ПК 4.1.
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
3 класс
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся | ||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||
IV четверть | выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными; определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание; определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам; разбирать имена прилагательные по составу. Уточняют лексическое значение слов — имен прилагательных, в том числе прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов. Ставят вопросы к именам прилагательным в тексте. Выясняют зависимость имен прилагательных от имен существительных. Наблюдают за изменениями имен прилагательных по родам. Определяют род и число имен прилагательных в составе предложения и текста. Подбирают имена прилагательные (в том числе синонимы и антонимы) к именам сущ-ным. Обосновывают целесообразность выбора имен прилагательных в предложении. Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного. Определяют синтаксическую функцию имен прилагательных (второстепенный член предложения — определение). . | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Познавательные: осознавать познавательную задачу, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ языкового материала по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. | Имя прилагательное, его значение, связь сименем существительным в предложении исловосочетании; изменение именприлагательных по родам и числам; синтаксическая функция имениприлагательного — роль второстепенного члена предложения (определение); правописание окончаний имен прилагательных. Текст-описание; роль имен прилагательных в тексте-описании; научно-познавательный текст, его особенности. Составляют предложения с именами прилагательными, в том числе по схемам. Отгадывают загадки, пишут текст загадок и отгадки к ним. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты. Выясняют типы текстов (повествование или описание), озаглавливают их. Составляют текст-описание. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Передают содержание научно-познавательного текста по вопросам | |||||
131 | 05.04 | Изменение прилагательных по числам. | ||||||
132 | 06.04 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | ||||||
133 | 09.04 | Изложение по вопросам научно-познавательного характера. | составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению. | |||||
134 | 10.04 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | -находить в именах прилагательных орфограммы на безударные гласные в окончаниях | |||||
135 | 11.04 | Контрольный диктант №8 по теме « Имя прилагательное» | Контрольная работа | |||||
136 | 12.04 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова -находит ь в именах прилагательных орфограммы на безударные гласные в окончаниях. | |||||
ГЛАГОЛ. ( 25 Ч.) | ||||||||
137 | 13.04 | Глагол, его роль в языке. | определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; определять (устанавливать)глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук; различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?. характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам; Наблюдают за особенностями глагола как части речи. Определяют по вопросам и по значению глагол среди других частей речи. Уточняют лексическое значение слов-глаголов (многозначность, синонимы, антонимы). Наблюдают за изменениями глаголов по числам и временам. Определяют по вопросам и по значению формы числа и времени глаголов. Отличают форму настоящего времени от формы прошедшего времени по вопросу и суффиксу л в форме прошедшего времени. Узнают по вопросам неопределенную форму глагола. Изменяют глаголы по временам. Изменяют глаголы прошедшего времени по родам. Делают синтаксический разбор предложения, определяя роль глагола в предложении. Подбирают однокоренные слова. Определяют наличие орфограмм на безударный гласный, парные глухие и звонкие согласные в корне, безударные родовые окончания глагола (в прош. времени). Отличают предлог от приставки. | Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. . | Глагол как часть речи, его значение, глагольные вопросы; неопределенная форма глагола; изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов; изменение глаголов по родам в прошедшем времени; изменение глаголов по числам; роль глаголов в предложении. Правописание отрицательной частицы не с глаголами; правописание глаголов с приставками. Текст; структурные части текста-повествования; особенности текста-рассуждения. Речевой этикет. Жанр приглашение (письменное); структура текста-приглашения, особенности языковых средств. Диктант (79 слов) с грамматическими заданиями. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Передают содержание текста-повествования по вопросам и по плану. Озаглавливают текст. Передают содержание текста-повествования с элементами рассуждения по вопросам, используя синонимы и антонимы. Распознают в тексте значения многозначных слов. Знакомятся с текстом-рассуждением. Составляют Текст-рассуждение по данному началу. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Анализируют текст по наличию в нем слов с изученными орфограммами. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Оценивают собственный диктант. Составляют приглашение, используя изученные языковые средства (глаголы в определенных временных формах) | |||
138 | 16.04 | Роль глаголов в предложении. | ||||||
139 | 17.04 | Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы. | ||||||
140 | 18.04 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | ||||||
141 | 19.04 | Текст-рассуждение. | ||||||
142 | 20.04 | Изменение глагола по числам | ||||||
143 | 23.04 | Определение числа глаголов. | ||||||
144 | 24.04 | Изменение глаголов по числам. | ||||||
145 | 25.04 | Изложение. | Передают содержание прочитанного текста по плану. Составляют текст по картинке, по плану | |||||
146 | 26.04 | Работа над ошибками. Понятие о временных формах глагола. | разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила); устанавливать (называть) начальную форму глагола; разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять); определять форму числа, лица и времени глагола; | Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию; использовать её для решения учебно-познавательных задач; | ||||
147 | 27.04 | Упражнение в определении времени глагола. | ||||||
148 | 30.04 | Неопределённая форма глагола. | ||||||
149 | 02.05 | Изменение глагола по временам. | ||||||
150 | 03.05 | Употребление глаголов прошедшего времени | ||||||
151 | 04.05 | Правописание глаголов с приставками | ||||||
152 | 07.05 | Правописание частицы не с глаголами. | Личностные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по словарю; умение делать простые выводы на основе анализа и выделения, работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и речевых задач. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил Регулятивные: осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы. | |||||
153 | 08.05 | Обучающее изложение. | Передавать содержание прочитанного текста по плану. | |||||
154 | 10.05 | Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | |||||
155 | 11.05 | Правописание глаголов с приставками | устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени. | |||||
156 | 14.05 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Контрольная работа | |||||
157 | 15.05 | Работа над ошибками | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова -находить орфограммы на безударные гласные в окончаниях. | |||||
158 | 16.05 | Правописание частицы не с глаголами | устанавливать (называть) начальную форму глагола; разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять); определять форму числа, лица и времени глагола; изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова); | |||||
159 | 17.05 | Правописание частицы не с глаголами | ||||||
160 | 18.05 | Понятие о временных формах глагола. | ||||||
161 | 21.05 | Обобщение и систематизация знаний о частях речи. | ||||||
ПОВТОРЕНИЕ ( 9 Ч.) | ||||||||
162 | 22.05 | Итоговый контрольный диктант | выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации, характеризовать значимые части слова «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс») Сопоставляют разные языковые единицы: значимые части слова (морфемы), слова, словосочетания и предложения. Наблюдают и анализируют лексическое значение слов в текстах упражнений. Разбирают слова по составу. Подбирают однокоренные слова. Различают слова разных частей речи. Списывают тексты из учебника. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте. Объясняют (обосновывают) написание безударныхгласных, парных глухих и звонких и непроизносимых согласных в корне, твердого и мягкого разделительных знаков (ь и ъ). Анализируют допущенные ошибки. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложений. Составляют предложения из данных слов. Вспоминают признаки текста: тематическое единство, основная мысль, структура, связность, заглавие. Передают содержание повествовательного текста, составляют тексты разных типов по картинке, по вопросам, по плану. Озаглавливают тексты | Личностные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией. Регулятивные: Умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Регулятивные: высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания. Познавательные: использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их | Словосочетание и предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонационной окраске. Текст, его особенности; тема текста, основная мысль, типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Слово —основная единица языка, роль слова в предложении. Состав слова; значимые части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. | |||
163 | 23.05 | Работа над ошибками Правописание букв в корнях слов | ||||||
164 | 24.05 | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | ||||||
165 | 25.05 | Обобщение знаний о словах, предложениях. | ||||||
166 | 28.05 | Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. | ||||||
167 | 29.05 | Изложение повествовательного текста | ||||||
168 | 30.05 | Правописание слов с приставками, с разделительным ь и ъ. | ||||||
169 | 31.05 | Части речи | ||||||
170 | 31.05 | Части речи |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
Структура рабочей программы | Наличие (да, нет) |
1. Титульный лист рабочей учебной программы (РУП) | |
- Полное наименование образовательного учреждения (по Уставу) | Да |
- Где, когда, кем утверждена. | Нет |
- Наименование учебного предмета | Да |
- Указание на принадлежность РУП к ступени образования (начальная школа, или I ступень, или 1 – 4 классы). | Да |
- Срок реализации учебной программы (с… по….. гг.) | Да |
- Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РУП. | Да |
2. Пояснительная записка (информация с 1 по 4 класс) | |
- Цели предмета | Да |
- Задачи предмета | Да |
- Технологии (формы уроков) | Да |
- Внеурочная деятельность по предмету | Да |
- Виды и формы промежуточного и итогового контроля | Да |
3. Общая характеристик учебного предмета | |
-в соответствии с ФГОС НОО | Да |
4. Описание места учебного предмета в учебном плане | |
- количество часов в год | Да |
- Количество часов в неделю | Да |
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
6. УУД освоения учебного предмета | Да |
7. Содержание учебного предмета | Да |
8. Требования к уровню подготовки. | Да |
9. Тематическое планирование с определением основных видов УУД | Да |
10. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. | Да |
Вывод: Данная программа разработана на основе ФГОС НОО. Все структурные компоненты присутствуют и находятся в правильном расположении, кроме где, когда и кем утверждена. Оформление рабочей программа соответствует требованиям к данному виду учебной документации.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4» г. Коркино
«Согласовано» Руководитель МО ________ Янбахтова С.П. Протокол № ___ от «____»____________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «ООШ № 4» __________Казымова Н.И. «____»____________2018 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «ООШ № 4» _____________ Гамова З.Г. Приказ № ______ от «___»__________2018 г. |
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ЧИТАТЕЛИ»
общеинтеллектуальное направление
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
Протокол № ____ от «_____» __________ 2018 г.
2018 -2019 учебный год
Нормативно-правовая база.
Федеральный уровень:
- Инструктивно-методическое письмо МинОбр науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651 « Об особенностях организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных образованиях
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея- тельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организа-ции обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организа-ции обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования // http://fgosreestr.ru/
Региональный уровень
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ» www.ipk74.ru
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
Школьный уровень:
- Приказ об утверждении "Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МОУ "ООШ № 4" г. Коркино" от 28.08.2017 г. № 3.
- Приказ об утверждении «Рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых в 2017-2018 учебном году" от 12.09.2017 г. № 5
- «Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «ООШ №4» г.Коркино
- Учебный план МКОУ «ООШ № 4» г. Коркино на 2018 - 2019 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные читатели» разработана на основе Федерального государственного стандарта общего начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования.
Программа «Юные читатели» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели программы:
- Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- Формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Преемственность программы с курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Методические принципы:
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
- Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
- Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
- "раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
- Чтение произведения по ролям;
- Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
- Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
- Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
- Тексты разнообразны по содержанию.
- Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
- Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Мини-сочинения
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Место программы в учебном плане:
- Программа рассчитана на детей 7-11 лет на 4 года обучения. В 1классе - 66 часов, во 2-4 классах по 68 часов. Общая продолжительность обучения составляет 270 часов.
- Занятия проводятся в течение учебного года два раза в неделю 35 минут (в 1-2 классах) и 40 минут в 3-4 классах.
Содержание программы
История книги. Библиотеки.
Сказки народов мира
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку абонемент и читальный нал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работал: ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные).
Сравнение сказок с загадками. Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом - составление выставки книг.
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Дети — герои книг
Книги о детях
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчик книг.
Книги о детях войны
Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Ценностные ориентиры
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовавши:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Универсальные учебные действия:
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Где живут книги? Знакомство со школьной библиотекой. | 2 ч |
3-4 | В гости к алфавиту. | 2 ч |
5-6 | Устное народное творчество. Игры, песенки . | 2 ч |
7-8 | Устное народное творчество. Загадки. | 2 ч |
9-10 | Устное народное творчество. Веселые скороговорки, считалки. | 2 ч |
11-12 | Устное народное творчество. Сказки | 2 ч |
13-14 | Поляна сказок «Репка» | 2 ч |
15-16 | Сказки о животных. | 2 ч |
17-18 | Групповая творческая работа. Герои сказок в рисунках. | 2 ч |
19-20 | Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок» | 2 ч |
21-22 | Белорусская сказка «Легкий хлеб» | 2 ч |
23-24 | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | 2 ч |
25-26 | Братья Гримм «Золотой гусь» | 2 ч |
27-28 | Шарль Перро «Спящая красавица» | 2 ч |
29-30 | «Здравствуй, гостья Зима» | 2 ч |
31-32 | Стихи о зиме | 2 ч |
33-34 | Творческий проект- праздник «Говорящая азбука» | 2 ч |
35-36 | Рассказы о природе. | 2 ч |
37-38 | Ребятам о зверятах. | 2 ч |
39-40 | Мой любимый питомец. Составление текста-описания. | 2 ч |
41-42 | «Наша армия родная»- произведения о защитниках Отечества | 2 ч |
43-44 | Моя любимая игрушка. Составление текста-описания | 2 ч |
45-46 | Стихи о любимой мамочке. | 2 ч |
47-48 | Стихи о детях. А.Л. Барто. | 2 ч |
49-50 | Конкурс чтецов. | 2 ч |
51-52 | «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова | 2 ч |
53-54 | И снова в сказку... Читаем сказки К.И.Чуковского | 2 ч |
55-56 | Рассказы о детях. | 2 ч |
57-58 | Стихи С.Я. Маршака.. | 2 ч |
59-60 | Чтение рассказов о героях | 2 ч |
61-62 | Викторина «Любимые произведения» | 2 ч |
63-64 | Викторина «По дорогам сказок» | 2 ч |
65-66 | Итоговое занятие в библиотеке. Летнее чтение | 2 ч |
ИТОГО: | 66 часов |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 2 ч |
3-4 | Русские народные сказки | 2 ч |
5-6 | Сказки А. С. Пушкина | 2 ч |
7-8 | Сказки русских писателей | 2 ч |
9-10 | Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К. Ушинского | 2 ч |
11-12 | Стихи русских поэтов об осени | 2 ч |
13-14 | Рассказы о животных В. Бианки, Чарушина | 2 ч |
15-16 | «Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов. | 2 ч |
17-18 | Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова | 2 ч |
19-20 | Сказки и стихи К. Чуковского | 2 ч |
21-22 | Рассказы и сказки Н. Носова | 2 ч |
23-24 | Стихи русских поэтов о зиме | 2 ч |
25-26 | Современные детские журналы | 2 ч |
27-28 | «Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники | 2 ч |
29-30 | Комиксы | 2 ч |
31-32 | Все-все-все Алана Милна | 2 ч |
33-34 | Творчество Э. Успенского | 2 ч |
35-36 | Творчество Г. Остера | 2 ч |
37-38 | Рассказы В. Драгунского | 2 ч |
39-40 | Сказки разных народов | 2 ч |
41-42 | Зарубежный фольклор | 2 ч |
43-44 | Богатырские сказки | 2 ч |
45-46 | Твои защитники | 2 ч |
47-48 | Стихи о весне | 2 ч |
49-50 | Мама - главное слово | 2 ч |
51-52 | Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перо | 2 ч |
53-54 | Сказки Г. Х. Андерсена | 2 ч |
55-56 | Сказки братьев Гримм | 2 ч |
57-58 | Забавные сказки Р. Киплинга | 2 ч |
59-60 | Д. Родари «Приключения Чипполино.» | 2 ч |
61-62 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» | 2 ч |
63-64 | Обобщающий урок по литературным сказкам. | 2 ч |
65-66 | Сочинение «Моя любимая книга». | 2 ч |
67-68 | Обобщающий урок. Читательская конференция. | 2 ч |
ИТОГО: | 68 часов |
3 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Книги, прочитанные летом | 2 ч |
3 | Из чего состоит книга | 1 ч |
4 | Книги-сборники былин и легенд | 1 ч |
5 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | 1 ч |
6 | Наш кинозал. Просмотр мультфильма «Сивка-бурка» | 1 ч |
7 | Волшебный мир сказок А.С.Пушкина | 1 ч |
8 | Наш кинозал. Мультфильм «Сказка о золотом петушке» | 1 ч |
9 | История басни. Басни Эзопа и И.Крылова | 1 ч |
10 | Герои басен И. А. Крылова. Инсценирование басен | 1 ч |
11 | Книги-сборники. Урок поэзии | 1 ч |
12 | Стихотворения русских поэтов Ф.Тютчева, А. Фета, А. Майкова | 1 ч |
13 | Книги Л. Н. Толстого для детей | 1 ч |
14 | Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок | 1 ч |
15 | Рассказы о животных.Книги В. Чаплиной | 1 ч |
16 | Книги В. Чаплиной | 1 ч |
17-18 | Рассказы о животных Н. Сладкова, В. Бианки, Э.Шима | 2 ч |
19-20 | Книги-сборники произведений о детях | 2 ч |
21-22 | Рассказы о животных А.И. Куприна | 2 ч |
23 | Каталог. Каталожная карточка | 1 ч |
24 | «Литературная карусель» - викторина по прочитанным книгам | 1 ч |
25 | Библиотечный час «День неизвестного солдата» | 1 ч |
26 | С. А. Алексеев «Сто рассказов о войне» | 1 ч |
27 | Устный журнал «День героев России» | 1 ч |
28 | Сборник «50 подвигов героев-южноуральцев» | 1 ч |
29-30 | Волшебный мир сказок | 2 ч |
31 | Библиотечный час «Как встречают Новый год в разных странах» | 1 ч |
32 | Урок-утренник «Здравствуй, Новый год!» | 1 ч |
33-34 | Рождественские чтения. Л. Чарская «Роза Христа» | 2 ч |
35-36 | Э.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» | 2 ч |
37-38 | Наш кинозал. Мультфильм «Щелкунчик» | 2 ч |
39-40 | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 2 ч |
41-42 | Г. Ильина «Четвертая высота» | 2 ч |
43-44 | Поэтический конкурс «О мужестве, о доблести, о славе» | 2 ч |
45-46 | Л. Воронкова «Девочка из города» | 2 ч |
47-48 | Наш кинозал «Девочка из города» | 2 ч |
49-50 | Рассказы А. П. Гайдара | 2 ч |
51-52 | А. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена» | 2 ч |
53-54 | Урок-праздник «Всё наоборот» | 2 ч |
55-56 | Мой Урал. Стихотворения уральских поэтов | 2 ч |
57-58 | Мифы, легенды, предания об Урале | 2 ч |
59-60 | П. Бажов. «Уральские сказы» | 2 ч |
61-62 | Произведения А. Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата». | 2 ч |
63-64 | Устный журнал «Дети - герои Великой Отечественной войны». | 2 ч |
65-66 | «Папа, мама, я –читающая семья». | 2 ч |
67 | Любимые книги – любимые писатели | 1 ч |
68 | «О чём мы будем читать летом?» | 1 ч |
ВСЕГО: | 68 часов |
4 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку | 2 ч |
3 | Книга. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 1 ч |
4 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 1 ч |
5 | Книги. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 1 ч |
6 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | 1 ч |
7-8 | Книга-сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». | 2 ч |
9-10 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | 2 ч |
11-12 | «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии | 2 ч |
13-14 | О чём рассказывают журналы? | 2 ч |
15-16 | «Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях | 2 ч |
17-18 | «Из истории нашей Родины». События и люди, оставшиеся в памяти народа на века. | 2 ч |
19-20 | Мир детства в рассказах А. П. Чехова | 2 ч |
21- 22 | Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ? | 2 ч |
23 - 24 | «В путь, друзья!» Путешествия и путешественники, настоящие и вымышленные | 2 ч |
25-26 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Книги о путешествиях и путешественниках | 2 ч |
27 - 28 | «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей | 2 ч |
29-30 | «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. | 2 ч |
31-31 | «От благодарных читателей» | 2 ч |
33-34 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 2 ч |
35-36 | Книги со сказками русских писателей-классиков. | 2 ч |
37-38 | Сказка сказок П.Ершова «Конек-Горбунок» | 2 ч |
39-40 | Литературные сказки зарубежных писателей (братья Гримм, Г.Х.Андерсен и др.) | 2 ч |
41-42 | «Вильгельм Телль». Средневековая швейцарская легенда. | 2 ч |
43-44 | Д.Родари. «Сказки по телефону», «Эти бедные привидения», «Джельсомино в стране лгунов» | 2 ч |
45-46 | Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | 2 ч |
47-48 | Современные писатели – детям. Л.Гераскина. «В стране невыученных уроков», «Волшебное происшествие». | 2 ч |
49-50 | «Идущий впереди!» Книги А.Гайдара | 2 ч |
51-52 | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара | 2 ч |
53-54 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | 2 ч |
55-56 | Мой Урал. Стихотворения уральских поэтов | 2 ч |
57-58 | Мифы, легенды, предания об Урале | 2 ч |
59-60 | П. Бажов. «Уральские сказы» | 2 ч |
61-62 | В мире фантазий. К.Булычев «Путешествие Алисы». | 2 ч |
63-64 | Е. Велтистов. «Миллион и один день каникул». | 2 ч |
65-66 | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 2 ч |
67-68 | Викторина «По страницам любимых книг». | 2 ч |
ИТОГО: | 68 часов |
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Средства обучения:
- печатные пособия (электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (классическая музыка, презентации, образовательные видеофильмы, мультимедийные игры, тренажеры и т.п.);
- наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.п.);
- учебные приборы (альбом, линейка и т.д.).
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Учебные и методические пособия:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.
- Примерная программа внеурочной деятельности «В мире книг» Л. А. Ефросинина М: Вента – Граф,2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
- Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school- coHection.edu.ru
2. КМ-школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы. - Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : http://nsc.lseptem ber. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
6. Начальная школа - детям, родителям, учителям. - Режим доступа : http:www.Nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. - Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». - Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. - Режим доступа : http://www. skazochki.narod.ru/index_flash.html
11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. - Режим доступа : http://www.int-edu.ni