет – зависимость»

В 1995 году психиатр Айвэн Голдберг разработал опросник с набором диагностических критериев для определения интернет-зависимости. Для этого Голдберг просто взял и ради шутки адаптировал описание игровой зависимости с учетом особенностей интернет-пользования. Этот опросник активизировал не утихающие до сих пор споры в журналистских и психологических кругах о том, как классифицировать интернет-зависимость и стоит ли вообще считать это зависимостью. Хотя в дискуссиях по этому поводу нередко возникает термин «болезнь», интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний, в отличие от зависимости от азартных игр.

Специалисты для того, чтобы избежать слова «зависимость», предлагают другие обозначения этого явления: проблема в пользовании интернетом, компульсивное использование интернета, злоупотребление интернетом или i-болезнь.

Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.

Виртуальный мир и множество социальных обществ буквально проглатывают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми вживую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей и подростков, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения.

Часто интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:

  • Зависимость от компьютера т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
  • «Информационную перегрузку» т.е. компульсивную навигацию по интернету, поиск в удалённых базах данных;
  • компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайн аукционам или электронным покупкам в интернете;
  • зависимость от «Кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета – общения в чатах, групповых играх, различных форумах и конференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни родных и близких.

Для детей младшего школьного возраста наиболее характерны три формы интернет – зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг  –  хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

После 6 лет ребенок может заходить в интернет самостоятельно. Но что он будет там делать? Ирина Матвиенко, директор Центра раннего развития, советует: «Сформируйте вместе с ребёнком «Избранное» - те сайты, которые он будет посещать. Выберете проекты, которые, с одной стороны действуют развивающе, а с другой – интересны ребенку, а не только Вам » [5, 26 с].

Если ребёнок замкнутый и необщительный, в младшем школьном возрасте он может начать подменять реальное общение виртуальным. Если такое происходит, то нужно восстанавливать баланс не сокращением «виртуальной жизни», а просто разнообразить реальную – различными хобби, увлечениями и посещением кружкови секций.

 Для младших школьников более характерна игровая Интернет – зависимость: при отсутствии родительского контроля дети отводят играм большое количество времени. Они не могут сами себя контролировать из-за этого и может начать развиваться Интернет – зависимость.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет.  А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

  1. Причины возникновения и стадии Интернет – зависимости

 

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или Интернет – зависимости.

Проблема Интернет – зависимости  выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Большая часть Интернет-зависимых «сидит» в Сети ради общения. Интернет - зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. 

Возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации.

Стадии развития Интернет – зависимости.

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в «онлайне» увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы Интернет – зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

  1. Признаки Интернет – зависимости

О полезности или вредности компьютерных устройств и планшетов с выходом в интернет можно говорить и спорить бесконечно. Сколько людей, столько и мнений.

 Человеку предоставляется возможность доступа к огромному массиву информации — это, несомненно, большой плюс. Не тратя много времени, одним движением руки в интернете можно найти всё, что угодно.

Современные  компьютерные программы позволяют делать учебный процесс интересным: здесь есть место для создания презентаций, оформления творческих проектов, работы с фотографиями, текстами, таблицами. И даже новый ФГОС определил, что школьники должны быть компетентными в области коммуникативных и информационных технологий. Упрощая монотонные процессы, компьютеры плотно прижились в нашей рабочей и обыденной жизни, став помощниками. Но не только.

Признаки зависимости.

Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

  •  увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;
  •  снижение успеваемости в школе;
  •  потеря интереса к происходящему вокруг;
  •  нарушения сна;
  •  часты резкие перепады настроения;
  •  неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Общие симптомы зависимости таковы:

  •  навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете;
  •  постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
  •  пристрастие к работе (играм) и информационная перегрузка;
  •  нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  •  забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  •  готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  •  ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  •  обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Последствия Интернет-зависимости.

  • Ребенок перестает приглашать в дом друзей, а на предложение посетить кино следует категорический отказ.
  • Появляются плохие оценки в дневнике, а также теряется интерес к разному роду развлечениям.
  • Ребенок лжёт, что он гулял или занимался уроками. 
  • Ухудшается детский аппетит, а сидя возле монитора, вообще забывает о еде.
  • Ребенок плохо спит, и ему снятся очень плохие сны.
  • Появляются головные боли, которые посещают ребенка очень часто и свидетельствуют об истощении психики.
  • Ребенок становится раздражительным и нервозным.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.        

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг, одна из главных специалистов по киберболезням, выяснила, что интернет-зависимые, как привило, «пасутся» в чатах. Янг отмечает, что если обычные пользователи занимаются преимущественно сбором информации, то интернет-зависимые «зависают» на общении.

  1. Последствия Интернет – зависимости

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, дети вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать".  Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности.

Человек, заболевший Интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности начинает доминировать, и становится центральной идеей человека.

Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.

Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет - это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием. Другие, утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современных детей и подростков в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры и интернет.

По данным проведенных социологических опросов, в интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования.

Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, психологического удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом. Привыкание к интернету можно определить как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ. 

Вывод по I главе

Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек. Интернет предоставляет им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред детям, подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема патологического использования сети Интернет довольно молодая. Особенно актуальной она стала в настоящее время. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. Каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. Число пользователей «Всемирной паутины» с каждым днём увеличивается.

Несовершеннолетние,  по ряду причин составляют основную массу посетителей сети, а треть из них – это младшие школьники. И именно среди этой группы населения больше всего велик риск Интернет-зависимости. Постоянная потребность в информации, высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность формируют из них основную массу пользователей Интернета. Частое обращение к услугам сети, лёгкость в пользовании её возможностями, простота и необременительность общения через Интернет, полнота и доступность хранящейся в нём информации, большой каталог развлечений и возможностей становятся основными причинами Интернет – зависимости младших школьников.

Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у младших школьников, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников, с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость – этим мы и планируем рассмотреть в курсовой работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРТУРЫ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. - М.; Феникс, 2010. - 320 с.
  2. Зыкова, М.Е. Интернет-зависимость. Игромания/ М.Е. Зыкова. - М.; 2008. - 54 с.
  3. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США.; 2011. - 113 с.
  4. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь / А.В Филиппов, Н.Н. Романова, Т.В. Летягова  ;  под ред. Н.Н. Романовой. – М.: «Флинта», 2016. – 424 с.

Статьи в журналах, газетах

  1. Детки в сетке// Аргументы и факты. – 2007. – №3. – С. 26.
  2. Максс, В. А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274.

Интернет ресурсы

  1. Егорова, Ю.В. Компьютерная зависимость у младших школьников / Ю.В. Егорова// Социальная сеть работников образования – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/03/kompyuternaya-zavisimost-u-mladshih-shkolnikov  (дата обращения: 13.03.2017) .
  2. Интернет-зависимость – средство ухода от реальности// Студенческая библиотека онлайн – URL: http://studbooks.net/1606334/psihologiya/internet_zavisimost_sredstvo_uhoda_realnosti (дата обращения 2.06.2017)
  3. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика// конструктор успеха – URL:  http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
  4. Интернет-зависимость// Цифровой словарь – URL: http://digitalvocabulary.ru/internet-addiction-disorder/ (дата обращения 6.05.2017)  
  5. Компьютерная зависимость у детей// Психология и психиатрия – URL: http://psihomed.com/kompyuternaya-zavisimost-u-detey/  (дата обращения  17.04.2017)
  6. Субботин, Г. Компьютерная зависимость, её признаки и профилактика для младших школьников / Г. Субботин//  Pandia – URL : http://pandia.ru/text/78/193/29417.php (дата обращения: 13.03.2017) . 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

Юрченко Анна Андреевна

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«25» декабря 2017 года

Курс: 3, группа: 32

Руководитель: Иванова Н.В.,

преподаватель МДК 01.10. Теоретическое и методическое обеспечение углублённого изучения дисциплин в начальных классах

I квалификационной категории

Челябинск, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I.  КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.

Понятие коммуникации

5

1.2.

Характеристика младшего школьного возраста

7

1.3.

Коммуникативные умения младшего школьника

14

Вывод по I главе                

18

ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА  

2.1.

Возможности сети Интернет в различных сферах деятельности человек

20

2.2.

Понятие «Интернет-зависимость»        

21

2.3.

Негативное влияние сети Интернет на детей младшего школьного возраста        

24

2.4

ИКТ-компетентность младшего школьника и её влияние на развитие коммуникативного навыка

29

Выводы по II главе

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

35

                                                                                                                        


ВВЕДЕНИЕ

«Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника, от остальных

сфер своей жизни и души, он превращается в духовного калеку»

Даниил Андреев

Актуальность проблемы исследования. XXI век – век информационных технологий. Люди находятся в постоянном окружении компьютеров и других гаджетов, без которых мы уже не можем представить свою жизнь. С каждым годом востребованность владения компьютерными технологиями возрастает и людям нужно соответствовать запросам общества.  В последнее время практически ни один человек не может представить свою жизнь без Интернета. Возможности, которые предоставляет обществу Интернет, действительно безграничны. Актуальность фразы «за Интернетом будущее» носит вполне логичный характер, ведь технологии и информационные базы постоянно совершенствуются, а работа в сети – чрезвычайно удобна и экономит время и деньги. На данный момент многие сферы жизни людей связаны с Интернетом и каждый человек сам выбирает, какое место в его жизни будет занимать Интернет, но далеко не каждый знает, к чему может привести его выбор. Количество Интернет-пользователей с каждым годом растет. Люди просто нуждаются в этой. Многие взрослые люди проводят огромное количество времени в Интернете из-за работы, для них это необходимо. Развитие информационных технологий в последние десятилетия, их быстрое  проникновение почти во все сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, возможности общения и проведения досуга. Наряду с положительным влиянием Интернета существует и негативное воздействие. Интернет – это кладезь знаний, информации, истории общества. Но в это же время интернет таит в себе много «подводных камней»,  таких как сайты, наносящие вред психике ребенка, запрещённые фильмы, нецензурная лексика и множество недостоверной информации. И как это всё повлияет на личность ребёнка?

Социализацию и общение со сверстниками в реальной жизни, заменяет онлайн-общение (переписки, видео звонки и т.д.). На замену активным играм с друзьями на улице приходят сетевые игры, но не всегда безобидные.

Изучением данной темы занимались известные ученые, такие как Айвэн Голдберг, Николас Карр, Кимберли Янг.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Влияние глобальной сети Интернет на развитие коммуникативного навыка младшего школьника».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выяснить сущность понятия «Коммуникативный навык» и «Интернет-зависимость»; выявить влияние сети Интернет на коммуникативный навык младшего школьника.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить понятия «коммуникация», «коммуникативный навык» проанализировать виды коммуникативных умений.
  2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
  3. Выявить коммуникативные навыки младшего школьника
  4. Рассмотреть возможности сети Интернет.
  5. Рассмотреть понятие «Интернет-зависимость».
  6. Рассмотреть понятие «ИКТ-компетентность младшего школьника».

Методы исследования:

-отбор и изучение литературы по теме исследования;

-анализ;

-обобщение;

-синтез.


Глава I. Коммуникация и её особенности в младшем школьном возрасте

  1. Понятие коммуникации

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к младшим школьникам.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [2]. В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».

Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом.

В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга.

Последователь его учения Я.Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [1]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности.

В.Н. Панферов расширил определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [3].  Автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека.

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».  В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия.

Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева, Е.Е. Дмитриевой, А.Б. Добровича, Я.Л. Коломинского. Ученые под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации.

Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, понятия «общение» и «коммуникация» являются идентичными.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [2].

По мнению Епишина Л. В., коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [11].

Мудрик А.В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [17].

  1. Характеристика младшего школьного возраста

  1. Коммуникативные умения младшего школьника

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

Г.М. Андреева выделяет три группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Первая группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Вторая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа –интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [2].

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, выделенные Бодалевым А.А.[4].

Первый критерий – общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Рассматривая критерии общения можно выделить и три основных его мотива. Под мотивами понимаются те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.

  • Деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
  • познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого       выступает взрослый - источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;
  • личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство.

При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:

  • экспрессивно-мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);
  • предметно-действенно (позы, жесты);
  • речевым способом.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

  • вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
  • ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком;
  • соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);
  • соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:

  • согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);
  • доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);
  • применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);
  • оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, открытость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:

  • Межличностной коммуникации;
  • Межличностного взаимодействия;
  • Межличностного восприятия.
  • Составляющими коммуникативных умений являются:
  • умение слушать другого человека;
  • умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;
  • умение понимать другого;
  • умение сопереживать, сочувствовать;
  • умение адекватно оценивать себя и других;
  • умение принимать мнение другого;
  • умение решать конфликт;
  • умение взаимодействовать с членами коллектива.

