ПК 4.4.
материал

Ахтямова Милена Даниловна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЩИТНОЕ СЛОВО

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Я студентка 31 группы, Ахтямова Милена. Представляем Вашему вниманию защиту курсовой работы на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе».

          Проблема формирования познавательных  (УУД) при изучении лексики в начальной школе, является одной из главных задач современной школы. Как известно, перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Известный американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считает, что если мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. Мы согласны с высказыванием Джона Дьюи, потому что специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более  быстрыми темпами. Сегодня, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Умение  учиться становится сегодня  всё более востребованным, т.к. оно обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие личности.

Одно из основных направлений федерального гос.обр.стандарта – необходимость планирования конечных результатов  работы. Оценка  предметных  результатов  представляет  собой  оценку  достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.  Это  направление  в  полной  мере  охватывает  все  учебные предметы, в том числе и русский язык. Одной из важнейших целей изучения русского языка в начальных классах является освоение лексики русского языка.

Проблема формирования предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова на уроках русского языка в начальной школе является актуальной проблемой современного образования, а также является очень важным процессом, так как обеспечивает комплексный подход в преподавании русского языка: способствует расширению словарного запаса младшего школьника, формирует правильную устную и письменную речь.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе».

В соответствии с темой курсовой работы определена цель исследования:

проанализировать методы работы по формированию предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова  и определить возможности  применения этих методов на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи, поставленные для достижения данной цели, а также методы исследования вы видите на экране.

Приступим к обзору ключевых понятий 1 главы. В 1 главе  «Теоретический анализ понятия универсальные учебные действия» нами были рассмотрены следующие вопросы:

- Общая характеристика понятия универсальные учебные действия                                                

- Классификация и функции универсальных учебных действий                                                

- Значение лексики в курсе русского языка начальной школы  

   В 1 главе мы выделили два ключевых понятия: Универсальные учебные действия и Предметные универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия, как центральное понятие исследования, мы определяем согласно трактовки:
Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

        Изучению сущности понятия «универсальные учебные действия» посвятил свои труды опытный педагог и философ Александр Григорьевич Асмолов.

       Также в 1 главе мы изучили историю термина «универсальные учебные действия» и их характеристику, были рассмотрены основные виды и функции универсальных учебных действий и значение лексики в курсе русского языка в начальной школе.

      В содержании 2 главы: Методика работы по формированию предметных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе, нами была дана характеристика понятия «Лексика», проанализирован Уч.Метод.Комплекс «Школа России», рассмотрены особенности методов по формированию предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова в начальной школе, а также изучены типичные ошибки младших школьников при изучении лексики.

        Таким образом, понятие лексика—означает совокупность слов, словарный состав того или иного языка.

Развивать речь детей – значит регулярно работать над ее содержанием, параллельно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, регулярно работать над грамотным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным советского и российского педагога Михаила Ростиславовича Львова: « … до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников именно через эти уроки»

Известный ученый-методист Алексей Васильевич Текучев писал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»

Этапы словарной работы вы видите на экране

  1. семантизация слова;
  2. актуализация слова;
  3. использование слова в речи.

Существует такое понятие, как «прием семантизации слова», который понимается как превращение незнакомого звукокомплекса в слово – знак, иными словами, закрепление в понимании у учащихся звучания и значения в одно целое, т.е. слова.

Активизация словаря – одно из основных направлений словарной работы на уроках. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях.

С целью активизации словарного запаса работу можно представить в виде следующих основных этапов, представленных на экране.

В методической литературе разработаны различные приемы для изучения лексики в начальной школе. Как мы увидели, общими приемами, выделяемыми исследователями, являются объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова.          

Методисты отмечают, что одно из важных условий усвоения лексического значения слова – это включение его в речь ученика.

Анализ программного материала по курсу «Русский» в УМК «Школа России» с точки зрения лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Также нами были изучены типичные ошибки младших школьников при изучении лексики и сделан вывод, что основные трудности, испытываемые школьниками при изучении раздела «Лексика»: это умение самостоятельно подбирать антонимы к предложенным словам, опознавать фразеологизмы, различать фразеологизмы и слова.

Подводя итоги, следует отметить, что, значение лексики в обучении русскому языку огромно, что видно из предшествующих глав. Изучение  лексики  в  образовательно-познавательном  аспекте  обеспечивает комплексный  подход  в  усвоении  лексических  понятий,  позволяет  знакомить учащихся  со  словом,  как  единицей  лексической  системы,  со значением  слова, изучать грамматику на лексической основе.

Большое значение в обогащении лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Как мы выяснили, по мнению ученых-методистов, словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Изучению данного вопроса посвятили свои труды такие ученые прошлого и настоящего, как Федор Иванович Буслаев, К.Д. Ушинский, Дмитрий Иванович Тихомиров, Алексей Васильевич Текучев, Михаил Ростиславович Львов, Л.К. Петр Семенович Тоцкий и многие другие. Они доказали, что словарная работа на уроках русского языка должна являться неотъемлемой частью школьной программы и обязательно носить системный и постоянный характер.

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы посредством разработки конспектов для формирования предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова на уроках русского языка в начальной школе.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы!