ПК 4.4.
проект

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnoe_slovo.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемая комиссия, я Богданова Екатерина, студентка 31 группы представляю Вашему вниманию работу на тему: «Профилактика межличностных конфликтов как условие формирования  благоприятного психологического климата в образовательном процессе  младших  школьников».
Научный руководитель: Посадских Лидия Семеновна.

Цель нашего исследования заключалась в следующем:

Выявить методы и приемы, по профилактике межличностных конфликтов и формированию  благоприятного психологического климата в образовательном процессе младших  школьников.
Ни для кого не секрет, что в детском коллективе часто возникают конфликтные ситуации. Ситуации бывают разного масштаба: от самых «пустяковых» до страшных, поражающий любого взрослого детской жестокостью.
        От тех самых ситуаций зависит напрямую и психологический климат, он не будет становиться благоприятнее о того, что конфликты приобретают некую систему.

Задачи нашего исследования:
1. Изучить сущность понятий: «бесконфликтное общение», «психологический климат» в научной психологической литературе;

2. Исследовать теоретические и методические основы профилактики межличностных конфликтов  у младших школьников;

3. Изучить  теоретические и методические основы формирования   благоприятного психологического климата в образовательном процессе начальной школы;

4..Подобрать методики исследования уровня  конфликтности  у младших школьников и  уровня сформированности психологического климата в  образовательном процессе  младших школьников;

5. Составить комплект  методических приемов по профилактике межличностных конфликтов и формированию благоприятного психологического климата в образовательном процессе младших  школьников;
Для изучения понятия «конфликт», «межличностный конфликт» мы изучили, на самом деле, достаточно литературы по данному вопросу. Изучили, систематизировали и конечно, сделали вывод.
Итак, перейдем к самому понятию «конфликт».
Конфликт - это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.
Думаю, что для многих из нас это слово далеко не чуждо. С конфликтом мы встречаемся каждый день и действительно, в какой-то мере конфликт - это двигатель развития, без которого, кажется, наша жизнь не существует.

Типы конфликтов:

- внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом;

- межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей;

- конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы;

- межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. Это конфликт, который проявляется между различными субъектами (личностями). Межличностные конфликты - это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми.
Младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми. Высшая нервная система достигает у младшего школьника (по сравнению с предыдущими возрастными периодами) довольно высокого уровня развития. Общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.

Костная система в младшем школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей правильной посадки во время занятий. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев и кисти руки для них еще трудны. Сердечно - сосудистая система у младшего школьника еще недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.

Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние.

Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, учитель получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе. Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение. От умения учителя видеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Учитель обнаруживает конфликт, фиксируя изменения отношения учеников (по вербальному или невербальному проявлению). Мимика, пластика, речь ребенка, его поведение, отдельные действия (равно как и бездействие) - все может стать информацией об изменении отношения. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения.

Зафиксировав изменение позиции, педагогу необходимо проанализировать состояние школьника в этот момент, чтобы определить, пустой это конфликт или содержательный, и в зависимости от этого планировать свои дальнейшие действия. Формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны, и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений.

Дальнейшее развитие конфликта характеризуется конфронтацией взаимоотношений, приобретая форму противоборства. Накал эмоций таков, что ни учитель, ни ученики не стесняются в способах выражения неприязни; это нередко ведет к утрате собственного достоинства и подмене конфликта скандалом. Чтобы избежать такого положения, внимание педагога должно быть сконцентрировано на противоречии, а не на эмоциональной стороне конфликта.

Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных учеников и педагога, так и всего класса, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Восприятию и анализу события способствует профессионально-педагогическая память учителя, его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи. После того, как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон. Позиционное различие взглядов на характер взаимоотношений становится сутью противоречия: педагог ориентирован на норму, обеспечивающую ему удобство в работе; школьник ориентирован на отношение к себе как участнику разворачивающегося общения. Их стремления отстоять свои взгляды определяют действия, направленные друг против друга, а личный интерес привносит элемент азарта в эту борьбу.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить, Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлением права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. С ее помощью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Ограничения, которые здесь существуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна уровню детей и не оскорбительна для них Не менее легким способом разрешения конфликта является компромисс. Компромисс одна из наиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации. В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу.

Создание конфликта не означает искусственного привнесения противоречия в отношения между субъектами, где для него нет никакой почвы. Создание конфликта - это стимулирование процесса развития зарождающегося противоречия до его критического состояния, разрешение которого совершается в момент педагогического воздействия. Учитель создает конфликт для того, чтобы самому руководить его развитием, а не зависеть от условий и темпов осознания противоречия учениками.

Решаясь на создание конфликта, необходимо учесть ряд условий.

1. Противоречие в его начальной стадии должно уже реально присутствовать в отношениях между субъектами, и педагог должен его видеть.

2. Отсутствие сторонников социально ценностной позиции педагога может оказаться препятствием в реализации конфликта, так как осознание противоречия будет находиться далеко за пределами реального уровня развития детей. Идя на конфликт, учитель должен наверняка знать, что у него есть сторонники.

3. В процессе создания конфликта противоположные взгляды должны быть высказаны, а это предполагает наличие выразителей мнений сторон.

4. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

5. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

Предварительный анализ ситуации, производимый учителем, позволяет оценить ее с точки зрения наличия этих пяти условий. В случае отсутствия хотя бы одного из них следует повременить с конфликтом, но при наличии всей системы можно смело создавать конфликт, который явится важным инструментом в развитии личности и коллектива.

Психологический климат как качественная сторона межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди  представляют  особую ценность для современного общества.

Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.

Для того чтобы изучить социально-педагогический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата:

- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.

- В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

- Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.

- Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

- В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

- Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

- Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая компетентность).

- Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:

- социально-психологический климат – это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. То для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

- в свободное время привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;

- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

- привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;

- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.