ПК 4.5.
учебно-методическое пособие

Булгакова Мария Сергеевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

  1. «Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе»
  2. «Что нам стоит плот построить»
  3. «Как растет лук?»
  4. «Кактус – колючий друг»
  5. «Я выращиваю цветы»
  6. «Выращивание плесени»
  7. «Что делать с мусором?»
  8. «Я – изобретатель»
  9. «Имя в жизни человека»
  10.  «Ателье «Дюймовочка»
  11.  «Сборник стихотворений военной тематики»
  12.  «Я - юный автор»
  13.  «Зеленый подоконник»
  14.  «Создание коллажа «Моя Родина»
  15.  «Путеводитель по Великобритании»
  16.  «Моя дорога в школу»
  17.  «Выращивание кристалла из медного купороса»
  18.  «Моя родословная»
  19.  «Улицы нашего города»
  20.  «Рецепты домашней кухни»




Предварительный просмотр:

Список примерных тем исследовательских работ для младших школьников

  1. «Запись цифр и чисел у разных народов»
  2. «Знакомьтесь, уравнение»
  3. «Использование круга в быту человека»
  4. «Использование треугольника в строительстве»
  5. «Меры длины на Руси»
  6. «Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса»
  7. «Война и наша семья»
  8. «Генеалогическое дерево моей семьи»
  9. «Имя в жизни человека»
  10.  «Праздники нашей семьи»
  11.  «Семейные традиции»
  12.  «В гостях у белой кувшинки»
  13.  «Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?»
  14.  «Природное сообщество – луг»
  15.  «Что за ягода малина?»
  16.  «Ягодная азбука»
  17.  «Выращивание кристаллов в домашних условиях»
  18.  «Автомобили современные и старинные»
  19.  «Почтовые марки»
  20.  «Профессии наших родителей»




Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников;

2.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;

3. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников;

4. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников. Управление современной школой.

5. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Название конкурса

Ссылка

1

Конкурс исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Человек и Природа. Первые шаги»

К участию приглашаются детские коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях.

http://teacher.msu.ru/node/12599

2

Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

На конкурс представляются социальные проекты учащихся.

http://pedakademy.ru/?page_id=122

3

  Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Для учащихся 1-5 классов. Способы предоставления проекта:

1. Зарегистрироваться и разместить материалы на сайте;
2. Отправить архив  с материалами по e-mail;
3. Отправить архив (на CD или DVD) диске обычной почтой.

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992

4

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

Участники конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

5

Конкурс научно-технических и творческих проектов «ЛУНА: ГОРОД ПЕРВЫХ»

Целью конкурса является популяризация знаний о космосе, поиск новых идей и технологий для разработки и создания элементов перспективной космической программы.

http://luna2018.festivalnauki.ru/



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

Название конкурса

Ссылка

1

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

На конкурс представляются проектные и исследовательские работы школьников 1-11 классов и студентов 1-2 курсов (на базе 9 классов).

http://pedakademy.ru/?page_id=119

2

XII Всероссийский конкурс исследовательских работ  «Я -  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!»

На конкурс принимаются завершенные исследовательские работы детей  школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы.

https://www.raduga-talantov.com/z-bccktljdfntkm

3

Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы.

https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

4

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ. УЧУ ИССЛЕДОВАТЬ»

Участниками конкурса могут стать:

- ученики 1-4 классов совместно с куратором-учителем – в номинации «Учусь исследовать»;

- учителя начальных классов в номинации «Организатор проектно-исследовательской деятельности».

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

5

Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1- 4 классов «Свет познания – весна 2018»

В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы

 в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

  1. Представление темы проекта

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.

  1. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

  1. Формулировка подтем (мелких проблем) 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.

  1. Планирование работы

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  1. Осуществление проекта

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

  1. Представление проекта

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

  1. Оценка проекта. 

Проект – это «пять П»:

  • Проблема.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для школьников

Слайд 2

Русский медвежонок Русский медвежонок — самый популярный в стране конкурс школьников по русскому языку. Участвуют в конкурсе все желающие, без какого-либо предварительного отбора. Конкурс проводится в пяти разных возрастных группах: 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9, а также 10 и 11 классы. Участникам в игровой форме предлагается в каждом из заданий выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Победителям и призёрам после подведения итогов и вывешивания результатов конкурса выдаются ценные призы. http://www.rm.kirov.ru /

Слайд 3

Кенгуру Кенгуру — один из самых популярных конкурсов школьников по математике в мире. Каждый год в нём участвуют более шести миллионов школьников, из них около двух — в России. Каждый желающий, вне зависимости от уровня знания математики, может поучаствовать в конкурсе-игре «Кенгуру». Сложность заданий делится по возрастным группам: 2 класс, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы и 9-10 классы. После подведения итогов всем участникам выдаётся сертификат участника с указанием места, занятого в школе, в районе, в стране. Победители и призёры получают ценные призы . https://mathkang.ru/

Слайд 4

Кит Конкурс «Кит» — самый популярный конкурс в России по информатике среди школьников. Начиная с 2008 года, игровой конкурс собирает порядка 300 000 школьников ежегодно, в нём участвуют жители РФ, а также 4 стран Европы и Азии. Конкурс проводится в формате тестов, и делится по классам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11. В каждом из 30 заданий предлагается 5 вариантов ответа, из который необходимо выделить единственный верный. На выполнение тестовых заданий отводится один час . http://konkurskit.org/

Слайд 5

British Bulldog British Bulldog — всероссийский конкурс по английскому языку. К участию приглашаются все школьники, без какого-либо предварительного отбора. Задания делятся по нескольким возрастным группам: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам предлагается ответить на 60 вопросов (в каждом — 4 варианта ответа), а также пройти аудирование . Письменная часть расчитана на 75 минут. Задания проверяют уровень знания грамматики, лексики, понимание речи. http://runodog.ru/

Слайд 6

Золотое руно Золотое руно — международный конкурс по истории мировой художественной культуры. Впервые в России конкурс был проведен в 2003 году и к настоящему времени приобрел большую популярность, в последние годы число участников составляет около 500 000. Важнейшая особенность конкурса - семейный формат, который предполагает решение вопросов участниками у себя дома в выходные дни. Во время выполнения заданий можно пользоваться различными источниками информации. Конкурс проводится в формате тестов, и делится по классам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11. Задания для всех участников будут состоять из 45 вопросов. http://runodog.ru/

Слайд 7

Эму Эму — новый интеллектуальный проект для младших школьников, участвовать в котором могут ребята с первого по четвертый классы . Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться на сайте. Задания , инструкции и другие материалы конкурса необходимо скачивать из Личного Кабинета . После подведения итогов всем участникам выдаётся сертификат участника с указанием места, занятого в школе, в районе, в стране. Победители и призёры получают ценные призы . http://emu.cerm.ru/