Инновационные технологии в социализации детей с ОВЗ в школе-интернате
статья
Применение "Лепбука" для социализации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в социализации детей с ОВЗ в
школе-интернате
Главная цель инновационной деятельности – это развитие педагога как творческой личности, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, переключение его на самостоятельный поиск различных методических решений.
Инновационная деятельность играет особую роль в процессе нашего профессионального самосовершенствования. Если педагогу, работающему в традиционной системе (по старинке), достаточно владеть педагогической техникой, добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим главным является готовность педагога к инновациям, его желание учиться и изменятся.
Образование наших детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, воспитание, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в школе для детей с овз, является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что некоторые дефекты поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей наших учащихся. Тем более в реалиях нашего времени, такие дети (с ОВЗ) скоро будут обучатся не в специальных школах, а в обычных школах вместе с детьми с сохранным интеллектом (если мы говорит об умственной отсталости).
В своей профессиональной деятельности мы должны учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, презентации, экспресс-анкеты, беседы с родителями). В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: ролевые игры, игра-путешествие, мини-спектакль, тест-викторина, виртуальная или пешая экскурсия.
В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе.
Сегодня я хочу вам предложить элемент игровой технологии интерактивную тематическую папку Лепбук. В Лепбуке для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок.
Лепбук могут использовать как дети так и люди любого возраста, но лучше всего они подходят для работы с детьми начальной школы. Лэпбуки для детей позволят в игровой форме дать ребенку знания об окружающем мире и развить внимание и мелкую моторику.
Систематизация материала облегчает процесс усвоения новой информации и позволяет упорядочить уже имеющиеся знания. Взрослым тоже может быть проще усваивать информацию в наглядной и интерактивной форме, чем в виде сухих данных.
Для детей оптимальный возраст начала занятий по лэпбукам – около семи лет. Многие учителя считают, что лэпбуки помогают развить творческое и критическое мышление.
Стандартный размер такой игрушки – А4 в закрытом виде и А3 в развернутом. Работать с таким размером удобнее всего – в развернутом виде он без проблем умещается на коленях, а в сложенном – помещается в сумку или рюкзак.
Лэпбук может быть посвящен различным темам:
истории полетов в космос;
грамматике какого-нибудь языка;
зверям, птицам или насекомым;
историческим событиям;
семье;
временам года.
На самом деле, его тема может быть любой и ограничена лишь фантазией автора. Внутренняя организация лэпбуков тоже весьма разнообразна. Например, лэпбук, посвященный временам года, в самом простом виде может состоять всего из одной страницы с четырьмя кармашками, соответствующими каждому из времен. В кармашках будут находиться карточки с информацией о том, что происходит в природе – как и когда меняется температура, распускаются цветы, плодоносят деревья, впадают в спячку животные.
В своей работе первые Лепбуки я начала использовать для профориентационной работы с нашими детьми. Ведь оказывается именно будущая профессия и социализация больше всего волнует наших родителей. Кем смогут стать дети после выпуска нашей школы? Проведенный мониторинг будущих профессий даёт нам возможность направлять наших учащихся именно на эти профессии. Ведь ты не скажешь ребёнку, что ты никогда не сможешь стать врачом, учителем, полицейским и т.д. Хотя знакомить с этими профессиями мы тоже должны. Но наша задача аккуратно направить интерес нашего ребёнка именно на ту специальность, по которой он сможет обучатся в дальнейшем. Это: штукатур-маляр, сантехник, столяр, швея, обувщик, парикмахер, повар, садовник, рабочий зелёного хозяйства.
Использование Лепбука делает ребёнка заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни.
Прежде, чем браться за работу, создайте шаблон будущего лэпбука. Для этого можно использовать графический редактор или просто набросать эскиз от руки на бумаге. Организуйте пространство папки, продумайте расположение элементов, их количество. Лучше, чтобы лэпбук был разнообразным – ребенку может быстро наскучить работать с одними только карточками или отвечать на вопросы.
Не стоит стараться вместить в лэпбук все, что Вам известно по этой теме – 5-7 элементов будет достаточно. Если у Вас нет времени на самостоятельное изготовление лэпбука или просто не хочется заниматься этим самому, можно купить уже готовую книжку или даже заказать ее индивидуальную разработку.
Учитель начальных классов:
Заикина С.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате
Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....
Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате
Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....
Применение инновационных технологий в помощь детям с речевой патологией
теоретический материал...
Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....
Место и роль «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 в социализации детей с ОВЗ.
Опыт работы с детьми с ОВЗ...
Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»
Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....
Здоровьесберегающие технологии учебно-воспитательного процесса в условиях Альметьевской школы-интерната для детей с ОВЗ
Описание учебно воспитательной работы в Альметьевской школе интернат АШИ с ОВЗ...