ПК 4.4.
материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование познавательных УУД при изучении раздела "лексика" в начальной школе | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТНОЕ СЛОВО
Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Я студентка 31 группы, Ахтямова Милена. Представляем Вашему вниманию защиту курсовой работы на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе».
Проблема формирования познавательных (УУД) при изучении лексики в начальной школе, является одной из главных задач современной школы. Как известно, перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Известный американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считает, что если мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. Мы согласны с высказыванием Джона Дьюи, потому что специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Сегодня, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Умение учиться становится сегодня всё более востребованным, т.к. оно обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие личности.
Одно из основных направлений федерального гос.обр.стандарта – необходимость планирования конечных результатов работы. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Это направление в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. Одной из важнейших целей изучения русского языка в начальных классах является освоение лексики русского языка.
Проблема формирования предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова на уроках русского языка в начальной школе является актуальной проблемой современного образования, а также является очень важным процессом, так как обеспечивает комплексный подход в преподавании русского языка: способствует расширению словарного запаса младшего школьника, формирует правильную устную и письменную речь.
На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе».
В соответствии с темой курсовой работы определена цель исследования:
проанализировать методы работы по формированию предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова и определить возможности применения этих методов на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи, поставленные для достижения данной цели, а также методы исследования вы видите на экране.
Приступим к обзору ключевых понятий 1 главы. В 1 главе «Теоретический анализ понятия универсальные учебные действия» нами были рассмотрены следующие вопросы:
- Общая характеристика понятия универсальные учебные действия
- Классификация и функции универсальных учебных действий
- Значение лексики в курсе русского языка начальной школы
В 1 главе мы выделили два ключевых понятия: Универсальные учебные действия и Предметные универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия, как центральное понятие исследования, мы определяем согласно трактовки:
Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Изучению сущности понятия «универсальные учебные действия» посвятил свои труды опытный педагог и философ Александр Григорьевич Асмолов.
Также в 1 главе мы изучили историю термина «универсальные учебные действия» и их характеристику, были рассмотрены основные виды и функции универсальных учебных действий и значение лексики в курсе русского языка в начальной школе.
В содержании 2 главы: Методика работы по формированию предметных универсальных учебных действий при изучении раздела «Лексика» в начальной школе, нами была дана характеристика понятия «Лексика», проанализирован Уч.Метод.Комплекс «Школа России», рассмотрены особенности методов по формированию предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова в начальной школе, а также изучены типичные ошибки младших школьников при изучении лексики.
Таким образом, понятие лексика—означает совокупность слов, словарный состав того или иного языка.
Развивать речь детей – значит регулярно работать над ее содержанием, параллельно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, регулярно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным советского и российского педагога Михаила Ростиславовича Львова: « … до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников именно через эти уроки»
Известный ученый-методист Алексей Васильевич Текучев писал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»
Этапы словарной работы вы видите на экране
- семантизация слова;
- актуализация слова;
- использование слова в речи.
Существует такое понятие, как «прием семантизации слова», который понимается как превращение незнакомого звукокомплекса в слово – знак, иными словами, закрепление в понимании у учащихся звучания и значения в одно целое, т.е. слова.
Активизация словаря – одно из основных направлений словарной работы на уроках. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях.
С целью активизации словарного запаса работу можно представить в виде следующих основных этапов, представленных на экране.
В методической литературе разработаны различные приемы для изучения лексики в начальной школе. Как мы увидели, общими приемами, выделяемыми исследователями, являются объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова.
Методисты отмечают, что одно из важных условий усвоения лексического значения слова – это включение его в речь ученика.
Анализ программного материала по курсу «Русский» в УМК «Школа России» с точки зрения лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Также нами были изучены типичные ошибки младших школьников при изучении лексики и сделан вывод, что основные трудности, испытываемые школьниками при изучении раздела «Лексика»: это умение самостоятельно подбирать антонимы к предложенным словам, опознавать фразеологизмы, различать фразеологизмы и слова.
Подводя итоги, следует отметить, что, значение лексики в обучении русскому языку огромно, что видно из предшествующих глав. Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает комплексный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе.
Большое значение в обогащении лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Как мы выяснили, по мнению ученых-методистов, словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Изучению данного вопроса посвятили свои труды такие ученые прошлого и настоящего, как Федор Иванович Буслаев, К.Д. Ушинский, Дмитрий Иванович Тихомиров, Алексей Васильевич Текучев, Михаил Ростиславович Львов, Л.К. Петр Семенович Тоцкий и многие другие. Они доказали, что словарная работа на уроках русского языка должна являться неотъемлемой частью школьной программы и обязательно носить системный и постоянный характер.
В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы посредством разработки конспектов для формирования предметных универсальных учебных действий в процессе работы с семантикой слова на уроках русского языка в начальной школе.
Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы!