ПК 4.4.
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме:
«Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей»
(По материалам курсовой работы)
Кучкарова Зарина Бахтияровна
Научный руководитель: Золотникова Екатерина Андреевна, преподаватель ПМ 03. «Классное руководство»
Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей»
Говоря о взаимоотношениях между классным руководителем и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Это подтверждают документы: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», а также Конвенция ООН о Правах ребенка (1988). В данных документах декларируется, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания.
Наша задача, как классных руководителей, обеспечить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
Данной проблемой занимались такие педагоги как, Сухомлинский Василий Александрович; Леонид Алексеевич Кулик; Макаренко Антон Семенович; Гусева Юлия Сергеевнам (автор книги: «педагогика традиции и иновации» проблемы взаимодействия семь и школы); Безрукова Наталья Геннадьевна (педагог, отличник народного просвещения"(проблемы взаимодействия семьи и школы)
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей».
Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической литературы изучить формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого педагогической литературы раскрыть понятие «семья»
2. Охарактеризовать современные подходы, формы и методы организации воспитательного взаимодействия школы и семьи
3. Описать семейный праздник как форму взаимодействия классного .руководителя с родителями младших школьников
4. Отобрать методику работы классного руководителя по организации семейных праздников
5. Определить роль классного руководителя в организации воспитательной работы класса
6. Обобщить материалы исследования, сделать выводы.
Для решения поставленных исследовательских задач мы использовали следующие методы:
- теоретические: анализ, изучение, обобщение психолого – педагогической литературы, сравнение, систематизация.
В теории нами рассмотрены следующие вопросы:
1. Общая характеристика понятия «семья»
2. Семья как институт воспитания ребенка
3. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи
4. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия школы и семьи
Семья – это сложное образование, которое имеет четыре характеристики:
- семья – малая социальная группа общества;
- семья – важнейшая форма организации личного быта;
- семья – супружеский союз
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. (писал российский психолог В.В. Столин)
В первой главе мы также рассмотрели - Формы и методы взаимодействия школы с семьей.
Существуют индивидуальные формы взаимодействия, к ним относится — беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями.
А также коллективные и групповые формы взаимодействия к ним относятся:
• родительское собрание
• родительский лекторий
• родительский актив (родительский комитет)
Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.
Во второй главе нами изучены и освещены следующие вопросы:
1. Методика работы классного руководителя по организации семейных праздников
2. Семейный праздник как форма взаимодействия классного руководителя с родителями
3. Роль классного руководителя в организации воспитательной работы класса
Одной из наиболее эффективных и интересных форм работы, для взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников мы определили - семейный праздник.
«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал народный педагог К. Д. Ушинский.
Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей.
Особенности семейного праздника:
- разослать пригласительные
- дать домашнее задание, не сложное, но предполагающее совместную деятельность родителей и детей.
Продумать мероприятие так, чтобы в нём присутствовали воспитательные моменты, как для детей, так и для их родителей.
Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов:
Первый этап (познавательный) – выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы.
Второй этап (подготовительный)– организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. Детям можно заранее создать роли, и они вместе с родителями готовят костюмы персонажей, также с родителями принимают участие в оформление зала, готовят реквизиты и атрибуты праздника.
Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.
Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.
Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать родителям и детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства.
Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но если праздники проходят с участием родителей – это значительно упрощает работу. Сыграть роль, придумать конкурсы и развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое.
Из всего вышесказанного в нашем исследовании можно сделать вывод о том, что взаимодействие классного руководителя с родителями может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, и терпимости по отношению друг к другу. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей. Решить эту задачу можно с помощью семейного праздника.
Проведение совместных праздников, направлено на единение семьи, на формирование достойных семейных традиций и обычаев, на совместное проживание членами семьи положительных, ярких эмоций, связанных с праздничными событиями.
Семейный праздник способствует установлению плодотворного сотрудничества семьи и классного руководителя в вопросах воспитания младших школьников и сплочению родителей и детей через совместную творческую деятельность.
Спасибо за внимание!