Вывод по I главе

Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом. Деятельность младшего школьника всегда включена в общение именно поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки и умения у младших школьников. Это необходимо для выполнения действий в процессе общения, которые зависят от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

   

Глава II.  Возможности сети Интернет в развитии коммуникативных навыков младшего школьника

  1. Возможности сети Интернет в различных сферах деятельности человека

Интернет – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам.

Интернет недаром назвали всемирной паутиной. Он проник во все сферы жизни человека и присутствует не только дома и на работе, но и в кафе в обеденный перерыв и даже на отдыхе. Многие люди уже не представляют свою жизнь без виртуальной сети.

Можно выделить три основных вида деятельности в Интернете:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция.

Конечно же, некоторым людям Интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Огромное количество социальных сетей позволяет общаться людям не только из разных городов, но даже из разных стран. Есть сети для одноклассников, одногруппников, сослуживцев.

Интернет позволяет сэкономить на услугах телефонной связи, что особенно радует при наличии друзей или родственников за границей. Если есть веб-камера и микрофон – можно общаться хоть целый день абсолютно бесплатно.
Виртуальная паутина ежедневно ловит в свои сети новых игроков, способных сутками напролет участвовать в виртуальных сражениях, гонках или выполнять фантастические квесты.

В Интернете можно выучить иностранный язык, прослушивая и запоминая новые слова. Попрактиковаться в письме и произношении можно, общаясь с носителями языка на специальных сайтах. Популярное увлечение посткроссинг позволяет обмениваться открытками с людьми из разных стран. 

С помощью Интернета можно зарабатывать деньги, не выходя из дома. Ведение тематических блогов, биржи фриланса, Интернет-магазины для некоторых людей с радостью заменяют душные офисы. Возможности Интернета настолько широки, что их невозможно перечислить все полностью.

  1. Понятие «Интернет – зависимость»

В 1995 году психиатр Айвэн Голдберг разработал опросник с набором диагностических критериев для определения интернет-зависимости. Для этого Голдберг просто взял и ради шутки адаптировал описание игровой зависимости с учетом особенностей интернет-пользования. Этот опросник активизировал не утихающие до сих пор споры в журналистских и психологических кругах о том, как классифицировать интернет-зависимость и стоит ли вообще считать это зависимостью. Хотя в дискуссиях по этому поводу нередко возникает термин «болезнь», интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний, в отличие от зависимости от азартных игр.

Специалисты для того, чтобы избежать слова «зависимость», предлагают другие обозначения этого явления: проблема в пользовании интернетом, компульсивное использование интернета, злоупотребление интернетом или i-болезнь.

Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.

Виртуальный мир и множество социальных обществ буквально проглатывают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми вживую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей и подростков, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения.

Часто интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:

•        Зависимость от компьютера т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

•        «Информационную перегрузку» т.е. компульсивную навигацию по интернету, поиск в удалённых базах данных;

•        компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайн аукционам или электронным покупкам в интернете;

•        зависимость от «Кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета – общения в чатах, групповых играх, различных форумах и конференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни родных и близких.

Для детей младшего школьного возраста наиболее характерны три формы интернет – зависимости:

•        игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;

•        зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;

•        навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становятся повторяющиеся действия, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Интернет-зависимость — избыточное пользование интернетом, которое мешает жизни, работе и тормозит личностное развитие человека. Интернет-зависимость наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, что негативно сказывается на становление личности.

Понятие «интернет-зависимость» стало популярно благодаря стараниям американского психолога Кимберли Янг, которая провела титаническую работу по популяризации проблемы и открыла первый специализированный центр для лечения этого расстройства.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Что касается терминологии проблемы, то здесь применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При большом количестве наименований специалисты едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену. Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы. Также имеет место побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; готовность лгать друзьям и членам семьи преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете: склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за постоянного нахождения в сфере всемирной паутины.

  1. Негативное влияние сети Интернет детей младшего школьного возраста

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказаться "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрезмерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества выступили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они утверждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоционального и интеллектуального развития" детей.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь ребёнка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Можно отметить, что глобальная сеть Интернет способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме. Она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную деструктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, разрушающую личность школьника.

Вхождение современных информационных технологий в обиход среднестатистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо своих прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimedia прямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения ребенка.

Информационные технологии в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окружением.

