ПК 4.4
методическая разработка

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках истории в интегрированном курсе «Окружающий мир».

В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития самостоятельности у детей.

 В  законе «Об образовании» сказано, что ученик должен быть самостоятельным. В связи с этим основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить теоретические основы самостоятельной работы на уроках окружающего мира в начальной школе.

Задачи и методы исследования вы можете видеть на слайде.

Анализ работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников показал, что существует несколько определений понятию самостоятельной работы.

Одно из таких определений вы можете посмотреть на слайде, которое дает доктор педагогических наук Павел Иванович Пидкасистый.

Так же на слайдах вы можете увидеть педагогов и психологов, которые занимались исследованием «самостоятельной работы».

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И. Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие).

Каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, которые представлены на слайде.

Целью самостоятельной работы  является формирование и воспитание многогранной, творческой личности, со сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом.

Задача самостоятельной работы заключается в том, чтобы  сформировать у учащихся умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Функции самостоятельной работы вы можете видеть на слайде.

Вывод: Самостоятельная работа и самостоятельность является одним из главных качеств обучающихся и важнейшим условием обучения.  Процесс обучения не может быть эффективным без развития самостоятельной деятельности.

На следующий год в курсовой работе мы планируем продолжить изучение методических основ «самостоятельной работы» и составление конспектов уроков с элементами «самостоятельной работы» на уроках истории в начальной школе.



Предварительный просмотр:

Защитное слово                                Круглова Дарья

Актуальность исследования заключается в том, что важнейшей задачей современной системы образования  является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных УУД у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными универсальными учебными действиями

К концепции развития познавательных универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и другие.

Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические основы формирования познавательных УУД у учащихся через самостоятельную работу младших школьников на уроках окружающего мира.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1.изучить научную литературу, электронные ресурсы по теме исследования;

2. раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа», «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»;

3. определить типы и виды самостоятельной работы в начальной школе;

4.  познакомиться с методиками формирования познавательных учебных действий через самостоятельную работу;

5. обобщить имеющийся теоретический материал для дальнейшего изучения темы.

Для изучения материала были выбраны следующие методы теоретического исследования:

- анализ научной литературы;

- систематизация материала;

- обобщение материалов исследования.

В главе 1нами были рассмотрены теоретические основы исследования:

 В параграфе 1.2 мы рассмотрели виды, функции и суть понятия УУД. По мнению А. В. Федотовой УУД –  это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». Опираясь на мнение А. В. Федотовой А.Г. Асмолов выделяет четыре вида УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные) и их функции. Более подробна была рассмотрена характеристика познавательных УУД, которая включает в себя общеучебные, логические и постановку и решение проблем УУД.

В параграфе 1.2 были рассмотрены определения, типы и виды самостоятельных  работ. Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней и В.И. Журавлева показал, что существует несколько определений понятию самостоятельной работы. Но  наиболее полное определение дает А.И. Зимняя, говоря о том, что самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу и результату деятельности работа. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. В свою очередь П.И Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельной работы (воспроизводящий, реконструктивно-вариативный,  эвристический и творческий). При этом каждый тип представлен большим разнообразием видов работ.

В параграфе 1.3. мы определили, что целью «самостоятельных работ» является-формирование и воспитание многогранной, творческой личности, со сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. К. Д. Ушинский определил, что задачи самостоятельной работы - сформировать у учащихся умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Во второй главе мы рассмотрели методические основы исследования:

В параграфе 2.1 нами были рассмотрены психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников:

И пришли к выводу, что учителю необходимо…

осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при организации самостоятельной работы использовать различные методические рекомендации, памятки; осуществлять контроль самостоятельной работы; каждую самостоятельную работу проверять, подводить её итоги.

В параграфе 2.2 рассмотрели методические основы формирования познавательных УУД у учащихся. А именно задания для младших школьников, которые формируют все виды познавательных УУД, и этапы уроков, на которых формируются познавательные УУД. И пришли к выводу, что разные виды самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока формируют познавательные УУД. Поэтому в настоящее время предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС ВОЖАТОГО

C:\Users\пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\cartoon-kids-their-teacher-outdoors-outline-walk-kindergarten-black-white-52126740.jpg

Выполнила:  студентка 33 группы

Круглова Дарья

Челябинск, 2018г.

Оглавление

1. Название и девизы отрядов

2. Игры

3. Оформление отрядного уголка

4. Отрядные мероприятия

5. Модель отрядного самоуправления

6. Огоньки

7. Песенник

1. НАЗВАНИЯ ОТРЯДОВ – ДЕВИЗЫ

СПОРТ

Название «Адреналин»

Девиз:

У нас бурлит адреналин

И наш отряд непобедим!

Название «Стрела»

Девиз:

Как стрела, мы будем мчаться,

Вам за нами не угнаться!

Название «Комета»

Девиз:

У кометы свой девиз —

Никогда не падай вниз!

Название «Рваный кед»

Девиз:Даже если дырка в кеде,

Все равно бежим к победе!

Название:"Ну погоди!"

Девиз:Максимум спорта, максимум смеха!

Так мы быстрее добьемся успеха.

Если другой отряд впереди,

Мы ему скажем: "Ну погоди!"

ВОЛОНТЕРСТВО

Название «Крылья»

Девиз: Легких крыльев нам в пути,

Чтобы трудности пройти!

Мы в любую непогоду

Охранять хотим природу!

Название «Прометей»

Девиз: Не жди помощи – помогай сам,

Не жди добра – делай его сам!

Название «Твори добро»

Девиз:Чтобы сердце горело,

Дней своих не жалей!

Делай доброе дело

Ради счастья людей!

 

Название «Только вперед»

Девиз:Мы волонтеры, чего же боле,

Нашли дорогу по доброй воле

И наш девиз зовет вперед

Творить добро из года в год.

Название «Взгляд в будущее»

Девиз: Светя другим – ты освещаешь путь себе.

ЭКОНОМИКА

Название «Экономисты»

Девиз:Дебет слева,  кредит справа

Экономистам наша слава.

Название «Золотой запас»

Девиз:Все за одного,

Один за всех,

Тогда в команде

Будет успех

Название «Аванс»

Девиз:Не теряй нас в мире денег.

Название «Эмитенты»

Девиз:Деньги не пахнут.

Название «Сберегатели»

Девиз: Сберегая, приумножаем.

МЕДИА

Название «Интернет»

Девиз: Мы команда интернет

Наш девиз – проблемам НЕТ.

Название «Интернет»

Девиз: Мы зовёмся: Интернет.

Лучше нас уж точно нет.

Я вам адрес говорю

Лагерь _____ точка ру.

Название «МТС»

Девиз: Мы мобильные ребята из команды МТС! МТС — высший класс, в мире лучше нету нас!

Название «3D»

Девиз: Кинодети из 3D спецэффекты могут все!

Название «Орбита FM»

Девиз: Это не радио, это отряд, попал сюда и жизни рад. Жить интереснее будет вдвойне, мы на правильной волне!

2. ИГРЫ

ИГРЫ В АВТОБУСЕ

1. "Что мы взяли с собой".

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический

2. Имя соседа и имя мое – новое слово найдем.

Возможно, дети, которые сидят в автобусе на соседних сиденьях, впервые видят друг друга. Дайте детям возможность познакомиться. Пусть они узнают имена своих соседей. Играть следует в парах. Так, например, у нас в автобусе едет пара Коля и Вася. Их задача – сложить буквы имен и придумать как можно больше слов за 5 минут. У Коли и Васи могут получиться слова: кол, вол, сок, коса. Выиграет пара, придумавшая больше всего слов. Пусть дети используют либо укороченные, либо полные имена, об этом нужно договориться в начале игры.

3. Две команды.

Поделите детей на две команды (по рядам). Пусть дети по правую руку насчитают пять красных домов (или машин, или заборов), а дети по левую руку от Вас – пять белых домов (машин или заборов).

4. Что возьму с собой в дорогу

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. На любую букву (например, А), называемую ведущим дети должны называть вещи, которые, они хотят взять с собой в дорогу (арбуз, атомоход, абрикос, аллигатор…).

5. Эстафеты

Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время. Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

1. Давай-ка познакомимся

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи ...» и т.д.

2. Снежный ком

Ребята встают в круг. Начать игру должен вожатый, назвав своё имя, например «Борис». Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё, например «Борис, Саша». Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Все в кругу. Это – самая простая версия, ее использовать не желательно

3. Веселые задания

«Слушай, смейся выполняй,

Имена запоминай»

с этими словами ведущий дает задание детям.

•Саши взяли Марин за руки и станцевали.

•Лены спели песню «В лесу родилась елочка».

•Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.

•Светы-наперегонки бегут к корпусу и т.д.

4. Индейский вождь

Один человек уходит из группы, в это время группа выбирает «вождя», который задает разные движения, а водящий, вернувшись, пытается найти «вождя».

5. Шумная игра

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

1. Острова

КЛАДЕТСЯ ДВА ПОКРЫВАЛА, ЗАДАЧА – ВСЕМ РАЗМЕСТИТЬСЯ, НЕ ПАДАЯ И НЕ ЗАСТУПАЯ ЗА ЭТИ ПОКРЫВАЛА. ЗАТЕМ ЗАДАЧА УСЛОЖНЯЕТСЯ: ПОКРЫВАЛА СКЛАДЫВАЮТСЯ ВДВОЕ, ВТРОЕ И Т.П. В СЕРЕДИНЕ УПРАЖНЕНИЯ КОГО-ТО ПОРАЖАЕТ ГЛУХОТА, СЛЕПОТА, НЕМОТА. ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КАЖДЫЙ СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГИЕ НЕ УПАЛИ, О ЧЕМ ОН ДУМАЛ (О СЕБЕ, О ДРУГИХ, НИ О ЧЕМ) И Т.Д.

2.  «Художники»

Играющие делятся на две группы. Задача групп - быстрее соперника нарисовать животное (предмет и пр.). Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

3. «Искра»

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

4. Гусеница

 Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову

5. «Орлятский круг»

Весь отряд встает в один большой "орлятский" круг (левая рука на плече соседа слева, правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше ... ваша фантазия.

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА

1. «Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот)

2. ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

3. «Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

4. Семейная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять.

5. Покажи

Игрокам нужно изобразить, используя всех участников команды, какую-то картину. Например: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор.

ИГРЫ В ПОМЕЩЕНИИ

1. Рисунок на спине

Насколько вы близки друг к другу, насколько ваша группа обладает сплоченностью и общностью? На этот вопрос вам поможет ответить следующая игра.Предложите группе сесть или встать друг за другом в одну линию. Если группа большая, разделите ее на две команды. Ведущий на ухо должен сказать слово последнему в шеренге человеку. Слова должны быть не сложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д.

Последний на спине предыдущего человека должен неотточенным карандашом «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое и т. д. от игрока к игроку.

Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему то, что было нарисовано у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку и услышал от первого. Если слова совпадут, т. е. «солнце-солнце», то команда близка друг к другу, они могут прочувствовать ход мыслей другого. Если же нет — то необходимо посоветовать проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

2. Что в рюкзаке?

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у которого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает — для проверки. Командам даётся определённое время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей.

3. История из шапки

10 человек пишут на отдельных листочках одно слово по своему выбору. Листочки собираются и перемешиваются в шапке. Другие 10 человек берут из шапки по одному листочку и читают его про себя. Суть игры: рассказать связную историю, используя слова из шапки. Первый игрок начинает со слова: «Однажды…» и придумывает предложение со словом, которое он вытащил. Второй продолжает и так далее. Одновременно те, кто вытянули листы из шапки, пишут свои слова на других листках и кладут в шапку. Их вынимают те, кто первыми писали слова. Тогда историю придумывают две команды по очереди.

4. Музыкальные инструменты

Разделите всех на несколько команд. Каждая команда получает листок с названием музыкального инструмента и должна изобразить игру на нём, дополнив её звуками и движениями. Группе даётся минута для подготовки. Затем, одна за другой, группы представляются, а остальные угадывают инструменты.

5. Счет

Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания. Необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу: участники, по команде ведущего, должны сделать шаг вперед.

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

1. "СВЕТОФОР".

На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они бес-препятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.

2. "ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ".

На расстоянии 1-1,5 м начертите две параллельные линии. От них отмерьте по 4-5 м и начертите ещё две линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - "домики".

Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, то есть на расстоянии 1 - 1,5 м. Команд две, одна из них - "воробьи", а другая - "вороны". Ведущий встаёт между командами и называет слова: "воробьи" или "вороны". Если ведущий сказал "вороны", то вороны до-гоняют воробьёв, которые пытаются убежать за вторую линию. Если ве-дущий говорит "воробьи", то воробьи бегут и ловят ворон. Игра заканчи-вается, когда в команде не останется ни одного играющего.

3. "САЛКИ".

Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.

4. "ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.

5. "НАЙДИ ПЛАТОК".

Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. "АЙСБЕРГИ".

Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот вы-бывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь посте-пенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

2. "ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА".

Дети становятся в круг, выбирают "воробья", "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка" - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают.

3. "ЗАЙМИ ДОМИК".

Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. "Закапал дождик", птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-"домиками".

4. НЕВОД

Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб". Если "рыбку" поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью "невода".

5. УДОЧКА

Играющие встают в круг. В середине его водящий со скакалкой. По команде ведущего водящий начинает кружить скакалку над землей так, чтобы она постоянно касалась земли. Играющие перепрыгивают через скакалку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим.

ИГРЫ С ЗАЛОМ

1. Слон

Вы знаете как чихает слон?

Зал делится на 3 равные части.

1часть детей по взмаху руки ведущего кричит слово "ящики".

2 часть - "хрящики"

3 часть - "потащили"

Все дети выучивают свои слова, и затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - каждая группа свое слово.

Вот так чихает слон.

2. Пол, нос, потолок

Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы.

Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

3. «Солнышко, заборчик, камешки».

Ведущий, постепенно увеличивая темп, и в любом порядке дает играю-щим такие команды: «Сол¬нышко!», «Заборчик!», «Камешки». Играющие на команду «Солнышко!» растопыривают пальцы на руках, по коман¬де «Забор-чик!» смыкают пальцы и выпрямляют ладони, руки сжаты в кулаки при ко-манде «Камешки!».

4. «Рыбка»

Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.

5. «Ручка громкости»

Зал изображает звук радио, а ведущий ручку громкости у этого радио. Чем выше поднята рука ведущего тем громче звук издает зал, чем ниже тем звук становится тише. Ведущий может плавно и резко двигать рукой. Залу не-обходимо передавать в звуке эти изменения.

Отрядные мероприятия

Квест.

Цель: организация увлекательного, полезного досуга детей 
Задачи: повторение и обобщение знаний детей по произведению «Приключение Незнайки»; привлечение детей к чтению книг, возможность почувствовать себя героями книги, ощутить азарт игры; развитие интеллектуального и творческого потенциала детей
Целевая аудитория: младшие и средние школьники
Мероприятие может быть использовано для летнего отдыха в детских библиотеках, пришкольных лагерях и на внеклассных занятиях для знакомства и закрепления пройденного материала по произведению Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Ход мероприятия: Играют 2 команды. Дети путешествуют с путевым листом, на котором обозначены станции и их местоположение. На каждой станции стоит персонаж из книги Н.Носова «Приключение Незнайки». Дети выполняют задания и получают букву. Если задание не выполнено, то они могут получить подсказку от куратора станции или воспользоваться подсказкой – книгой Н.Носова «Приключение Незнайки» (книгу каждая команда получает на старте. Плата за подсказку и использование книги – штрафное задание и «минус» в баллах. На путевом листе делается отметка о выполнении данного этапа, выполненное задание оценивается по 10-бальной шкале, только тогда ребята могут идти дальше. После прохождения всех этапов, ребята собираются перед библиотекой. Из полученных букв все вместе должны составить слово (Н.Носов Незнайка).

1 станция

Перед вами приспособление, с помощью которого из одного предмета можно сделать много одинаковых, называется трафарет. Назовите имя рационализатора в портретном деле, который очень активно использовал это приспособление. (Ответ: Тюбик)
Тюбик очень любит рисовать цветы. В Цветочном городе растёт очень много цветов. Ваша задача – нарисовать как можно больше различных цветов.

2 станция

На столе лежат красный нос, зеленые уши, синие губы, голубые волосы, оранжевые глаза, фиолетовые усы. Необходимо собрать портрет и угадать, кого нарисовал Незнайка. (Ответ: Гуньку)

3 станция

Перед ребятами картинки с изображением персонажей из «Незнайки» и других произведений. Задача: выбрать все персонажи из «Незнайки» и назвать их.

4 станция

На столе – предметы, необходимо ответить какое отношение они имеют к персонажам из произведения «Приключение Незнайки и его друзей». 
Цветы – Цветочный город,
огурец – Огурцовая река,
ромашки – аллея Ромашек, Ромашка,
колокольчики – улица Колокольчиков,
васильки – бульвар Васильков,
таблетки – Пилюлькин,
краски и кисти – Тюбик,
сахар – Сахар Сахариныч Сиропчик,
собачка – охотник Пулька,
стекляшки, микроскоп – Стекляшкин,
еда – Пончик

5 станция

Составить из предложенных предложений текст (Ответ: песня «В траве сидел кузнечик»). Одно слово пропущено, необходимо отгадать это слово (Ответ: лягушка) и спеть песню. После выполнения всех заданий участники собираются все вместе. У каждой команды набор карточек с буквами. Каждая команда пробует сложить слово. После тщетных попыток, ведущий даёт подсказку, что в любом трудном деле помогает дружба. Команды- соперники должны объединиться и дружно сложить «Н.Носов Незнайка».

Вертушка «Загадки лета»

Цель: 
• Учить бережному и доброму отношению друг к другу. 
• Доставить детям радость от участия в игре. 
Задачи: 
• Способствовать развитию творческих способностей, сплочению коллектива. 
Время проведения: 1 час. 
Оборудование: 
• Бумага, ручки, карандаши, природный материал, ящик, телефон, спортивный инвентарь.

Ход игры: каждый отряд получает маршрутный лист, в котором указан план путешествия. Прибыв на станцию, отряду необходимо выполнить задания. За выполненное задание отряд получает баллы в маршрутном листе. В конце игры жюри подводят итог и определяют победителя.

Названия станций:

1. «Крокодилово» 
2. «Наборщик» 
3. «Загадкино» 
4. «Где, чей дом?» 
5. «Сборы в поход» 
6. Загадочная коробка

7. «Здоровье»

8. Викторина по ПДД

9. «Угадай мелодию».

10. «Кидалово»

11. «Пахучая азбука»

12. «Счетовод»

13. «Пожарник»

14. «Спортивная» 

15. «Пословицино»

1.Станция «Крокодилово» Название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово «крокодил», затем его дети должны показать крокодила при помощи поз, жестов, мимики. Задача детей - вытянуть карточку с заданием, которое они при помощи жестов, мимики, поз должны показать другой команде. Говорить нельзя. Команда должна угадать, задавая вопросы. Показывающий, кивком отвечает «да» или «нет». 
Крокодил, лошадь, курица, верблюд, собака, птица. 

2. Станция «Наборщик»
 Командам дается слово, состоящее не менее чем из 7-8 букв. Их задача, пользуясь этими буквами, составить новые слова. 
Например: СТОЛОВАЯ (ласт, стол, воля, лото и др.) 
КАЗАХСТАН - 
МИКРОВОЛНОВКА - 
ЛЕКАРСТВО - 
ГАСТРОНОМ – 

3. Станция «Загадкино»
 Отгадать как можно больше загадок. Одна загадка – один балл.
4. Станция «Где, чей дом?»
 На асфальте начерчены круги с надписями: озеро, болото, лес, луг. Ведущий называет животных и растения. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. 
Животные и растения: медведь, утка, ромашка, цапля, карась, бабочка, береза, хомяк, щука, дятел, кувшинка, мухомор. 

5. Станция «Сборы в поход»
 Из предложенных вещей надо отобрать те, которые необходимы в походе, и пояснить, почему они необходимы. 
Набор вещей: спальный мешок, спички, тарелка, ложка, кружка, бинт, вата, нож, расческа, мыло, дождевик, карта, часы, фонарик, игрушка, фен, украшения, ножницы, компьютерный диск. 

6. Загадочная коробка
Конкурс угадывания предметов. Кладется в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел. Каждая команда задает по вопросу, на которые можно ответить «да» или «нет». Побеждает та команда, которая после 12 вопросов назовет предмет. (Пример предмета, который можно положить в коробку: телефон.) 

7. Станция «Здоровье» На каждую букву этого слова подберите слова, которые имеют отношение к и здоровому образу жизни (одно слово - один балл).

 8. Викторина по ПДД

  1. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
  2. Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?
  3. Где и как должны ходить пешеходы по улице?
  4. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
  5. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
  6. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
  7. Сколько сигналов у пешеходного светофора, что они обозначают?
  8. Кто должен знать дорожные знаки?
  9. Что может случиться, если переходить улицу в не положенном месте?
  10. Как называются пешеходные дорожки?

9. Станция «Угадай мелодию».

1.Звучит музыка. Дети угадывают песню.

2.С помощью музыкальных инструментов ( бубен, маракас, кастоньет) дети простукивают ритм песен: « А я по лугу ...», «Во поле береза стояла».

  1. Станция «Кидалово» На асфальте рисуются круги, надо попасть в него мягким мячиком.
  2. Станция «Пахучая азбука» С закрытыми глазами определить предмет по запаху.
  1. Станция «Счетовод»  Определить «на глаз» количество камней в банке.
  1. Станция «Пожарник» Из бумаги скрутить воронку и через нее задуть свечу. Дуть можно только один раз (20 игроков)
  1. Станция «Спортивная»  Кидание гранаты и стрельба.
  1. Станция «Пословицино» Задача детей – как можно больше собрать пословиц. (Давать по одной пословице. Собрали – получили следующую). 

«Тропа доверия»

Цель: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов её конструктивного разрешения.

Примечание: Ограничивается временем. В тропе доверия все ходят молча. Варианты хода задаёт каждый вожатый стоящий на станции. Например:

- идти слоном

- руки за уши другого или на плечи

- за руки

- спиной

- гуськом

-паровозиком и т.д.

1. Достать из ведра вещи. Достают все. (Держа друг друга перед линией).

2. Паук. Два дерева в скотче. Нужно перетащить каждого через паутину.

3. Выстраиваются две колонны друг напротив друга, вытягивая руки перед собой. По коридорчику проходит каждый участник, с закрытыми глазами полностью доверяя другим. Остальные постепенно поднимают руки перед ним.

4. Спящий круг. Первый садится на стул, угол ног 90 градусов. К нему на колени спиной располагается следующий, ноги также. Все образуют круг и делают три шага.

5. Изобразить звезду или квадрат.

6. Один ложится на землю. 5 человек с двух сторон поднимают его на пальцах.

7. Строй. Прошагать 10 шагов, между друг-другом карандаш, или мячи.

8. В песочнице или выложенном квадрате, перешагивать через друг друга с одной стороны на другую.

9. Перелезть через два обруча подряд, держась за руки. Сначала 2 человека.

10. Встать спиной в круг и вывернуться так, чтобы стать лицом. + отряд закручивается, один отвёрнутый. Затем ему необходимо всех распутать.

11. Один идёт по камушкам (островкам) с завязанными глазами, другой ему помогает, говорит куда и на сколько идти.

12. Ведущий стоит метров 15 от отряда. Он поделился на 2-3 команды с чётным количеством человек. Необходимо дойти до ведущего на 10 ногах (если их 20), на 2х – если их 4 и т.д. Кого-то на руки, кто-то на одной ноге.

13. В строй. Один поворачивается и показывает смешное движение. Каждый повторяет постепенно.

14. Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счёт ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

15. Ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки верёвку. Далее участникам команды предлагается без слов, из верёвки сделать определённые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

16. Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно пройти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

17. Ваша задача как можно быстрее выстроиться от 1 номера к последнему, при этом соблюдая важное условие – не произносить ничего вслух. Свой № снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другим способом тоже нельзя.

Конкурсы.

Битва с шарами

От каждой команды приглашается игрок, которому на левую ногу привязывают воздушный шарик. Задача каждого игрока – наступив на шарик, лопнуть его.

Откуси яблоко!

В тарелке с водой лежит яблоко. Задача участников – откусить его. При этом им ничего не говорится о том, что они могут сделать это, прибегая к помощи рук.

Заправь корабль

На стул ставится по одинаковой пустой бутылке, а на расстоянии 5 м. от них – ведро воды. «Мотористам» выдаются столовые ложки, и предлагается, перенося ложками воду из ведра, заполнить бутылку. Кто быстрее?

Черный ящик

Команда задает 5 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», и выясняет, что спрятано в черном ящике.

Бег сороконожек

Команда выстраивается по росту. Первый игрок просовывает левую руку между ног, стоящий  за ним берет правой рукой эту руку, свою левую просовывает между ног и т.д. По сигналу команды начинают движение к финишу.

Интеллектуальная игра.

«Своя игра»

Цель: создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы молодёжного интеллектуального досуга, выявлять интеллектуальных лидеров.
Задачи:
- сформировать и развить интеллектуальное движение учащихся.
- развивать конкурентные качества школьников;

- способствовать развитию познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.

Ход занятия.

1.Мотивация. Вступительное слово ведущего.
Знакомство с темой: звучит запись музыкальной заставки к телепередаче «Своя игра».
- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей игре! Сегодня мы узнаем, кто среди вас самый внимательный и удачливый. 
2. Отборочный тур.
- А для начала проведём отборочный тур, чтобы выявить трёх участников, которые и будут соревноваться дальше. Итак, я буду задавать вам вопросы, а жюри внимательно следить, чья поднятая рука была первой. За правильный ответ участник получает одну фишку. Внимание, мы начинаем!
- В каком городе жил Незнайка? (Цветочном)
- Кто съел Колобка? (лиса)
- Кто помог вытащить репку? (мышка)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
- Как звали няньку Маугли? (Балу)
- Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Где Винни нашёл хвостик Иа? (на двери у совы)
- Сколько принцесс- дочек было у морского царя? (шесть)
- Когда Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
- Жилище Бабы Яги. (избушка на курьих ножках)
- Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка)
- Второе название волшебной скатерти. (самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты. (ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
- Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (нисколько)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Мальвина)
Подведение итогов отборочного тура, выявление трёх победителей, которые продолжат соревнование.
3.Знакомство с правилами игры.
Вывешивается таблица. Игроки по- очереди выбирают категорию и количество баллов. Если игрок не может ответить, остальные имеют шанс. Если ответ неверен, баллы вычитаются. За одним из табло спрятана «Своя игра»- каждый игрок предлагает свою ставку, отвечает тот, кто даёт больше. «Кот в мешке»- вопрос на любую тему. Игрок может передать ход другому участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.
Волшебное средство 10 20 30 40 50
Путаница 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Пословицы 10 20 30 40 50
Как меня зовут? 10 20 30 40 50

4. Игра (листы с вопросами- у ведущего). Выбранное жюри ведёт подсчёт баллов.
Волшебное средство
Какое волшебное средство было…
10 У Золушки (хрустальная туфелька)
20 У Буратино (золотой ключик)
30 У девочки Жени из сказки Катаева (цветик- семицветик)
40 У Оле- Лукойе (зонтик со снами)
50 У солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница
Исправь ошибку в стихотворении:
10 Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
20 Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!» (бычок)
30 Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (хозяйка)
40 Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (старухой)
50 Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит…(вороны)
Загадки
10 Всё ломаю, всё сметаю,
Ничему пощады нет. (вихрь)
20 В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.( варежки)
СВОЯ ИГРА: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. (зима)
30Брызнешь воду-
Упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
40Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (шуба)
50Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я смогла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
Пословицы
10 Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)
20 Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
30 Красна птица пером, (а человек умом).
40 Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
50 КОТ В МЕШКЕ: как переводится с греческого слово «фотография»? (фото- свет, графо- пишу)
Как меня зовут?
10 Появилась в чашечке цветка,
А была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
20 Я- большой друг Чебурашки. (крокодил Гена)
30 Я в 4 года читать научился, в 6 сам себе кашу варил, уехал в деревню жить с говорящим котом. (дядя Фёдор)
40 Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина)
50 Пожилой добрый человек, с которым мы встречаемся 1 раз в год. (Дед Мороз)

5. Подсчитываются баллы, определяется победитель и награждается призом.

5. Модель самоуправления

Организация самоуправления в оздоровительном лагере с дневным  пребыванием детей

 Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности

коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в

принятии и реализации решения для достижения целей в жизни отряда,

лагеря.

 Степень участия детей в управлении различными видами деятельности

бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов,

там самоуправление развивается быстрее. Какой-то единой структуры,

строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются

по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся

традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и

программам работы и т.д. Структура всегда специфична и право решить,

какой она будет, остается за коллективом. В нашем оздоровительном лагере

«Дружные ребята» были как временные, так и постоянные органы

самоуправления.

Временные органы самоуправления:

1. Деятельность дежурного отряда.

2. Работа творческих групп.

Постоянно действующие органы самоуправления:

1. Совет отряда.

2. Совет командиров отрядов.

Отрядное самоуправление:

1. Члены редколлегии.

2. Журналисты.

3. Ответственные за спортивные мероприятия.

4. Ответственные за трудовые десанты.

5. Ответственные за поздравления с днями рождения.

6. Помощники воспитателей.

7. Ответственные за утреннюю зарядку.

8. Сменные дежурные по лагерю.

9. Творческая группа

1. Отряд – одновозрастной детский коллектив под руководством двух воспитателей.

П р и з н а к и  к о л л е к т и в а:

1.отношения ответственной зависимости – взаимозависимость (подросток должен уметь организовывать и выполнять поручения);

2.связь с другими коллективами (полномочное представительство в ОСУ (выборы и делегирование); совместные дела с другими коллективами; организация дел для других);

3.структура, органы управления и план жизнедеятельности отряда определяется воспитателями совместно с детьми исходя из логики программы смены, где педагог занимает равную с подростком позицию как полноправный член детского коллектива, представляющий педагогический коллектив.

Отрядная работа в смене выстраивается параллельно с программой лагеря. Отрядные дела направлены на реализацию общей цели лагеря на смену. Отряд делится на структурные единицы – четыре микроколлектива.

Структура совета отряда (коллектива)

Член Совета лагеря – информирует о предстоящих делах и событиях, инициирует распределение ответственных при подготовке и проведении каких-либо дел, провоцирует инициативу членов отряда на совершение какого-либо социально направленного, позитивного поступка, дела.

Командир – проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.

Физорги – проводят утреннюю гимнастику, следят за готовностью отряда к работе, организуют спортивные часы и другую деятельность спортивного направления.

Хозяева – контролируют уборку помещений, территории, следят за сохранностью вещей, организуют быт детей: получают и сохраняют канцелярские товары, имущество отрядной комнаты и палат, организуют генеральные и повседневные уборки спален, кострового или отрядного места, проветривание комнат.

Член информационного совета – проводит информминутки, сотрудничает с информационной группой при подготовке к дежурству по территории, подготовке радиовыпусков.

Командиры микроколлективов – отвечают за организацию деятельности в микроколлектвах.

В отряде необходимо вести работу по системе ЧТП и работу творческих групп с конкретным направлением, выбранным на сборе планирования отряда.

ЧТП или чередование традиционных поручений. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределять между микроколлективами. Но выполнять одно и то же поручение подросткам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным. Чередуя поручения, подростки каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной деятельности под чутким руководством вожатого.

Микроколлектив – это группа подростков, состоящая из 5–7 человек, созданная для того, чтобы эффективнее организовывать жизнедеятельность отряда.

В первые дни организационного периода работают временные группы, в результате этого у подростков формируются навыки коллективной деятельности. После организационного сбора отряда могут быть созданы микроколлективы на более длительный срок. Такие группы работают в системе ЧТП.

Информационная группа готовит информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи о событиях в лагере, отряде, о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах; информационные часы; рекламу дел, событий и т. д.; организует и проводит конкурс стенгазет и радиопередач между микроколлективами, т. е. сотрудничает с информатором – членом информационного Совета лагеря.

Досуговая (игровая) группа занимается подготовкой и проведением в отряде дел различной направленности; заполнением музыкальных и игровых пауз; проведением игр в отряде; организует выход в другие отряды и проводит в них дела; творческое дежурство по столовой; экскурсию по лагерю; досуг во время поездки и т. д.

Сюрпризно-оформительская группа готовит сюрпризы-награды к КТД, играм различной направленности, делам в отряде, именинникам, в поездке – водителю автобуса, ведущим и экскурсоводу, дежурным по столовой; дело-сюрприз для всего отряда, вожатым, сотрудникам лагеря, пожелания ребятам, которые приедут в следующей смене; оформление отрядных и костровых мест для проведения дел, огоньков, участие в оформлении общелагерных дел (при необходимости); оформление рубрик, выпуск стенгазет совместно с информационной группой; изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление конкурса газет.

Дежурная группа готовит отрядное место к сбору отряда; отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; организует дежурство по территории и по столовой, сотрудничество с «хозяином» или «хозяйкой» отряда – членами совета хозяев.

Группы осуществляют дежурство по «вертушке» в течение 3-х дней, после чего проводится анализ работы микроколлективов, выстраиваются перспективы их деятельности, происходит смена обязанностей, если в этом есть необходимость.

Работа с микроколлективами

1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.

2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщает им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.

3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлективах следующую информацию:

– поручение, данное группе;

– конкретное поручение каждому члену группы;

– время работы микроколлективов;

– конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?).

4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 5 минут на «огоньке»).

Анализируют выполнение поручения:

– как в целом справилась группа?

– благодаря чему и кому?

– что не удалось выполнить?

– как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.