ПК 4.4.
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.93 КБ |
![]() | 102.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему курсовой работы ««Система работы учителя по педагогической коррекции тревожности у младших школьников»»
Одной из актуальных проблем в настоящее время является проблема тревожности младших школьников. Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлены влиянием тревоги на многие аспекты развития ребенка: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т.д. Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических и психосоматических расстройств, явлений дезадаптации и детской популяции.
Так, количество детей с устойчивой тревожностью в 2000 – 2003 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Проблемой исследования занимались такие известные психологи как Зигмунд Фрейд, Анна Михайловна Прихожан.
На основании проблемы нами определена тема исследования
Цель исследования: изучить проблему влияния тревожности на развитие личности младшего школьника и успешность обучения. Объект исследования: деятельность классного руководителя начальной школы. Предмет исследования: методика изучения и коррекции тревожности у младших школьников.
Задачи исследования вы можете увидеть на экране.
Методы теоретического исследования также представлены на экране.
Основными понятиями темы исследования являются. Тревога - ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего.
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А.М. Прихожан)
Содержание:
Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Однако следует отметить, что в настоящее время в психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы тревожности. Это указывает на возрастание интереса к изучению этой проблемы.
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков. Еще больше установки детей их личностные особенности проявляются при конфликтном общении. Коммуникативная компетентность подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении.
Также причинной тревожности является тревожно-мнительное воспитание. Такое воспитание наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие.
Возраст родителей имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства у детей.
И психологи, и врачи нередко придерживаются мнения, что тревожность передается ребенку от напряженной, тревожной матери. Более того, в ряде работ передача беспокойства от матери к младенцу относится к самому периоду беременности.
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.
Значительный процент детей в школе тревожатся из-за предстоящих контрольных работ и всяческих проверок знаний.
Особое место тревожность занимает из-за проблем и страхов перед учителями. Причиной тревожности из-за этого фактора может быть учитель, который при неправильном ответе начинает укорять и бранить ученика. Ребенок, когда его ругают (а есть такие учителя, которые и оскорбляют) перед всем классом, закрывается для мира, замыкается в себе и в процессе обучения становится пассивным наблюдателем.
Нарушение социального статуса также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. Так как статус ребенка непосредственно отражается на его самооценке, самоуважении и самопринятии.
Вообще тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и оказывает на него отрицательное влияние. Высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
На основе тревожности как свойства личности могут формироваться такие ее социально-психологические свойства, как застенчивость, понимаемая как чувствительность к социальным воздействиям, или виктимность, то есть готовность быть объектом критики или физического нападения.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа, связанная с тревожностью, должна вестись в пяти взаимосвязанных направлениях: психологическое просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха, обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.
В отечественной науке и практике накоплен богатый опыт коррекционной работы с тревожными детьми. Он представлен в публикациях А.М. Прихожан, Р.В. Овчаровой, Б.И.Кочубея.
Мы изучили методы и приемы коррекции тревожности у младших школьников, мы пришли к выводу что, что каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности; умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство. Такими методами является метод танцевальной терапии, артерапии. Также педагогические методы, метод создания ситуации успеха, метод поощрения и порицания.
Также мы проанализировали три программы коррекции тревожности у младших школьников. И пришли к выводу, что программы представляют собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности; умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, например: наблюдение, метод экспертных опросов, проективная методика, опросник школьной тревожности Филлипса.
Таким образом, мы считаем, цель поставленная нами в полной мере является достигнутой. В дальнейшем, мы планируем на практике применить составленный комплекс упражнений по снижению уровня тревожности у младших школьников и определить, насколько он эффективен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы составить комплекс упражнений по снижению уровня тревожности у младших школьников. Объект исследования: деятельность классного руководител я начальной школы. Предмет исследования: методика изучения и коррекции тревожности у младших школьников.
Задачи исследования: 1.На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «тревожность». 2. Исследовать причины возникновения тревожности у младших школьников. 3. Выявить влияние тревожности на развитие личности. 4. Путем изучения методической литературы отобрать и систематизировать наиболее приемлемые методы и приемы для снижения уровня тревожности у младших школьников.
Методы теоретического исследования: анализ литературы по данной проблеме обобщение сравнение систематизация
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Изучены и освещены вопросы: Проблема тревожности у современных школьников Сущность понятия тревожность Причины тревожности у младших школьников Влияние тревожности на развитие личности младшего школьника и успешность обучения
ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ Изучены и освещены вопросы: Профилактика тревожности у младших школьников Методы и приемы педагогической коррекции тревожности Анализ опыта коррекционной работы с тревожными детьми Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста
Основные понятия темы исследования Тревога - ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А.М. Прихожан)
Тревожность детей – прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения
ТРЕВОЖНОСТЬ Ситуативная Личностная
Причины возникновения тревожности: социум стиль семейного воспитания з авышенные требования к ребенку п роверка знаний н арушение социального статуса
Таким образом, тревогу можно рассматривать, с одной стороны, как нормативное явление, и с другой стороны, в качестве одного из основных факторов психической дезадаптации .
психологическое просвещение родителей,; психологическое просвещение педагогов; обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей; непосредственная работа с детьми; обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.
Методические подходы диагностики школьной тревожности: Наблюдение; Метод экспертных опросов; Проективная методика; Опросник школьной тревожности Филлипса .