В начальной школе обычно, начинаются уроки информатики, и у ребёнка появляется интерес к компьютеру. На первых порах родители могут помочь ребенку разобраться в основах работы с компьютерной техникой и показать, как правильно найти информацию в Интернете и преобразовать её. В первом классе на ученика обрушивается большая нагрузка, у ребёнка изменяется, привычный для него, распорядок дня, окружение, требования, предъявляемые обществом. И в Интернете он скорее будет искать отдых, чем заниматься выполнением домашнего задания.

Даже не соблюдая правила работы за компьютером (ограничение времени работы, посещение сомнительных сайтов) не принесут вред сформировавшейся психике взрослого человека. А о том, какие изменения происходят в психике детей, чаще всего родители не задумываются, считая, что чем раньше ребёнок освоит компьютер, тем больше будет развит у него интеллект в будущем. В современных условиях развития Интернета любой пользователь может к нему подключиться. Интернет – это кладезь знаний, информации, истории общества. Но одновременно он хранит в себе много опасностей, таких как сайты, наносящие вред психике человека, запрещённые фильмы, нецензурная лексика и множество недостоверной информации. И как это всё повлияет на личность ребёнка? Так что же необходимо знать, сажая ребёнка за компьютер?
По мнению ученого Николаса Кара Интернет не лучшая среда для развития в  дошкольном возрасте. С рождения до двух лет миром для ребёнка становятся его родители, он нуждается в постоянном контроле и заботе. Ребёнок играет с предметами, в ходе игры он познаёт мир (часто на вкус). Ближе к трём, ребёнок осваивает предметно – образную игру. Простые предметы преображаются в желаемое: палка становится поездом, ложкой и лопаткой. Приобщать таких маленьких детей к компьютеру нецелесообразно, это может ухудшить развитие мышления и воображения, повлиять на физическое здоровье. Психологи Выготский Лев Семенович и Гальперин Петр Яковлевич считают, что в жизни дошкольника с пяти лет, первое место занимает сюжетно – ролевая игра, в ней дети придумывают и обыгрывают конкретную ситуацию, чаще социального характера. Усваивая социальные нормы общества, дети готовятся ко взрослой жизни. Для ребенка, вовлечённого в реальную игру, компьютер и Интернет не представляют особого интереса. Но если дома он наблюдает за тем, как его родители часами сидят за компьютером, а ребёнок стремиться подражать им, он хочет стать взрослее и тем самым повторяет действие родителей. Появляется желание освоить компьютерный мир. Еще одно негативное воздействие на дошкольника: ограничение его подвижности. Сидя за компьютером, он мало двигается, не развивает мелкую моторику, лишён общения со сверстниками. Всё это не лучшим способом отразится на дальнейшем развитии.
Когда ребёнок идёт в школу, его кругозор расширяется. Ему приходится учиться, выполнять домашнее задание, а  Интернет – это  место, которое ему быстро и просто может в этом помочь.

Играя в компьютерные игры,  ребёнок может спутать реальность с игрой, так как психика ещё не сформировалась для восприятия таких ситуаций. Герои в игре живут вечно, могут падать с крыши и не умирать, обнаружить в себе необычные способности и полететь или сражаться на поединках без царапин и боли. Дети принимают всё близко к сердцу и обязательно захотят попробовать внести что-нибудь из игры в жизни. После проведения социологических исследований в разных станах, на разных возрастных группах ученые пришли в выводу: большинство игр способствует появлению агрессивного поведения у детей. Дети становятся неуравновешенными, озлобленными. Их сложно отлучать от игр и может развиться игровая зависимость. Когда ребёнок целый день проводит за компьютерными играми, у него сужается круг общения, изменяется характер, он часто становится неуправляемым. В таких случаях нужно немедленно обращаться ко врачу- психологу, пока ситуация не зашла слишком далеко. Важно уметь заинтересовать ребёнка другими более захватывающими занятиями, показать, что реальный мир поразит ребёнка больше, чем виртуальный. Конечно, сейчас разработаны и развивающие компьютерные игры для детей, которые помогут в формировании определённых положительных качеств, но дети должны оставаться детьми и вести активный образ жизни, а не проводить всё свободное время, сидя за компьютером. Малоактивный образ жизни может привести к физиологическим проблемам со здоровьем. Поэтому, нужно ограничивать время проведения ребёнка за компьютером и следить, чем он занимается в Интернете, какие сайты посещает. Совсем запрещать ребёнку работать с компьютером нецелесообразно. Ведь дети должны расширять свой круг знаний, только нужно научить детей это делать правильно, заинтересовать их. Еще одна проблема, влияющая на развитие ребенка. Неконтролируемая информация сомнительного содержания может создать неверное представление о мире. Не сложно предположить, что такая информация негативно скажется на психике ребёнка и его дальнейшем развитии.

От компьютера исходит вредное электромагнитное излучение, наиболее чувствительной к такому воздействию сердечно – сосудистая и нервная системы. Особенно у несформировавшегося организма ребёнка под напором электромагнитного излучения могут развиться различные заболевания. По данным исследований статистика заболеваний, детей, которые много времени проводят за компьютером, выглядит устрашающе:

  •  заболевания органов зрения (60% пользователей);
  •  болезни сердечно-сосудистой системы (60%);
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (40%);
  • кожные заболевания (10%);
  • различные опухоли. (1)

Всем известно, что электрическое поле компьютера делает воздух слабо ионизированным и сухим, со специфическим запахом, что приводит к проблемам дыхания, таким воздухом тяжело дышать. Близкая посадка у монитора компьютера портит осанку и зрение.
По мнению детского психоаналитика, Сапегиной Дианы Леонидовны,
только в подростковом возрасте Интернет и компьютер может понемногу входить в жизнь ребёнка. Он самостоятельно уже может формировать свои задачи обучения и реализовывать их при помощи компьютера. Но в этом возрасте подросток может столкнуться с проблемой виртуального общения, поменяв его на реальное.

  1. ИКТ – компетентность младшего школьника и её влияние на развитие коммуникативного навыка

Современные школьники, начиная с начальных классов, уже имеют собственные различные гаджеты. Многим детям открыт свободный доступ в интернет, и родители разрешают регистрироваться и общаться в разных социальных сетях. Некоторые школьники привыкают к виртуальному общению, что вызывает у них сложность в реальном общении со сверстниками. Что же привлекает младших школьников в сети Интернет?

  • Богатая база информации. В Интернете можно найти любую информацию;
  • Доступные формы коммуникации.
  • В Интернете школьникам предлагается большой выбор онлайн-игр для развлечения.

После 6 лет ребенок может заходить в интернет самостоятельно. Но что он будет там делать? Ирина Матвиенко, директор Центра раннего развития, советует: «Сформируйте вместе с ребёнком «Избранное» - те сайты, которые он будет посещать. Выберете проекты, которые, с одной стороны действуют развивающе, а с другой – интересны ребенку, а не только Вам » [10, 26 с].

Если ребёнок замкнутый и необщительный, в младшем школьном возрасте он может начать подменять реальное общение виртуальным. Если такое происходит, то нужно восстанавливать баланс не сокращением «виртуальной жизни», а просто разнообразить реальную – различными хобби, увлечениями и посещением кружков и секций.

Младшие школьники, чаще всего, проводят много времени за играми в Интернете: при отсутствии родительского контроля дети отводят играм большое количество времени. Они не могут сами себя контролировать из-за этого и может начать развиваться Интернет – зависимость.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет.  А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

В школьном возрасте общение детей происходит преимущественно социальных сетях. Данный способ общения также имеет свои особенности. Во-первых, процесс коммуникации основывается преимущественно текстовых сообщений, что исключает невербальные составляющие; во-вторых общение в виртуальной среде является опосредованным, что, с одной стороны, дает иллюзию «Свободы», а с другой – провоцирует снижение ответственности за собственные действия. Всё это может приводить к самым разным негативным последствиям, начиная от компьютерной зависимости и заканчивая различного рода агрессией.

Информационно-коммуникационные технологии уже давно стали реалиями современной жизни. Как и любое явление, они могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на человека. Формирование ИКТ – компетентности у детей является одной из основных задач в современном мире. Нужно научить ребенка правильно расставлять акценты, выделять приоритеты, объяснить, что в дальнейшей жизни его общение будет связано с реальными людьми. Коммуникация – это двусторонний процесс, где каждый из участников имеет свои чувства, желания, ожидание. И от умения каждой из сторон проявлять гибкость в поведении зависит успешность в общении и удовлетворенность процессом общения.

 Сегодня уже стало очевидным, что активное использование информационно-коммуникационных технологий, как повседневной жизни, так и в образовательном процессе накладывает определенный отпечаток на особенности протекания психической деятельности детей. Снижение продолжительности концентрации внимания, многозадачность, клиповое мышление – всё это требует пересмотра в сложившейся модели обучения, что невозможно без активного включения в образовательный процесс современных информационных технологий. Использование на уроках презентаций, интерактивных досок, ментальных карт и других средств визуализации информации помогает ребенку сохранять понимание и интерес на протяжении всего урока. Проектная деятельность как форма организации работы может способствовать развитию коммуникативных навыков, самостоятельности. Таким образом, важно сформировать у ребенка понимание того, что информационные технологии – это инструмент для достижения различных целей, который является ли частью реального мира, в котором он живет.

Вывод по II главе

Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям. Но Интернет, чаще всего, имеет негативное влияние на младшего школьника. Ребёнок начинает много времени проводить в интернете, играя в различные игры и общаясь с друзьями, абсолютно не задумываясь о последствиях. Задача взрослого человека помочь школьнику правильно расставлять приоритеты при выборе досуга и свободного времяпровождения.  Так же необходимо, чтобы ребёнок понимал, что информационные технологии лишь небольшая часть его жизни, иначе долгое пребывание в сети Интернет может привести к Интернет-зависимости, психическому расстройству, от которого довольно сложно избавиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решая первую задачу исследования, мы выяснили определение понятий «общение», «коммуникация» и «коммуникативный навык». Б.Д. Парыгин, рассматривает общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на критерии, выделенные Бодалевым А.А.

Рассматривая критерии общения выделяют и три основных его мотива: деловые мотивы, познавательные мотивы, личностные мотивы.

Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст - это период важнейших новообразований, которые возникают во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Смена деятельности способствует перестройке всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения. Они становятся более произвольными, управляемыми.

Также младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

По ходу решения третьей задачи, мы рассмотрели коммуникативные умения младшего школьника

«Коммуникативные умения» — это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Рассматривая классификации коммуникативных умений, мы определили, что по своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Решая четвертую задачу, мы рассмотрели возможности сети Интернет и выявили три основных вида деятельности в Интернете:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция.

Так же нами было рассмотрено понятие «Интернет-зависимость» и выделено негативное влияние сети Интернет на младшего школьника. Начиная от влияния на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, заканчивая ухудшением физического здоровья школьника.

Мы выявили, что формирование ИКТ – компетентности у детей является одной из основных задач в современном мире. Так же, мы рассмотрели влияние ИКТ-компетентности на развитие коммуникативного навыка.

В дипломной работе, мы планируем разработать комплекс упражнений и рекомендации для родителей и детей, которые позволят использовать возможности глобальной сети Интернет в положительном аспекте и развивать коммуникативный навык.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире: учебное пособие для вузов / Т.А. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология  - М., 1999. – 375 с.
  3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. –264 с.
  4.  Бодалев, А. А. Психология общения : избранные психологические труды. - М., 2002.
  5. Волков, Б. С. Возрастная психология // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 343 с.
  6.  Гамезо, М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. – 512 с.
  7. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности  // Вопросы психологии. - 2002. № 3-4. - с. 19
  8.  Данилов, М. А. Дидактика // под общей ред. Б. П. Компова. - М. : АПН РСФСР, 2007. - 518с.
  9. Данилов, М. А. Умственное воспитание  // Советская педагогика. - 2004. - № 12. - с. 70-86.
  10.         Детки в сетке// Аргументы и факты. – 2007. – №3. – С. 26
  11. Егорова, Ю.В. Компьютерная зависимость у младших школьников / Ю.В. Егорова// Социальная сеть работников образования – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/03/kompyuternaya-zavisimost-u-mladshih-shkolnikov  (дата обращения: 12.10.2017) . 
  12. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11. – С. 12-17.
  13.  Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование // Петрухин, Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова и др. - 1996. - 421с..
  14. Интернет-зависимость – средство ухода от реальности// Студенческая библиотека онлайн – URL: http://studbooks.net/1606334/psihologiya/internet_zavisimost_sredstvo_uhoda_realnosti (дата обращения 6.10.2017).
  15. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США.; 2011. - 113 с.
  16.  Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология// - М. : Творческий центр «Сфера». - 2001. - 462 с.
  17. Максс, В. А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274.
  18. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст // - М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 304 с.
  19. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2001. – 374 с.
  21. Панькина Е.В.  Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности психической деятельности  / Е.В. Панькина // Информатика и образование. — 2017. — №8. — С. 35-37.
  22. Рабочая книга школьного психолога// И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; под. ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. - 303 с.
  23. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: ЛГУ. - 1990. – 256 с.
  24. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.


Предварительный просмотр: