ПК 4.1
материал
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Информатике | 246.5 КБ |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру | 80 КБ |
Школа России | 1.79 МБ |
Перспективная начальная школа | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Богдановская школа»
«Согласовано» Руководитель МО _______/Писарева Е.Н./
Протокол № _________ от «___»______2015 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Богдановская школа» ________/ Гумина Г.Х. /
«_____»___________2015 г | «Утверждаю» Директор МОУ «Богдановская школа» ________ /Храмышева Н.Ю./
Приказ №__________ от «___»____________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информатика
1-4 класс
Разработал:
Безенкова Е.А.
Челябинск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка. 3
- Общая характеристика учебного предмета. 5
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 6
- Личностные, метапредметные и предметные результаты. 7
- Содержание учебного предмета. 9
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности. 14
- Планируемые результаты изучения учебного предмета. 18
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы). Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Реализация программы обеспечена УМК:
- Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.
- Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.
- Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования.Программа нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. От 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (вместе с «СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» / (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
- Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
12.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.)/ Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год».
- Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с21.02.2015 года)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2015 г. Регистрационный № 35953 (с23.02.2015 года)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850).
Региональный уровень
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
- Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году».
Уровень ОО
- Учебный план МОУ «Богдановская СОШ»
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Богдановская школа».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность изучениясостоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Основной целью образовательной программы является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса образовательной :
- формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
- формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру;
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
- Организационный момент (1мин.).
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
- Физкультминутка (2 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2мин.).
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 2015-2016 учебном году начальное общее образование полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
В учебном плане на изучение информатики с 1 по 4 класс выделен 1 недельный час, 34 учебных недели в 2-4 классах и 33 в 1 классе. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебникам «Информатика» Н.В. Матвеева. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения информатики
С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаютсяобобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результатынаблюденияс целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальнымиумениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничествапри выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса информатики в 1 классе
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
В результате обучения учащиеся получат возможность научиться:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Содержание курса информатики во 2 классе
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Содержание тем учебного курса 2 класс
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 7/1 |
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» | |
2 | Кодирование информации. 7/1 |
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» | |
3 | Информация и данные 7/1 |
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» | |
4 | Алгоритмы и исполнители 5 |
Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители. Знать:алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; создатель алгоритмов, исполнитель алгоритмов; отличие программы от алгоритма; команды робота Вертуна; понятие линейного алгоритма, повторителей. Уметь: запускать программу Пиктомир; составлять простые линейные программы для робота Вертуна. | |
5 | Документ и способы его создания 8/1 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание тексктового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Т «Память компьютера»ПР «Текстовая информация» |
Содержание курса информатики в 3классе
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Информация, человек и компьютер. 7/1 |
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Знать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности. Уметь: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин. Контрольная работа «Человек и информация» | |
2 | Действия с информацией. 9/1 |
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде. Знать: что данные - это закодированная информация Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | |
3 | Мир объектов. 10/1 |
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах. Уметь: называть виды имен объектов;различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера. Контрольная работа по теме «Мир объектов» | |
4 | Компьютер, системы и сети. 8/1 |
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Знать:что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит. Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети». |
Содержание курса информатики в 4 классе
Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными понятиями.
Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Повторение. 7/1 |
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств. Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами. Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Повторение» | |
2 | Понятие, суждение, умозаключение. 9/1 |
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь». Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение. Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение» | |
3 | Мир моделей. 8/1 |
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа. Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Мир моделей» | |
4 | Управление. 9/1 |
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Знать:о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации. Уметь:узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление». | |
Итоговая контрольная работа. 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План действий и его описание | ||
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. | 10 | Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
Отличительные признаки и составные части предметов | ||
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. | 10 | Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
Логические рассуждения | ||
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. | 10 | Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. |
2-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План действий и его описание | ||
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | 11 | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
Отличительные признаки и составные части предметов | ||
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. | 11 | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. |
Логические рассуждения | ||
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. | 12 | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
3-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. | 9 | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
Группы (классы) объектов | ||
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | 8 | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
Логические рассуждения | ||
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. | 10 | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
Применение моделей (схем) для решения задач | ||
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. | 7 | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
4-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров. | 9 | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
Группы (классы) объектов | ||
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах. | 8 | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
Логические рассуждения | ||
Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или». | 10 | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
Применение моделей (схем) для решения задач | ||
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.). | 7 | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
1-й класс
В результате изучения материала выпускник научится:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала выпускник научится:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала выпускник научится:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс
В результате изучения материала выпускник научится:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 352с: ил.
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 352с: ил.
Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64 с.: иЛ; (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64С: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 20014. - 64 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М.: Баллас, 20014. - 144 с;
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова НИ. - М.: Баллас, 20014- 144 с;
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М.: Баллас, 20014. - 144 с.
А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина, «Информатика в играх и задачах». 1-4 классы. Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2012г.
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 1,2,3,4 класс (http://school-collection.edu.ru)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР «Фантазия» 2-4 классы
- ЭОР «Мир информатики» - 1-4 классы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
№ п/п | Название технического средства оснащения | Кол-во |
1 | Интерактивная доска | 1 |
3 | Огнетушитель ОУ-2 | 1 |
4 | Стол ученический двухместный | 14 |
5 | Стул ученический | 20 |
6 | Доска | 1 |
7 | Шкаф для учебных пособий | 1 |
8 | Журнал вводного и периодического инструктажа учащихся по технике безопасности | 1 |
9 | Сетевой фильтр | 3 |
10 | Лампа над доской | 1 |
11 | Ноутбук+манипулятор мышь | 8 |
12 | Стол компьютерный ученический | 8 |
13 | Кресло без подлокотника | 8 |
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ | ||
18 | Системный блок+ Устройство отображения информации (монитор)+ Клавиатура+Манипулятор мышь | 1 |
19 | Средства мультимедиа (проектор) | 1 |
21 | Стол компьютерный учительский | 1 |
22 | Стул | 1 |
Предварительный просмотр:
Сетка календарно-тематического планирования по предмету Окружающий мир 3 класс. УМК «Школа России»
Дата | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | ||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | |||||||
02.04.2019 | Опасные места.
| Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; -обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его; -работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Индивидуальный Фронтальный | |||
04.04.2019 | Природа и наша безопасность. | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках) | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать опасности природного характера; -находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах; -обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»; -характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; -отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Индивидуальный Фронтальный | ||||
09.04.2019 | Экологическая безопасность . | Цепь загрязнения, экологическая безопасность. Правила экологической безопасности | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -анализировать по схеме цепь загрязнения; -приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать пути поступления загрязнения веществ в организм; -обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
Чему учит экономика (12ч) | ||||||||
11.04.2019 | Для чего нужна экономика? | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; -различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг; -характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; -работать с терминологическим словарём; -работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Индивидуальный Фронтальный | |||
16.05.2019 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике | -раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; -приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; -раскрывать роль науки в экономическом развитии; -работать со взрослыми: выяснять роль профессий | |||||
18.05.2019 | Полезные ископаемые. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; -определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»; -выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; -характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) -с помощью атласа – определителя готовить сообщение, о каком-либо полезном ископаемом; | Индивидуальный Фронтальный | |||
23.05.2019 | Растениеводство. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | -актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах; -практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; -обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; -различать и классифицировать культурные растения; -характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труде растениеводов; -выявлять связь растениеводства и промышленности; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
25.04.2019 | Животноводство.
| Животноводство как отрасль с/х . домашние животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Труд животноводов | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; -классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; -характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; -работать с терминологическим словарём; -исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
30.04.2019 | Какая бывает промышленность? | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. | - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; -соотносить продукцию и отрасли промышленности; -выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; -характеризовать труд работников отрасли промышленности; -работать с терминологическим словарём; -работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
07.05.2019 | Проект « Экономика родного края» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | собирать информацию об экономике своего города; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д; -коллективно составлять книгу – справочник «Экономика родного края»; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Индивидуальный Фронтальный | |||
14.05.2019 | Что такое деньги? | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи; -раскрывать роль денег в экономике; -различать денежные единицы разных стран; - практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
16.05.2019 | Семейный бюджет. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Личностные Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; -выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; -определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; -обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; -моделировать семейный бюджет; | Индивидуальный Фронтальный | |||
21.05.2019 | Экономика и экология | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; -обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экономическая экспертиза; -приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; | Индивидуальный Фронтальный | ||||
23.05.2019 | Экономика и экология . | Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | моделировать экологические прогнозы; -работать с терминологическим словарём; -работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Индивидуальный Фронтальный |
Критерии оценки календарно-тематического планирования .
1. Календарно- тематическое планирование разработано в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования по примерной программе.
2. В календарно – тематическом планировании присутствуют такие структурные компоненты как: дата, тема, планируемые результаты, виды деятельности учащихся и формы контроля.
2. Календарно – тематическое планирование оформлено в соответствии с требованиями к данной учебной рекомендации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»
Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Главная концептуальная идея программы «Школа России»
Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, межпредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня это
приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»
проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Русский язык . Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Окружающий мир . Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития: формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности; воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности; формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства; социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования) Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа» Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа» максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Межпредметные связи: 2 часть русского языка включает в себя ряд словарей для использования на всех предметах. Занятия в форме заседания клуба. Задания направлены на самостоятельную деятельность ученика.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей: Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык « Favourite » (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И.