ПК 4.3
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области
начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лысенкова С.Н.
Успех – главное условие развития детей в обучении.
Комментируемое управление Я учу не одна, учит каждый ученик в классе; Класс должен «бурлить», делать открытия; Пробуждающие самостоятельную мысль вопросы учителя и вариативность ответов учеников
С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Опережение, по Лысенковой, – это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем.
Приемы обучения Первый этап - перспективная подготовка Второй этап - работа по учебнику Третий этап - использование сэкономленного времени
«Доказываю, вспоминаю правило, проверяю» , - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!
Предварительный просмотр:
"Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении"
1.автор
Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы
Автор решила сложную задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
3. концепция, особенность
• Личностный подход педагогики сотрудничества. Успех – главное условие развития детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться;
• предупреждение ошибок, а не работа над ними; последовательность, системность содержания учебного материала;
• дифференциация, доступность заданий для каждого. К полной самостоятельности – постепенно. Через знающего ученика учить незнающего.
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. |
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
5.особенности методики
Вторым «китом», на котором основана технология С. Н. Лысенковой, является комментируемое управление.
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г. Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С самого начала учить детей мыслить вслух — один из принципов лысенковских уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика — аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок Софьи Николаевны вместо традиционного и очень страшного для маленьких: «отвечай!».
Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь. Что дети понимают, то они принимают — в данном случае методический прием становится движущей силой урока.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
И, наконец, третий «кит» системы С. Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов
• В первом классе - без домашних заданий.
• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» -когда он может ответить.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Связь между годами обучения - преемственность.
• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Слова академика И. Д. Зверева: «Педагогический опыт С.Н.Лысенковой правомерно считать передовым; его следует глубоко анализировать и творчески применять в школе. Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям более эффектно решать сложные задания, выдвинутые перед нашей школой реформой образования».
От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной в среднюю школу.
Опережение имеет варианты – от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.
Приемы обучения, используемые С.Н. Лысенковой
...Как мы работаем с первоклассниками? Весь первый год мы учим их находить противоречия и разрешать с помощью волшебной палочки - идеальности. [6] Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
«Доказываю, вспоминаю правило, проверяю», - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения .
Основополагающие принципы: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса; творческий характер образовательного процесса; обеспечение мотивации образовательной деятельности; принцип целостности; осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности; рациональная организация двигательной активности; обеспечение адекватного восстановления сил; обеспечение прочного запоминания; комплексная система закаливания детей.
Физкультурные паузы Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
Гимнастика для глаз Глаза вверх-вниз, влево-вправо, вверх-вниз, влево-вправо Руки растираем, кладем на глаза Круговые движения глазами Сильно зажмурить глаза и резко открыть
Пальчиковая гимнастика Встряхнуть руками По команде учителя загнуть те или иные пальцы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные принципы: принцип развития каждого ученика; принцип осознания учащимися процесса учения; принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства; принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.
Уровни: Стартовый уровень (1 уровень) Основное, главное содержание знания, самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт. Базовый уровень (2 уровень) Этот уровень помогает глубже понять основной материал. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации. Творческий уровень (3 уровень) Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание в красном конверте. 2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте. 3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в зеленом конверте.