ПК 4.4.
материал

Рахимова София Рамилевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа по теме «Методы и приемы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира»

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Я студентка 31 группы, Рахимова София. Представляем вашему вниманию защиту курсовой работы на тему «Методы и приемы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира».

На сегодняшний день цели и задачи современного образования, сформулированные во многих российских нормативно-правовых документах, направлены на приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. 

Содержание учебного курса окружающего мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Учебники оригинальны, интересны своим содержанием, богаты иллюстративным материалом, количеством творческих заданий.  Вместе с тем учителя знают, что использование одного учебника для поддержания и развития познавательного интереса недостаточно. Необходимо использовать более активные формы и методы, которые побуждают учащихся к практической и мыслительной деятельности, а также способствуют формированию их познавательного интереса на уроках.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире дети стали гиперактивны, они быстро поглощают информацию, но очень плохо концентрируются на занятиях. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится «переварить» учащимся. В то же время возможности самих учащихся небезграничные. Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего мира особенно важны для каждого педагога, т.к. от уровня ее развития зависит стремление детей к приобретению новых знаний. И одна из главных задач учителей уметь активизировать учащихся на уроках, пробуждать у детей интерес к познанию окружающего мира, овладевать знаниями, умениями, навыками и развивать мыслительные способности. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перехода на продуктивно-творческий уровень, и именно технология проблемного обучения поможет в решении задачи.

В разработке концепции проблемного обучения приняли участие такие педагоги как: П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, И.Я. Леренер, Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская, Е.Л. Мельникова и другие.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методы и приемы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира».

В соответствии с темой курсовой работы нами была определена цель исследования: изучить активные методы обучения и проблемное обучение и проанализировать их классификацию и характеристику. Раскрыть методику использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

        Задачи, поставленные для достижения данной цели, а также методы исследования вы можете увидеть на экране.

Итак, в 1 главе нами были рассмотрены следующие вопросы:

1. Изучили понятие «активные методы обучения»

2. Дали характеристику основных активных методов обучения

3. Изучили сущность понятия «Проблемное обучение»

4. Рассмотрели Основные функции, особенности, виды и уровни проблемного обучения

В первой главе мы выделили 2 ключевых понятия: Активные методы обучения и проблемное обучение.

Нами была рассмотрена формулировка понятия «АМО» нескольких ученых, но более подробно мы остановились на формулировки понятия «активные методы обучения» доктора философских наук Коджаспировой Галины Михайловны. Понятие и кто занимался разработкой АМО,  вы можете увидеть на слайде.

 Проблемное обучения, как основной понятие нашего исследования, мы также рассматривали с разных точек зрения ученых. Но более точно, по нашему мнению, определил сущность проблемного обучения Иисак Яковлевич Лернер, с определением вы можете ознакомиться на слайде.

Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, И.Я. Леренер, Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская, Е.Л. Мельникова

Во второй главе мы рассматривали основной элемент проблемного обучения – это «проблемная ситуация», его классификацию и методы и приемы создания проблемных ситуаций. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

В литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, Р.А. Хабиб, Д.В. Вилькеев, М.И. Кругляк, Ю.К. Бабанский и др.), причем для них используются различные основания.

Но наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он разделяет проблемные ситуации по типам, с которыми вы можете подробнее познакомиться на стр. 29

Но более современные классификация проблемной ситуации - это классификация Е.Л. Мельниковой. Она разделяется проблемные ситуации на: проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» и  проблемные ситуации, возникшие «с удивлением». 

Использование указанных классификаций помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке. На уроках естествознания чаще организовывают проблемные ситуации с удивлением, например: 1 прием: Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты,

научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Пример: Окружающий мир, тема урока: «Грибы», «Царство грибов».

Послушайте диалог двух учащихся:

- Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

- Грибы не зеленые, значит, они животные.

- Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию)

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

- Что такое грибы: растения или животные?

- Какая тема урока? («Грибы», «Царство грибов»).

После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему».  

Одна из современных педагогов, Мельникова Е.Л., кандидат психологических наук, широко рассматривает вопрос реализации технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной системе «Школа 2100». Хотя программа «Школа 2100» уже неактуальна и единицы школ используют её в работе с детьми. Но наработки этого автора можно использовать в любой программе, и в своем исследовании мы рассмотрели её методы и приемы создания проблемных ситуаций.

Поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  2. подводящий к теме диалог;
  3. сообщение темы с мотивирующим приемом.

Более подробно я расскажу вам о методе Сообщение темы урока с мотивирующим приемом

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. К тому же современный урок не предусматривает сообщение темы урока в готовом виде, так как было раньше в традиционном, существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Пример этого приема вы можете увидеть на слайде на слайде (см. Приложение 6)

Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Пример: «Человек и природа» Правила поведения в лесу

 Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие. Угадайте, куда?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи скорее в дом -

Красоту увидишь в нём.

-Где нам предстоит побывать?

 (Дети слушают звуки леса. В своём воображении представляют картины. )

-Расскажите о своих представлениях.

- Итак, лес шелестит, журчит, поёт, значит он -  живой

Открываем глаза 

-Сравните свои представления их с реальной картиной. В чём противоречие? К какому выводу призывает нас эта ситуация? Что будем обсуждать?

На основании актуализации проблемы исследования, мы достигли поставленной цели: изучили активные методы обучения и проанализировали их характеристику. Изучили проблемное обучение, как вид активного метода обучения и проанализировать его классификацию и характеристику. Раскрыли методику использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

Таким образом, проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. И урок окружающего мира является одним самых подходящих уроков для применения в деятельности проблемные ситуации, т.к. главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Мы продолжим свое исследование в следующем году.  В дипломной работе мы планируем разработать комплект уроков с использованием проблемных ситуаций.

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.