ПК 4.4
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie.docx | 18.33 КБ |
patriotizm.docx | 21.93 КБ |
pedkeys.pdf | 1.37 МБ |
kursovaya.pdf | 660.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание младшего школьника
Сейчас значительно вырастает роль правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
Вечная задача педагогики — воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня, как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это время формирования человеческой личности.
В процессе работы, направленной на развитие правового воспитания школьников, должны решаться следующие задачи:
- Формировать умения решать конфликты ненасильственным путем;
- Формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;
Основной целью правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся.
Самым идеальным школьным предметом для формирования правовой культуры является урок окружающего мира.
Наиболее эффективные методы:
- Игра
- Личный пример учителя (или родителя)
- Задания, содержащие ситуационные задачи
- Беседа
- Убеждение
Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой системы является правосознание, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявления законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность лично решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с точки зрения добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
- Чувство собственного достоинства, уважение к себе;
- Требовательность к себе, ответственность;
- Отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
- Протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
- Жизнестойкость, уверенность в себе;
- Самообладание при промахе, ошибке;
- Умение не падать духом при неудачах;
- Умение радоваться жизни;
- Вера в добро, справедливость.
Правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Педагог должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создавать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью, с её индивидуальностью и неприкосновенностью.
Значительность темы моей исследовательской работы говорит о необходимости более глубокого изучения данной проблемы. Тем самым раскрываются перспективы дальнейшей работы по формированию правовой культуры младшего школьника в системе начального образования. В качестве перспективного направления дальнейшей разработки данной проблемы следует указать на создание системы взаимодействия родителей, школы и общественности в вопросе формирования правового сознания школьников на всех уровнях образования.
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма с помощью произведений Уральсих писателей
Только то в человеке прочно и надёжно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня – задача государства, общества и образовательных учреждений.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции.
Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма, а в юношеском возрасте молодые люди смогут выстраивать для себя определённую систему нравственных ценностей, взглядов на жизнь.
Материалом для формирования основ патриотизма может стать детская литература. Тексты художественных произведений позволяют формировать у детей представление о культуре страны. Знакомство детей с художественными произведениями происходит в на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков.
Задача педагога, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.
Проблема данного исследования состоит в том, что современный учитель больше внимания уделяет достижению предметных результатов обучения, не используя в полной мере воспитательный потенциал уроков литературного чтения и внеурочной деятельности. Изучению вопроса целенаправленного использования направлений патриотического воспитания в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей для достижения личностных результатов посвящено данное исследование.
Таким образом, актуальность исследования позволяет сформулировать тему исследования: «Формирование у младших школьников основ патриотизма в процессе работы над произведениями уральских писателей и поэтов»
Цель исследования: определить методы и приемы формирования патриотизма у младших школьников в процессе работы над произведениями уральских писателей и поэтов
Задачи исследования представлены на слайде.
Методы исследования:
1) теоретический анализ;
2) обобщение;
3) моделирование;
4) метод обработки данных.
Патриотизм относится к нравственным чувствам, формирование которых является частью содержания нравственно-этического воспитания. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в духовном и социальном развитии личности учащихся. Ведь именно в процессе формирования патриотических чувств и укрепляется любовь к своей Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, за сохранение материальных и духовных общественных ценностей.
Под патриотизмом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей.
Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение родной культуры, великих свершений народа.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут быть пока не осознаны ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота.
Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она – наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её.
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
1) формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
2) уважение к культурному и историческому прошлому России;
3) ценностное отношение к старшему поколению;
4) уважительное отношение к природе;
5) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
6) уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Во втором параграфе исследовательской работы нами были рассмотрены наиболее известные южноуральские писатели и поэты. Среди них Ася Горская, Лера Авербах, Лидия Сейфулина и другие.
Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края.
Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.
Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:
· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;
· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;
· изучение биографий и творчества литераторов региона.
Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе.
В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий.
Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме.
Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков.
Задача педагога, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.
Чтение и анализ текстов дают возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека – южноуральца.
Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.
Таким образом, литературное краеведение, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции. Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на наш взгляд, и сформировать патриотические чувства.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.