ПК 4.4.
методическая разработка

Ландарь Елена Николаевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание уважения к народному искусству у младших школьников во внеурочной деятельности»

(по материалам курсового проекта)

Научный руководитель – Подгорская Т. А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности младшего школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими его миром».

Обязательный компонент внеурочной работы, который начинает активно внедряться в школьном расписании позволяет творческому педагогу планировать не отдельные разработанные занятия, а блок из 10-15 тематических по изучению русских народных ремесел.

Глубокое погружение в какой-либо вид народного ремесла несомненно будет способствовать, во-первых, устойчивым знаниям и проникновению в стилевые особенности ремесла, во-вторых, воспитанию уважения к русской истории и старинным традициям, в-третьих, позволит более активно развивать творчество школьников.

Однако, несмотря на поставленные обществом задачи по духовно – нравственному воспитанию учащихся, в практике работы школы наблюдается недостаточное внимание педагогов к использованию богатств народных ремесел в воспитании уважения к русской культуре у подрастающего поколения.

Вопросами теории и методики воспитания школьников на высших образцах народного искусства в советское время занимались выдающиеся ученые Барадулин В.А., Максимов Ю.В., в настоящий период этой проблемой занимаются ученые – методисты по изоискусству Ломоносова М.Т., Сокольникова Н.М., Шпикалова Т.Я.

О проблемах качественного внедрения новых и традиционных форм духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной работы пишут авторитетные ученые – педагоги Григорьев Д.В., Данилюк А.Я., Шитякова Н.П., Банников В.Н.

В теории нами рассмотрены такие понятия как уважение. Уважение - это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств.

Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

В методической части исследования мы рассмотрели, как внеурочная деятельность влияет на развитие уважения к народному искусству.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности

Процесс обучения и воспитания младших школьников на материале народных культурных традиций можно осуществлять в системе "внеурочная работа" и в системе дополнительного образования детей. Особый акцент нужно делать на приобщение к фольклору, народной музыке, народному творчеству вообще.

Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности.

В процессе игры, на занятиях в кружке, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего возврата уважения к культуре своих предков.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Для отечественной школы педагогики является характерным уделение большого внимания воспитанию у подрастающих поколений таких нравственных качеств личности, как коллективизм, гражданственность, любовь к своей Родине, уважительное отношение к истории своей Родины, к своему народу.

Огромное значение в условиях внеурочной деятельности имеет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и предстает в виде научно-творческого поиска, в основе которого лежат принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.

Актуальным становится применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мозговой штурм творческих групп; практикумы, мастер-классы и творческие встречи; научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты; праздники-реконструкции, для реализации которых могут быть использованы методы проектов, реконструкции, проблемного исследования, художественно-педагогической драматургии, творческой дискуссии, творческой лаборатории.

Концепция ФГОС по внеурочной деятельности декларирует обязательные 7-10 часов в неделю на эти занятия.

Учителю предоставляется возможность построить работу кружка по изучению народных ремесел с рабочим названием «Женское рукоделье» крупными блоками. Например, одним из блоков работы кружка может стать изучение старинных ремесел обработки ткани – вышивка и пэчворк.

В планировании следует предусмотреть 10-15 занятий, в которых последовательно раскроются секреты и технологии этих ремесел.

Уважение к народному искусству у младших школьников может проявляться значительно полнее, если учитель продумает разнообразие интерактивных форм и методов работы на занятиях.

Современная педагогическая наука предлагает учителю новые подходы организации внеурочного занятия.

Полезной формой введения в блок «Женские рукоделья» может стать экскурсия в музей народной культуры. После экскурсии ребятам можно дать задание, подготовить сообщение о том, что они увидели в музеи народной культуры и представить свое сообщение своим одноклассникам.

Блок теоретического изучения ремесел возможно построить через поисковую проектную работу. Например, найти теоретический материал по истории ремесел; рассказать об изделиях, орнаментах и т.п.; подготовить презентацию.

Продуктивным методом работы была и остается эвристическая беседа. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходит к новым понятиям, выводам и правилам.

Практические занятия более целесообразно организовать в триаде занятий предложенной в 90-е годы ученым-педагогом по изоискусству Т.Я. Шпикаловой.

•        Первое занятие – упражнение.

•        Второе занятие – вариация.

•        Третье занятие – импровизация.

Итоговой формой занятия сможет стать коллективно-творческая работа или праздник «На завалинке».

Роль внеурочной деятельности очень широка. Она углубляет и расширяет знания учащихся, полученные на уроках, повышает их интерес к учебным предметам. Внеурочная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но творчествам своих товарищей. На внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению.

Очень важно воспитывать в детях уважение к народному искусству. Он должен понимать сколько любви, сил и труда вложил наш народ, создавая эту незабываемую историю. Он должен продолжать развивать эту историю. Вносить что-то новое, создавать свои идеи.