ПК 4.3.
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya_.docx | 21.43 КБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 23.73 КБ |
tehnologiya_problemnogo_dialogichesklogo_obucheniya.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- - отсутствие назидательности и авторитарности;
- - элементы индивидуализации обучения;
- - наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
- - интерес к учебе, желание идти на занятия;
- - наличие физкультминуток;
- - наличие гигиенического контроля.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологий:
- снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
- учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе
Фрагмент урока по русскому языку «Школа России» 2 класс
Тема: «Что такое местоимение?»
Динамическая пауза | 17:20-17:21 | - Руки подняли и покачали - Это рябина в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо сядут покажем - Крылья сложим назад. | Выполнение упражнения | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
Фрагмент урока по математике «Школа России» 2 класс
Тема: «Деление числа 2 и на 2»
Динамическая пауза | 2 мин. | - Настало время немножко размяться. Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, раз-два-три. Ножками потопали, раз-два-три. И еще потопали и дружней похлопали. Сели, встали, и друг друга не задели, Мы немножко отдохнем и опять считать начнем. | Выполняют двигательные упражнения | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
Фрагмент урока по окружающему миру «Школа России» 2 класс
Тема: «Водные богатства».
Динамическая пауза | 1 мин. | Ребята, встаньте, проведем физкультминутку. Не раз – поднимает руки класс. На два – завертелась голова. Три – в ладоши 3 хлопка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Присаживайтесь! | Выполняют двигательные упражнения | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного обучения
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Фрагмент урока по литературному чтению «Школа России» 2 класс
Тема: «Стихи В. Берестова»
V. Первичное закрепление во внешней речи. Практич.: первичное чтение учителя. Словес.: учебный диалог Практич.: выборочное чтение. Практич. чтение учащихся. Практич.: первичное чтение учителя. Практич.: чтение учащихся. | 10 мин. | - А теперь мы с вами прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый». Учебник пока не открывайте. Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь? -Давайте проверим наше предположения. Откройте в учебнике стр. 150. (Читает первое четверостишие.) -«Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Смотрю на встречу мой знакомый Бежит по снегу босиком…» -Хотите ли вы о чем- нибудь спросить автора? Читает второе четверостишие. -«… И вот мы радости не прячем. Мы – неразлучные друзья. Визжим, и прыгаем, и скачем, То он, то я, то он, то я…» -Узнали вы уже что- то о друзьях? Открылся ли вам секрет? Читает третье четверостишие. -«…Объятья, шутки, разговоры. – Ну, как живёшь? Ну, как дела? – Вдруг видим, кошка вдоль забора, Как тень на цыпочках прошла….» -Какие вопросы возникли сейчас? - Читает четвертое четверостишие. -«… – Побудь со мной ещё немного! –Но я его не удержал. – Гав! Гав! – сказал знакомый строго, Махнул хвостом и убежал…» -Кем оказался знакомый мальчишка? -Ожидаемым ли был такой конец стихотворения? -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение? Сейчас, мы с вами прочитаем стихотворение на стр. 151. - Прочитайте название стихотворения. - Как вы думаете, о чём или о ком будет это стихотворение? - Давайте проверим наши предположения и прочитаем его. Читает стихотворение «Возьмём с собой сушёных груш И двинемся в лесную глушь, Одни в далёкий путь. Я у Старкова за спиной, Спешит Красильников за мной. Назад не повернуть. Взлетают палки наши в лад, И наши лыжи в лад скользят. Всё дальше, дальше дом. Но мы — мужчины. И к тому ж У нас запас сушёных груш. И мы не пропадём.» -Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему? -Автор сочувствует героям или посмеивается над ними? -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение? Откройте стр. 152 прочитайте, пожалуйста, название стихотворения и предположите, о чём будет идти речь? - Прочитайте стихотворение самостоятельно. - О чем говорится в стихотворении? - Чем машет кисточка? - Что рисует девочка? - Ребята, а вы любите рисовать? -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение? |
Кто может бежать зимой босиком? Они неразлучные друзья. -Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто? Щенком.
-Путешественники. Предположения детей.
-Машет хвостом. -Куклу, девочку… Да/нет. |
VII. Включение в систему знаний. Словес.: вопрос – ответ Практич.: работа с загадками. Практич.: работа со словами – перевертышами. | 5 мин. | Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки. -Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. -Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. -Хоть я и не прачка, друзья, Стираю старательно я. -Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? -Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... . Все вы хорошо знаете учебные принадлежности. Молодцы ребята! Обратите внимание на слайд. Вам нужно расшифровать название стихотворения. «ЙЫМОКАНЗ» -Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение? -Мы с вами недавно прочитали данное стихотворение. Скажите-ка мне пожалуйста, о каком друге рассказывает автор в этом стихотворение? -Почему он убежал? - А теперь расшифруйте название этого стихотворения. «ИКИННЕВТСЕШЕТУП» -Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение? -О чем это стихотворение? «АКЧОТСИК» -А кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение? -О чем это стихотворение? - Выберите одно из стихотворений, которое больше всего вам понравилось, и прочитайте его выразительно. | Карандаш Книга резинка Линейка тетрадь Знакомый Путешественники кисточка |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. При системном использовании этой технологии будут хорошие результаты.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Педагогические действия:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной;
- здоровьесберегающей;
- носит общепедагогический характер.
Фрагмент урока по изобразительному искусству. Тема: «Весенний пейзаж» УМК «Школа России» 3 класс 2 часть.
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 2 мин. | - Чтобы узнать какая тема нашего урока, отгадайте загадку. - Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. - Правильно, ребята, это весна. - Как вы догадались? - Назовите мне весенние месяцы - Расскажите, какая весна? Назовите ее признаки. - Какие чувства вызывает пробуждение весны? (радость, хорошее настроение) - Почему говоря о весне, мы говорим «Весна-красна»? (все расцветает, приобретает яркие сочные цвета) - Какие есть цвета у весны? (яркие, солнечные) - Сформулируйте тему урока (весенний пейзаж) (слайд) | Отвечать на поставленные вопросы. (весна) (снег тает, погода теплее) (март, апрель, май) (теплая, светлая, птички поют, снег тает, распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, заканчивается спячка у животных). (все расцветает, приобретает яркие сочные цвета) Весенний пейзаж | П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами |
Фрагмент урока по окружающему миру. Тема: «Город на Неве» УМК «Школа России» 2 класс 2 часть.
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 5 мин | -Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. А знаете ли вы, куда мы отправимся? Я вам помогу в этом, но для этого вы должны справиться с заданием – это ключевое слово, которое подскажет вам маршрут нашего путешествия. -Отгадайте, о каком городе так говорят? 300 лет тому назад Был заложен этот град. В Невской дельте, средь болот. Здесь рождался русский флот. -Назовите тему нашего урока. - Обратите внимание на тему урока, почему на Неве? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? О чем бы вам хотелось узнать? -Ребята, а что такое достопримечательность? | О Санкт-Петербурге Город на Неве. Город стоит на реке Неве. это то, чем она примечательна и что ее отличает от других стран, например это могут быть здания, памятники, парки, интересные места. | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |