ПК 4.4.
методическая разработка

Фаткуллина Анна Викторовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представляю разработку  курсового проекта на тему: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе разработки вопросов и заданий школьной олимпиады по русскому языку в начальных классах»».

Предметные олимпиады по русскому языку занимают важное место в образовании младших школьников, потому что они выявляют знания ребят по конкретным предметам, способности, одаренных детей, а также формируют ряд личных качеств, которые необходимы ученикам.

Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости формирования у младших школьников интереса к изучаемым предметам посредством олимпиад, т. к. они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Большую роль при подготовке, а также участии в олимпиадах играют регулятивные универсальные учебные действия. Это подтверждено словами Ж. А. Базыльской: «От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования».  Для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий необходимо в процессе разработки предметной олимпиады по русскому языку разрабатывать соответствующие вопросы и задания.

На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема курсового проекта «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе разработки вопросов и заданий школьной олимпиады по русскому языку в начальных классах».

Также мы определили цель исследования: определить сущность регулятивных универсальных учебных действий, особенности их формирования при разработке предметной олимпиады по русскому языку в начальных классах и разработка олимпиадных заданий по русскому языку для начальной школы.

Задачи нашего исследования:

  • на основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать сущность и содержание регулятивных универсальных учебных действий;
  • выяснить какую роль играет предметная олимпиада во внеурочной деятельности по русскому языку;
  • рассмотреть этапы и виды олимпиад;
  • путём изучения методической литературы определить методику разработки заданий предметной олимпиады по русскому языку.

Методы, которые мы использовали в курсовом проекте:

Теоретические:

  • изучение и анализ литературы по теме исследования;
  • систематизирование материала по данной теме;
  • обобщение изученного и формулирование выводов.

Эмпирические:

  • конструирование сборника олимпиадных заданий по русскому языку для начальной школы.

В теории нами рассмотрены сущность и содержание регулятивных универсальных учебных действий, предметная олимпиада как форма внеурочной деятельности, этапы и виды предметных олимпиад.

Мы установили сущность и содержание таких регулятивных универсальных учебных действий, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Все эти действия должны быть сформированы у учащихся для того, чтобы они самостоятельно справлялись со своими задачами.  Мы пришли к выводу, что регулятивные универсальные учебные действия играют особую роль в процессе формирования умения учиться, а значит и в процессе разработки вопросов и заданий школьной олимпиады по русскому языку для начальной школы.

Мы выяснили, что предметная олимпиада относится к эпизодический форме во внеурочной деятельности.

Также мы установили, что олимпиады проводятся в 5 этапов: школьный, районный, областной, государственный, международный. У каждого из этих этапов есть определённая цель и задачи. Нами были рассмотрены виды предметных олимпиад, такие, как международные олимпиады школьников, национальные олимпиады школьников и вузовские олимпиады.

Особое внимание мы акцентировали  на технологии создания сборника олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся начальной школы.

Сначала мы узнали, какие цели и задачи существуют у школьных предметных олимпиад и пришли к выводу, что выполнение этих целей и задач позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.

Затем мы подробно рассмотрели содержание школьной предметной олимпиады по русскому языку на основе программы УМК «Школа России» и выяснили, какие разделы и темы изучаются в программе. Это нам необходимо для того, чтобы знать, по каким темам составлять задания для разрабатываемой нами школьной олимпиады.

Далее мы определили критерии разработки вопросов и заданий для школьной олимпиады по русскому языку. Наиболее важными мы считаем доступность, однозначность, уникальность, эвристический/проблемный характер заданий, соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания.

После этого мы рассмотрели типы и характер заданий, которые нужно применять в разработке вопросов и заданий к нашей олимпиаде. Основными считаются задания открытого и закрытого характера, которые в свою очередь делятся на несколько типов, которые вы можете увидеть на экране.

При создании сборника мы будем учитывать содержание программы, критерии разработки вопросов и заданий, типы и характер заданий.

Обратимся непосредственно к сборнику олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся начальной школы. Его своеобразие заключается в том, что задания распределены по разделам, изучаемым в начальной школе, а также и в самих заданиях, которые он содержит. В одних заданиях мы изменяли формулировки, чтобы они приобретали новый, оригинальный вид.

На основании актуализации проблемы исследования мы достигли поставленной цели: определить сущность регулятивных универсальных учебных действий, особенности их формирования при разработке предметной олимпиады по русскому языку в начальных классах и разработка олимпиадных заданий по русскому языку для начальной школы.

По нашему мнению, мы достаточно глубоко рассмотрели тему исследования, так как всё, что нужно для разработки сборника олимпиадных заданий мы выяснили.

В выпускной квалификационной работе мы планируем создать полный сборник олимпиадных заданий для учащихся 3 класса.

Спасибо за внимание!