ПК 4.3.
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc | 217.5 КБ |
igrovaya_tehnologiya.doc | 133.5 КБ |
problemno-dialogicheskoe_obuchenie_1.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Отсутствие назидательности и авторитарности
- Элементы индивидуализации обучения
- Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- Интерес к учебе, желание идти на занятия
- Наличие физкультминуток
- Наличие гигиенического контроля.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
1.Выполнение требований СанПиН.
2. Соблюдение этапов урока,
3. Использование методов групповой работы.
4. Использование интерактивных методов.
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
оптимальная плотность урока,
индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,
чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,
оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Какова же «Структура современного здоровьесберегающего урока»?
У каждого учителя свои методы, приемы.
Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям:
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнения для глаз
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Работа с текстом
1. Словарная работа.
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:
2. Контрольное списывание текстов о здоровье.
3. Анатомический диктант.
Изучая язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела:
Название пальцев: эрхы (большой палец), долеобор (указательный), дунда (средний), нэргүй (безымянный), шэгшы (мизинец). И тут же показывают и произносят, запоминают слова: тохоног (локоть), гар (рука), хурган(палец), альган(ладонь), хюмhан(ноготь).
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
Урок по математике в 3 классе по теме: «Устные и письменные приемы умножения и деления» УМК «Школа России»
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
2. Введение в тему. Мотивация.
Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? (Здоровье)
На доске вы видите девиз нашего занятия, прочитаем его вместе
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь.
А теперь, посмотрите на слайд. Кто догадался, о чем пойдет речь? (Ответы детей)
Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
Как вы оцениваете поведение девочки? Встаньте те, кто поступил бы также, как Женя?
Молодцы! Я рада за вас!
Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Вы хотите помочь мальчику создать модель цветка-здоровья?
За каждое выполненное задание вы получаете один лепесток. Вперед, друзья!
3.Минутка чистописания
Отгадайте загадку:
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой …(пять)
Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза. (упражнение для шеи).
А теперь напишем большую «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
Пропишите в тетради две строки, тщательно копируя с образца написания.
5 55 555 5555
5555 55 555 5
Молодцы! Вы открыли секрет первого лепестка РЕЖИМ ДНЯ
Как вы понимаете значение этого лепестка?
4.Устный счет
а). Сравним выражения:
на доске:
60*8 и 500 210:7 и 40
(92+8)*3 и 70 (64+6):5 и 12
(50+70):2 и 30 (13+27)*4 и 150
Первый вариант записывает первый столбик, второй вариант второй столбик.
Ученик работает у доски, а остальные его оценивают (если правильно выполняет- хлопают в ладоши)
разрушают здоровье | укрепляют здоровье |
(пепси-кола, Чупа-чупс, чипсы) (овощи, фрукты, молоко)
А теперь проверьте себя, правильно ли вы сделали выводы.
самопроверка по слайду
Итак, это задание мы выполнили, кто догадался о секрете второго лепестка?
Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье?
(Эти продукты богаты витаминами)
Вы открыли второй лепесток ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
б) Решим шуточную задачу
Петя мылся за неделю 12 раз, а Миша – 6 раз. Во сколько раз Петя чище Миши? (в 2 раза) |
Как узнали? Какое правило мы знаем?
(чтобы узнать, во сколько одно число больше другого, нужно большее разделить на меньшее)
Как мы назовем это правило здоровья?
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ (третий лепесток)
Что еще относится к правилам личной гигиены? (Ответы детей)
Ребята, я вам приготовила подсказку.
Посмотрите на слайд. Оказывается, не только гигиена рук сюда относится, а еще гигиена жилища, воды, продуктов и одежды.
А сейчас давайте все встанем. (интерактивная доска отключается)
Логоритмическое упражнение «Шофёры»
Едем, едем на машине | (Вытянутыми вперёд руками держать воображаемый руль и поворачивать им вправо |
Нажимаем на педаль | (Правую ногу выставить на пятку и «нажимать педаль» носком ноги) |
Газ включаем- выключаем | (Опущенной вниз правой рукой делать движения вперёд – назад) |
Смотрим пристально мы вдаль | (Поочерёдно приставлять ладонь то правой, то левой руки ко лбу как бы всматриваясь вдаль) |
«Дворники» счищают стёкла, вправо- влево чистота | (Согнутыми вперёд рукам делать движения вправо- влево) |
Ветер волосы ерошит | (Взъерошить волосы на голове ладонями обеих рук) |
Мы шофёры хоть куда | (Правую руку вытянуть вперёд и показать поднятый вверх большой палец) |
5. Работа по теме урока
Продолжаем, ребята, наш урок.
