ПК 4.3.
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.58 КБ |
![]() | 14.39 КБ |
![]() | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний .
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.
Приемы создания проблемных ситуаций:
- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
- Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
- Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
- Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
- Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
- Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Русский язык «Школа России». (3 класс)
Тема урока: Неопределенная форма глагола
Создание проблемной ситуации через методический прием – практическое задание невыполнимое вообще
-На слайде даны глаголы, стоящие в начальной форме. Ваша задача составить с помощью данных глаголов связный текст, не изменяя их и их последовательность. ( Дети пробуют составить текст с помощью данных глаголов)
Прийти, учиться, читать, списать, помочь, говорить.
-Возникли у вас какие-либо затруднения? Какие? (Невозможно составить текст с помощью данных глаголов, так как они все стоят в одной форме, в начальной)
Русский язык «Школа России». (3 класс)
Тема урока: Времена глаголов
Создание проблемной ситуации через методический прием – предоставление противоречивых фактов
- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.
- Придя в класс, я записала несколько предложений о том, что увидела. Вот они.
Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.
- Удивили вас мои предложения? Что вас удивило в них? (Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной)
- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас. (Попробовать изменить форму глаголов)
- Как это сделать? Вы умеете? Значит, нам нужно сегодня научиться это делать.
Русский язык «Школа России». (3 класс)
Тема урока: Значение и употребление глаголов в речи
Создание проблемной ситуации через методический прием – предоставление противоречивых фактов
-Недавно в одном из словарей я нашла очень интересное правило. Я сфотографировала его для вас.
Прочитайте правило на экране.
Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делает? Что делают? Какое действие? Зачем? В предложении глагол является сказуемым, подлежащим (в некоторых случаях).
-Что необычного вы заметили? (Глагол не отвечает на вопрос Какое действие? Зачем?
В предложении глагол является только сказуемым)
-Кто сможет рассказать настоящее правило о глаголе? (Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что сделал? В предложении глагол является сказуемым)
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1.) актуализации знаний и умений; 2.) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3.) закрепления и систематизации знаний; 4.) применения знаний в новой учебной ситуации; 5.) проверки уровня усвоения знаний и умений.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Мы разработали одну из эффективных фор – блоковый проблемный урок.
Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:
1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.
2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.
3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний.
4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.
5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.
8. На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе
Математика «Школа России». (3 класс)
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Русский язык «Школа России». (3 класс)
Приставка
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
Литературное чтение «Школа России». (3 класс)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Предварительный просмотр:
Проектная технология
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
- Рефлексивные умения.
- Поисковые (исследовательские) умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Управленческие умения и навыки.
- Коммуникативные умения.
- Презентационные умения.
Проектная технология на уроках в начальной школе
Окружающий мир «Школа России». (3 класс)
- Каждый из вас дома готовил проект на тему «Музей путешествий», по плану который мы составили с вами на прошлом уроке.
План:
- История города или страны.
- Достопримечательности.
- Причина поездки в этот город или стану.
- Почему необходимо посетить именно этот город или страну.
-Вы искали информацию о тех городах и странах, в которых вы побывали или желаете побывать. Ваша задача рассказать нам о ваших путешествиях так, чтобы каждый из нас захотел посетить ту страну или город. Для начала давайте определим критерии оценивания ваших проектов.
Критерии:
- Достоверность информации
- Правильность изложения
- Креативность
- Качество оформления