ПК 4.3.
материал

Ахтямова Милена Даниловна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектных технологий в начальной школе

Слайд 2

Проектные технологии в начальной школе . В наше время проектная деятельность все больше привлекает внимание отечественных педагогов, как одна из активных форм развития познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, практически мыслить. Проектная технология в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой. Ребенку удается проявлять инициативу, самостоятельность и творчество.

Слайд 3

Проектные технологии в начальной школе. Актуальность их использования Проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, которая включает ценностно-ориентированную, преобразующую, творческую и практическую деятельность. Проектная деятельность – это такая деятельность, при которой под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе обучения. Проектирование в образовании - это процесс создания новых форм сообщества педагогов, учеников, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.

Слайд 4

Метод проектов. Теоретическая основа В основе метода лежит идея осуществления обучения на активной основе через самостоятельную и практическую деятельность учащихся с учетом их личностных интересов. По определению Е.С. Полата , метод проектов есть тем методом, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, с одной стороны - использование разных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из разных областей науки, технологии.

Слайд 5

Организация проектной деятельности учащихся Проектная деятельность позволяет учащимся: - изучать не только средства, но и способы конкретной деятельности; - развивать познавательные навыки учащихся и умение самостоятельно конструировать свои знания; - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве; - организовать содержательное проведение внеурочного времени; - осознавать где и каким образом она может быть использована на практике . Выполнение ученических проектов – это сложная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя . Позиция учителя во время реализации метода проектов на практике переходит из носителя готовых знаний к перевоплощению в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся.

Слайд 6

Что такое метод проектов? Метод проектов означает способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, что предполагает определение потребностей человека, проектирования продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление или предоставление услуг, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров, он развивает у школьников способность постоянно и самостоятельно овладеть новыми видами работы. Метод проектов на сегодня – один из наиболее распространенных видов исследовательской работы школьников. В школьном образовании проектный метод рассматривается как альтернатива классно-урочной системы.

Слайд 7

Организация проектной деятельности учащихся. 3 этапа: Подготовительный Практико-исполнительный Заключительный Основные этапы работы.

Слайд 8

Реализация проекта Система последовательных действий исполнителей и руководителя проекта дает возможность организовать проектную деятельность в условиях современной школы. Таким образом, проект – это пять «П»: проблема проектирование (планирование) поиск (информации) продукт презентация . Шестое «П» - это портфолио (проектная папка)

Слайд 9

Классификация проектов: По методу или виду деятельности, доминирующей в проекте Исследовательские, творческие, приключенческие, практико-ориентированные, информационные, ролевые игры. По виду координации проекта Непосредственный (гибкий, жесткий); скрытый. По характеру контактов Внутренний (локальный); региональный, международный. По количеству участников Персональный, парный, групповой. По времени проведения Краткосрочный, долгосрочный, эпизодический. По содержательному аспекту проекта Литературный, естественно - научный, экологический, языковой (лингвистический), культурологический (краеведческий), ролевые игры, спортивный, географический, исторический, музыкальный.

Слайд 10

Специфика педагогического руководства проектной деятельностью учащихся Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и использованию полученных знаний на практике. Таким образом, учитель имеет несколько ролей, которые нужно «прожить» педагогу во время реализации проекта

Слайд 11

Выводы Учащимся начальной школы интересна проектная деятельность. Во время работы над проектами они проявляют активность в добывании, получении и обработке информации, задействуют свой творческий потенциал на протяжении проекта, а в особенности в оформление конечного результата своей деятельности и получении продукта деятельности, вносят творческие предложения, много рисуют, участвуют в ролевых играх, сценических постановках. Учащиеся приобретают и отшлифовывают умения и навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и другими субъектами, участвующими в данном проекте, формируют умение отстаивать собственное мнение, согласовывать его с членами группы; прислушиваться к мнению руководителя проекта и его участников, развивать не только свою речь, но и речь своего тела ( контактирование глазами, доброжелательная улыбка, кивок).

Слайд 12

Учащиеся серьёзно относятся к работе в проекте. Особую ответственность дети испытывают при проведении соцопросов, интервью, анкетирования, обработке полученных данных при исследованиях данного типа, ответственно относятся к составлению вопросов для исследований. Проектная деятельность готовит детей к жизни в социуме, воспитывает ответственность, развивает творческие способности, критическое мышление, способствует всестороннему развитию личности, коммуникативных способностей. Сегодня является очевидным то, что реализовать принципы личностно- орентированного воспитания и обучения при традиционных подходах невозможно. Для включения каждого учение в активный познавательный и поисковый процесс, который используется на практике полученных знаний. Должна быть создана адекватная учебно-воспитательная среда, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к разным источникам информации, общения со сверстниками, совместная работа во время решения разных жизненных и важных проблем. Наиболее перспективным в этом отношении является метод проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л. Рубинштейн

Слайд 3

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)

Слайд 4

Проблемное обучение целесообразно применять: - когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий - когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу

Слайд 5

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 1. Проблемное изложение знаний. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. Исследовательский метод обучения. (1900 - 1991)

Слайд 6

И.Я. Лернер (1917-1996) И.Я. Лернер - активный исследователь в области проблемного обучения

Слайд 7

Цель применения технологии проблемного обучения : научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Задачи: 1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. 2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. 3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Слайд 8

Приемы создания проблемных ситуаций. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций; Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. Определить проблемные теоретические и практические задания; Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Слайд 9

Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; Нацелена на формирование универсальных учебных действий; Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллективная система обучения по В.К. Дьяченко

Слайд 2

Обучение по В.К. Дьяченко общение обучающих обучаемых КСО – организация обучения, при которой оно осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Слайд 3

А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют форму динамических (меняющихся) пар , в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Слайд 4

Основные формы развития КСО: КСО-"здоровьесохраняющая" технология; КСО-интеллектуально развивающая технология; КСО-технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода; КСО-технология гуманного обучения; КСО-технология демократического способа обучения по способностям; КСО-технология самообучения и самоуправления;

Слайд 5

Целевое назначение: повышение успеваемости всех учащихся и ускорение темпов продвижения; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и за других; развитие речи и мышления; формирование навыков самообразования, культуры умственного и учебного труда.

Слайд 6

В.К. Дьяченко выделяет следующие ПРИНЦИПЫ КСО: – непрерывность передачи знаний друг другу; – сотрудничество и взаимопомощь; – разнообразие тем и заданий; – обучение по способностям; – педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий; – ориентация на конечный результат

Слайд 7

Перед учителем стоит задача, как правильно сформировать группу. контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. - организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе; - осуществляет мотивационное управление учением школьников; - создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку; -демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности; - откровенно высказывает собственную позицию.

Слайд 8

Домашние задания непрерывны , каждый выполняет свою норму, которую определяет себе сам. Каждый может взять индивидуальное задание по теме, чтобы научиться решать задачи на желательном для себя уровне. Перед контрольной работой проводится урок-зачёт: классический тест, компьютерное тестирование, программированный контроль.

Слайд 9

На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив.

Слайд 10

“ общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества”. В.К. Дьяченко