а) Решение примеров в столбик (с комментированием)
№ 4 с. 120
892:4 678:3 954:2 585:5 с проверкой
Алгоритм объяснения:
Для того чтобы трёхзначное число 892 разделить на однозначное число 4, надо:
1.Разделить сотни: 8:4 = 2
Значит, в частном ставим 2
Проверить: 2х4=8
- 892 8 | 4 |
2 |
2.Разделить десятки: 9:4=2(ост.1)
Проверить:4х2=8.
В частном на месте десятков написать 2.
9-8=1(ост)
- 892 8 9 8 1 | 4 | ||||||
22 |
3.Разделить единицы:1 дес.+2 ед=12ед. Разделить на 4.Получается 3.
Проверить: 3х4=12. Остатка нет.
В частном на месте единиц написать 3.
- 892 8 9 8 12 12 0 | 4 | ||||||
223 |
Чтобы проверить деление нужно частное умножить на делитель:
223х4=892
Самопроверка (включается доска)
Молодцы, ребята, и я открываю вам еще один лепесток СПОРТ
-Какие виды спорта вы знаете? Кто –нибудь из вас занимается каким –то видом спорта? (Ответы детей)
Посмотрите на слайд
Какие виды спорта вы еще не назвали?
Да, ребята, упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
б) Работа в парах
Дети получают карточки с выражениями, в которых допущены ошибки.
Они вместе находят ошибки и сами их исправляют.
612:2=32
832:8=14
892:4=213
497:7=171
Проверка по эталону на слайде
Молодцы, ребята, я открываю следующий лепесток цветка здоровья.
Открывается лепесток «ПРИРОДА»
Физкультминутка с использованием звуков природы
Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! В нем всегда можно различить пение птиц.
Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох… Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Вы чувствуете, как пахнет черемуха, ощущаете на себе дуновение ветерка, слышите, как поют птицы. А сейчас откройте глаза…
Я хочу, чтобы всегда было так, как вы сейчас представляете.
6.Закрепление знаний
а) решение задач
А каких птиц можно встретить в наших лесах? (дятла, синицу, скворца, соловья.
Сколько раз в день кормят человеческих детёнышей? А родители синицы приносят пищу в 200 раз больше. Посчитайте, сколько раз в день приносят пищу своим птенцам мамы-синицы.
200х4=800(раз)
И дышится в таком лесу легко и свободно. А почему леса называют «зелёными лёгкими планеты? (Леса очищают планету от радиации)
А как природа может повлиять на наше здоровье?
Посмотрите на слайд, где ваше здоровье будет лучше? Почему?
Ребята, а как вы думаете, сбор макулатуры может повлиять на наше здоровье? Послушайте задачу.
Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели. Сколько кг макулатуры надо собрать, чтобы спасти жизнь 7 ёлочкам?
60х7=420 кг
Вот видите, ребята, чем больше макулатуры мы сдадим, тем больше деревьев мы сбережем, и они будут очищать наш воздух.
Открывается лепесток ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма, мы сейчас поговорим.
Скажите, что вы делаете по привычке? (зарядку, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу)
Посмотрите на слайд, что вы еще не назвали? (чтение книг, вежливость, трудолюбие)
А сбор макулатуры можно отнести к полезным привычкам?
Продолжим работу.
б) решение примеров
№1 (4 столбик)
370х2
240х3
130х5 самопроверка
Молодцы, ребята!
Хотите открыть последний лепесток нашего цветка?
Открывается лепесток ЗАКАЛИВАНИЕ
Как вы понимаете слово «Закаливание»? (Ответы детей)
Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты.
Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся!..» А легко ли это? Какие правила закаливания вы знаете?
7.Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам, ребята, как сберечь здоровье..
Ребята, а сейчас скажите, что мы сегодня повторили?
Какие задания мы выполняли?
Все ли у вас получалось?
Рефлексия «Всё в твоих руках»
У вас на партах лежат ладошки. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
красным |
Большой – для меня тема была интересной и важной.
жёлтым |
Указательный – узнал много нового.
зелёным |
Средний – – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым
– синим |
Безымянный– мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.
Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.
А сейчас давайте вспомним свою работу на уроке:
кто не допускал ошибок- сделайте 2 шага вперед,
кто допустил 1-2 ошибки- 1 шаг,
у кого больше 2 ошибок- оставайтесь на месте.
- Я благодарю вас всех за урок!
Предварительный просмотр:
Игровая
технология
Игровая технология – целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры очевидна. Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Значение игры в обучении
Вместе с тем, игра учит. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения определенного понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве целого урока и его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, если:
- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Достоинства:
- способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
-способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.
Недостатки:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
-увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использования на любом материале;
-сложность в оценке учащихся.
Задачи учителя начальной школы
- Сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной.
- Составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов.
Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Глагол. Обобщение знаний» УМК «Школа России»
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»
Этап: Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот глагола. (фронтальная работа)
Цель. Закрепление знаний о глаголе, как части речи.
1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
2. Как глаголы изменяются?
3. Какие виды имеет глагол?
4. Каким членом в предложении глагол является?
(ответы учащихся)
По ответам учащихся составляется "кластер" (технология критического мышления")
- Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию "Я узнаю его из тысячи..." (фронтальная работа)
На экран выведен текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
В понедельник я стирала | Чашки в пятницу помыла, |
Пол во вторник подметала, | А в субботу торт купила, |
В среду я пекла калач, | Всех подружек в воскресенье |
Весь четверг искала мяч. | Позвала на день рожденья. |
( П. Башмаков). | |
Проверка работ учащихся.
- Раз мы нашли с вами все глаголы, будем производить опознание. (групповая работа)
Для этого разобьемся на 2 группы, чтобы расследование шло быстрее.
Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.
Учащиеся должны подобрать к существительным подходящие глаголы и записать.
Коровы - (мычат) | Куры - (кудахчут) |
Свиньи - (хрюкают) | Вороны - (каркают) |
Собаки - (лают) | Воробьи -(чирикают) |
Кошки - (мяукают) | Кукушки - (кукуют) |
Утки - (крякают) | Соловьи -(поют) |
Гуси - (шипят) | Лягушки - (квакают) |
- Следующим заданием будет "Следствие вели знатоки". (групповая работа)
-Кто такие "знатоки"? (ответы учащихся)
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
-Задача команд, уважаемые детективы, заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Обсуждение проводится устно, от команды выступает с объяснением 1 человек.
1 группа: Бежать со всех ног - (торопиться)
Водить за нос - (обманывать)
Распускать руки – (драться)
2 группа: Зарубить себе на носу - (запомнить)
Витать в облаках - (мечтать)
Надуть губы - (обидеться)
- Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай как я»)
на 1 - развести руки в стороны
на 2 - поднять руки вверх
на 3 - руки на пояс
на 4 - хлопнуть в ладоши
-Много мы сегодня накопили материала о глаголе. Пришло время применить "вещественные доказательства". (фронтальная работа)
Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.
- В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно выведен на экран. Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени.
Осторожно ветер | Пожурил за что-то |
Из калитки вышел, | Воробьёв знакомых |
Постучал в окошко, | И, расправив бодро |
Пробежал по крыше, | Молодые крылья, |
Поиграл немного | Полетел куда-то |
Ветками черёмух, | Вперегонку с пылью. |
После выполнения задания, учащиеся доказывают, что выписали глаголы с суффиксом -Л, который есть у глаголов прошедшего времени.
- Наш глагол в своём мире не одинок. У него есть семья. Скажите, уважаемые детективы, без какой части речи не сможет прожить глагол? (без существительного)
-Сейчас мы займемся составлением семейного портрета «Синонимы». (групповая работа)
Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.
-Ребята, вы замечали, что осенью и весной идут дожди? Дождь всегда бывает одинаковым? (нет). Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к словам:
1 группа: дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.
снег - кружится, вертится, летит, падает
2 группа: каша – есть, кушать
слёзы – плакать, реветь
Цель. Обогащение словарного запаса.
- В работе детектива важна как работа в команде, так иногда и работа в "одиночку", где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить.
-Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках". (индивидуальная работа с дифференциацией). В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень -лёгкий
2 уровень - средний
3 уровень - трудный
Цель. Воспитание чувства самостоятельности и ответственности.
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их (зелёные конверты)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол (жёлтые конверты)
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
-"Битва титанов" (индивидуальная работа) выходят для соревнования капитаны.
Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.
-Иногда в расследовании наступает момент, когда 1 человек, более ответственный, может принять решение за всех. И сделать это он должен быстро, чётко и правильно. Выберете в своей группе такого человека. Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему.
1 капитан: Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!
2 капитан: Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу и
/ Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок.
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогическое обучение
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения.
Главная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Суть проблемного урока можно обозначить одной единственной фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это процесс деятельности, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их производство – не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных этапа. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е.с возникновения противоречий. При этом исследователь испытывает чувство удивления или затруднения, которое заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таков первый этап творчества – постановка проблемы.
Следующий творческий этап – поиск решения. Ученики выдвигают самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика!», ибо действительно открыто новое знание.
Третий этап творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком в принятой форме (статья, доклад, сообщение, реферат). В результате получается материальный продукт, который предоставляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт завершается реализацией продукта.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2) подводящий к теме диалог;
3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формированию учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимозаключающие научные теории или чьи-то точки зрения или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: Какова будет тема урока? или Какой возникнет вопрос?
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой «Нет!». В случае неожиданной формулировки учебной проблемы необходимо показать ученику, что его мысль услышана и принята к сведению, а затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы: Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?
В результате постановки учебной проблемы возникает проблемная ситуация. Существует 6 приёмов создания проблемной ситуации:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. а) обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку;
б) предъявить научный факт сообщением, наглядностью, экспериментом.
4. Дать практическое задание невыполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
6. а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя: Кто думает иначе?
Метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приёмом состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём яркое пятно заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Таким образом, применение проблемно-диалогической технологии обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Урок по окружающему миру во 2 классе по теме «Красная книга» УМК «Школа России»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация учебной деятельности | -Дети, вам тепло? - В классе светло? -Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном. - Расскажите о погоде сегодняшнего дня. -И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. - Пусть каждый его лучик заглянет только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях. -Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” | Рассказывают о погоде, психологически настраиваются на урок | Личностные УУД: - Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
II. Формулирование темы урока | -А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока. (Просмотр мультфильма) -Кто может назвать тему урока? (Красная книга) | Формулируют тему урока. | Регулятивные УУД: - умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока |
III. Актуализация знаний | Кар - Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные)
-А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить)
-Так что же такое Красная книга? (Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений) -Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая, например. Вспомните, что обозначает красный цвет светофора? (Стоп. Это сигнал опасности, тревоги). - Так почему книгу назвали красной? (Тревога за тех животных, которые исчезают) | Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки | Коммуникативные УУД: - умение вести диалог |
IV. Постановка учебной проблемы | Ребята, как вы думаете, можем ли мы обойтись без Красной книги, может незачем писать туда животных и растения? - Кто-то из вас думает, что не можем, а кто-то ещё сомневается, и думает, что можем. Таким образом, у нас появилась проблема. Можем ли мы обойтись без Красной книги? и два мнения. | Выдвигают гипотезы | Регулятивные УУД: - умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
V. Поиск решения учебной проблемы | -Чтобы разрешить данную проблему, я предлагаю провести исследование. Исследование будем проводить по плану:
Работать будете в группах с разными источниками информации. На столе лежит карта исследователя, по которой вы будете работать, в конце написан вывод, который вам нужно дописать. Вспомним правила работы в группе. Назовите капитанов. Начинаем работу, вам на это 5 минут. | Работают в группах с разными источниками информации, формулируют вывод. | Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: -умение работать по плану, используя разные источники информации |
VI. Выражение решения | Пришло время показывать материалы своего исследования. -Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему. -Что такое схема? (Схема — это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.) -На каких уроках вы встречались со схемой? -Схему будем составлять на доске, а вы ещё на рабочих листах. Начало схемы у вас есть. Нужно продолжить. Слово 1 группе, остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие вопросы. 1гр, исследовала историю создания Красной книги по учебному' пособию, вам слово. -Когда первая Красная книга появилась? (в 1966 году). Запишем в схему. (Я прикрепляю на доске)
2 гр. исследовала как устроена Красная книга, информацию они брали из интернета ( просматривают презентацию), вам слово. Один читает вывод, а другие прикрепляют страницы на доску в схему. - В вашей схеме, страницы изображены в виде прямоугольников, раскрасьте их так, как на доске. 3 гр. исследовала, а для чего же создана Красная книга? Они работали с электронным приложением. Им слово. Один читает вывод, а другие прикрепляют опоры на доску в схему. | Выступают по очереди и заполняют схему на доске и на рабочем листе | Познавательные УУД: - умение моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
VII. Реализация продукта | -Посмотрите на схему, которая у нас получилась, кто может её прочитать? (Красная книга создаётся с 1966 года. Страницы у неё разноцветные: на красных страницах исчезающие виды, на жёлтых страницах быстро сокращающиеся виды, на белых страницах редкие виды, на серых страницах малоизученные виды, на зелёных страницах восстановленные виды, на чёрных страницах не сохранивишеся виды,. Красная книга: информирует о видах растений и животных, находящихся в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, советует, как сохранить редкие виды растений и животных, предупреждает об исчезновении растений и животных.) -Так нужна нам Красная книга? (Физкультминутка) А теперь встаньте, поиграем в животных. Представьте, что вы зайчики, попрыгайте, а теперь медведи, птицы. -Мы узнали сегодня лишь о малой части животных, которые занесены в Красную книгу. Ещё о нескольких животных из Красной книги Республики Крым вы узнаете из презентации? -Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига, вот его портрет, (на доске), обратите внимание на музыку и постарайтесь запомнить животных, которых увидите. ('Слушание музыки) -Каких животных запомнили? (отвечают) -Найдите иллюстрации с данными животными у вас на столе, по цвету кружка на иллюстрации определите на какой странице должно находиться данное животное и прикрепите на эту страницу. -Кто помнит, музыку какого композитора мы слушали? - Что можете сказать о музыку, какая она? (медленная, грустная, тревожная). - Как вы думаете, почему я именно такую музыку включила? - Помните, в начале урока, мы говорили, что красный цвет - цвет тревоги, музыкой я выразила тревогу за жизнь животных и растений. - Учёные создают Красные книги, а что же мы с вами можем сделать для природы? Давайте составим правила поведения в природе.
5. Не лови диких животных и не уноси их домой.
-Давайте будем соблюдать эти правила, следить за тем, чтобы и другие их выполняли. -А сейчас, чтобы подвести итог схемы, поработайте в парах. Возьмите лист бумаги, на котором записаны пословицы, выберите ту, которая подходит. Объясните свой выбор. Береги природу родимую, как мать любимую.
('Слушание музыки)
А главное - своими действиями не наносить ей вреда. Пусть в Красной книге будут только зеленые страницы! | Читают полученную схему, составляют правила поведения в природе | Личностные УУД: - умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. -самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе. |
VIII. Итог урока. Домашнее задание. | -Какую проблему мы поставили? -Можем мы обойтись без Красной книги? Почему? Красная книга - это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. -О чём заставил задуматься урок? -Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. -Посмотрите на эти изографы - отгадайте названия животных в них зашифрованных. (отвечают) А дома, юные исследователи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск, подготовите свои страницы с животными и растениями из Красной книги. ( проект можно оформить в рабочей тетради или на отдельных листах)
| Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку | Познавательные УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно - следственных связей | ||
IX. Рефлексия учебной деятельности. | -Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению. Поднимите: - доволен собой - не совсем доволен собой - не доволен | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные УУД: самооценка |