ПК 4.4
методическая разработка

Вотякова Анастасия Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx18.33 КБ
Файл patriotizm.docx21.93 КБ
PDF icon pedkeys.pdf1.37 МБ
PDF icon kursovaya.pdf660.98 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание младшего школьника

Сейчас значительно вырастает роль правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.

Вечная задача педагогики — воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня, как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это время формирования человеческой личности.  

В процессе работы, направленной на развитие правового воспитания школьников, должны решаться следующие задачи:

  1. Формировать умения решать конфликты ненасильственным путем;
  2. Формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;

Основной целью правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся.

Самым идеальным школьным предметом для формирования правовой культуры является урок окружающего мира.

Наиболее эффективные методы:

  1. Игра
  2. Личный пример учителя (или родителя)
  3. Задания, содержащие ситуационные задачи
  4. Беседа
  5. Убеждение

Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой системы является правосознание, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявления законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность лично решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с точки зрения добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:

  1. Чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  2. Требовательность к себе, ответственность;
  3.  Отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  4. Протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
  5. Жизнестойкость, уверенность в себе;
  6.  Самообладание при промахе, ошибке;
  7.  Умение не падать духом при неудачах;
  8.  Умение радоваться жизни;
  9.  Вера в добро, справедливость.

Правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

Педагог должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создавать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью, с её индивидуальностью и неприкосновенностью.

Значительность темы моей исследовательской работы говорит о необходимости более глубокого изучения данной проблемы. Тем самым раскрываются перспективы дальнейшей работы по формированию правовой культуры младшего школьника в системе начального образования. В качестве перспективного направления дальнейшей разработки данной проблемы следует указать на создание системы взаимодействия родителей, школы и общественности в вопросе формирования правового сознания школьников на всех уровнях образования.



Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма с помощью произведений Уральсих писателей

Только то в человеке прочно и надёжно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня – задача государства, общества и образовательных учреждений.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции.

Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма, а в юношеском возрасте молодые люди смогут выстраивать для себя определённую систему нравственных ценностей, взглядов на жизнь.

Материалом для формирования основ патриотизма может стать детская литература. Тексты художественных произведений позволяют формировать у детей представление о культуре страны. Знакомство детей с художественными произведениями происходит в на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.  

В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков.  

Задача педагога, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.

 Проблема данного исследования состоит в том, что современный учитель больше внимания уделяет достижению предметных результатов обучения, не используя в полной мере воспитательный потенциал уроков литературного чтения и внеурочной деятельности. Изучению вопроса целенаправленного использования направлений патриотического воспитания в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей для достижения личностных результатов  посвящено данное исследование.

Таким образом, актуальность исследования позволяет сформулировать тему исследования: «Формирование у младших школьников основ патриотизма    в процессе работы над произведениями уральских писателей и поэтов»

Цель исследования: определить методы и приемы формирования патриотизма у младших школьников в процессе работы над произведениями уральских писателей и поэтов

Задачи исследования представлены на слайде.

Методы исследования:

    1) теоретический анализ;

    2) обобщение;

    3) моделирование;

    4) метод обработки данных.

Патриотизм относится к нравственным чувствам, формирование которых является частью содержания нравственно-этического воспитания. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в духовном и социальном развитии личности учащихся. Ведь именно в процессе формирования патриотических чувств и укрепляется любовь к своей Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, за сохранение материальных и духовных общественных ценностей.  

Под патриотизмом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей.

Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение родной культуры, великих свершений народа.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут быть пока не осознаны ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она – наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её.

Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:

 1) формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;

 2) уважение к культурному и историческому прошлому России;

 3) ценностное отношение к старшему поколению;

4) уважительное отношение к природе;

5) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;

6) уважительное отношение к истории и культуре других народов.  

Во втором параграфе исследовательской  работы нами были рассмотрены наиболее известные южноуральские писатели и поэты. Среди них Ася Горская, Лера Авербах, Лидия Сейфулина и другие.

Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края.

Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

        Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:

· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;

· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

 · изучение биографий и творчества литераторов региона.

 Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе.

 В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий.

Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме.

Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков.

Задача педагога, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.  

Чтение и анализ текстов  дают  возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека – южноуральца.

Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.

Таким образом, литературное краеведение, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции. Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на наш взгляд, и сформировать патриотические чувства.  

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: