ПК 4.1.
методическая разработка
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematichesko_plpnirovanie_russkiy_yazyk_1_klass_4_chetvert.docx | 27.78 КБ |
umk_shkola_rossii.ppt | 991.5 КБ |
perspektivnaya_nachalnaya_shkola.pptx | 1.52 МБ |
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_bumagoplastika.docx | 60.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2018-2019 учебного года
Челябинск, 2019
Дата | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
02.04 | Деление слов на слоги. УОНЗ | Применение правил правописания: перенос слов | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Уметь переносить слова Применять правило правописания | Проверка в парах с экрана Вопросы Индивидуальные карточки |
03.04 | Правило переноса слов. УОНЗ | Применение правил правописания: перенос слов | П: освоение новых понятий К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | Уметь переносить слова Применять правило правописания | Проверка с доски В парах другу друга Чтение вслух |
04.04 | Ударный и безударный слог УР | Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения. | Правильно произносить звуки и сочетание звуков. | Карточки по вариантам Вопросы |
08.04 | Ударный и безударный слог УР | Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства выразительности письменной речи; использование в речи синонимов и антонимов. | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Создавать текст Использовать правильно в речи синонимы и антонимы. | Устные ответы Взаимоконтроль |
09.04 | Звуки и буквы. УОНЗ | Различение звуков и букв. | П: овладение учебными действиями с языковыми единицами. | Различать звуки и буквы | Взаимоконтроль Проверка с доски |
10.01 | Русский алфавит, или Азбука. УОНЗ | Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. | П: овладение учебными действиями с языковыми единицами. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Знать алфавит Правильно называть букв Знать их последовательность | Карточки по вариантам Проверка в парах |
11.04 | Русский алфавит, или Азбука. УР | Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Умение работать со словарями | Устные ответы Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Индивидуальные карточки |
12.04 | Гласные звуки. УОНЗ | Буквы, обозначающие гласные звуки. Различение гласных и согласных звуков. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Различать гласные и согласные звуки | Проверка с экрана Карточки |
15.04 | Буквы е ,ё, ю, я и их функции в слове..УОНЗ | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными е, ё, я, ю | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слов. | Карточки Самопроверка |
16.04 | Развитие речи УОНЗ | Составление развернутого ответа на вопрос. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Составлять развернутый ответ на вопрос. | Проверка с доски В парах друг у друга |
17.04 | Ударные и безударные гласные звуки.УОНЗ | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Карточки по вариантам Устные ответы | ||
18.04 | Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. УР | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Уметь находить с словах ударные и безударные гласные звуки | Вопросы Взаимоконтроль | |
19.04 | Ударные и безударные гласные звуки. УР | Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения. | Уметь находить с словах ударные и безударные гласные звуки | Устные ответы Вопросы |
22.04 | Развитие речи УРК | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения. | Составлять рассказ по рисунку | Устные ответы Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Индивидуальные карточки |
23.04 | Развитие речи УРК | Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Вопросы | |
24.04 | Согласные звуки. УОНЗ | Различение гласных и согласных звуков. Применение правил правописания: слова с удвоенными согласными. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Различать гласные и согласные звуки Знать правило правописания слова с удвоенными согласными | Читает один ученик, остальные дополняют или убирают. |
25.04 | Слова с удвоенными согласными.УОНЗ | Различение гласных и согласных звуков. Применение правил правописания: слова с удвоенными согласными | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Различать гласные и согласные звуки Знать правило правописания слова с удвоенными согласными | Парная работа взаимоконтроль |
26.04 | Буквы И,Й. Слова со звуком[й ] и буквой « и краткое»УОНЗ | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Самостоятельная работа Карточки | ||
29.04 | Развитие речи УРК | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Смысловое единство предложений в тексте. Последовательность предложений в тексте. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений. Знать последовательность предложений в тексте. | Взаимоконтроль Карточки |
30.04 | Твердые и мягкие согласные звуки. УОНЗ | Различение мягких и твердых согласных звуков. | К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Различать мягкие и твердые согласные звуки. | Устные ответы Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Индивидуальные карточки |
6.05 | Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. УОНЗ | Словарный диктант. | Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Взаимоконтроль Карточки | |
7.05 | Твердые и мягкие согласные звуки. УОНЗ | Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков. | Карточки по вариантам Устные ответы |
8.05 | Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. УОНЗ | Использование на письме буквы ь. | К.: умение полно и точно выражать своё мнение | Обозначать на письме букву ь. | Самостоятельная работа Карточки |
13.04 | Согласные звонкие и глухие.УОНЗ | Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по твердости- мягкости согласных звуков. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами | Различать звонкие и глухие звуки. Определять парные и непарные согласные звуки. | Проверка с доски В парах друг у друга |
14.04 | Согласные звонкие и глухие. УР | Различение звонких и глухих согласных звуков | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами | Различать звонкие и глухие согласные звуки. | Устные ответы Вопросы |
15.04 | Согласные звонкие и глухие. УР | Определение парных и непарных по звонкости- глухости согласных звуков. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. | Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. | Устные ответы Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Индивидуальные карточки |
16.04 | Согласные звонкие и глухие. УР | Различение звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | К.: умение полно и точно выражать своё мнение | Различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | Проверка с доски В парах друг у друга |
17.04 | Повторение изученного по теме : «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». УР | Фонетический разбор слова. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | Карточки по вариантам Устные ответы |
20.04 | Шипящие согласные звуки. УОНЗ | Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Применять правило правописания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | Взаимоконтроль Проверка с доски |
21.04 | Проект «Скороговорки» УОНЗ | Составление сборника « Веселые скороговорки» | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами | Устные ответы Вопросы | |
22.04 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. УОНЗ | Применение правил правописания слов с сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. | Применять правил оправописания слов с сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн | Проверка с доски В парах друг у друга |
23.04 | Применение правил правописания: УОНЗ | сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами | Применение правила сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | Устные ответы Самостоятельное выполнение упр.в учебнике Индивидуальные карточки |
24.04 | Повторение изученного по теме «Правописание слов с шипящими согласными» УР | Применение правил правописания слов с сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Применять правило правописания слов с сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением. | Карточки по вариантам Вопросы |
Критерии оценки календарно-тематического планирования
- Исходя из анализа календарно-тематического планирования, можно сказать, что все пункты разработаны на основе ФГОС НОО
- Все структурные элементы КТП выделены и соответствуют требованиям.
- Оформление календарно-тематического планирования (шрифт, размер, выравнивание, межстрочный интервал)
Полностью соответствуют требованиям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. Данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»
приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»
проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития: формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности; воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности; формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства; социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования) Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Межпредметные связи: 2 часть русского языка включает в себя ряд словарей для использования на всех предметах. Занятия в форме заседания клуба. Задания направлены на самостоятельную деятельность ученика.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей: Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык « Favourite » (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №148 г. Челябинска»
Согласовано
Зам. директора по ВР
___________________
« »____________ 2018г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Бумагопластика»
Челябинск, 2018
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский).
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещѐ и тем, что данный материал даѐт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребѐнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учѐтом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе. Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Эти программы, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
«Бумагопластика» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Программа рассчитана на 1 год для детей 7-11 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито.
Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.
Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы:
- расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.
Обучающие задачи
• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
• Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности
Развивающие задачи
• Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
• Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
• Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Воспитательные задачи
• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
А также различные методы обучения (в основе которых лежит способ организации занятия):
- -словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- -наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
- -практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей:
- -объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- -репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- -частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Бумагопластика», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Средства обучения:
- методические пособия и книги по оригами;
- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;
- инструменты, материалы и принадлежности
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Учебно-тематический план программы дополнительного художественного образования детей, кружка «Бумагопластика»
Курс рассчитан на 1 час в неделю, в течение 35 учебных недель.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | Формы организации учащихся | ||
теоретическое | практическое | |||||
I. | Модульное оригами. | 21 | 5 | 16 | ||
1. | История развития техники оригами. Знакомство с оригами (Презентация №1) Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. | 1 | 1 | - | Путешествие. Дискуссия. | |
2. | Инструменты и материалы. Волшебные свойства бумаги (опыты). Правила техники безопасности с ножницами и клеем. | 1 | 1 | - | Сказка. Беседа. Закрепление –тестирование. | |
3. | Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовые формы оригами. | 2 | 1 | 1 | Взаимообучение. Закрепление – обмен информацией в парах, выставление отметок. | |
4. | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиция «Лесная полянка»: ёлочка, грибок, зайчик, лисичка, мишка (Презентации № 2,3,4) | 2 | 1 | 1 | Творческая лаборатория. | |
5. | Композиция «Аквариум: 3 вида рыб в разных техниках». | 1 | - | 1 | Фантазия. | |
6. | Композиция «На болоте: 2 вида лягушек (базовые формы - треугольник, палатка)». | 2 | 1 | 1 | Практическая самостоятельная работа. | |
7. | Композиция «Щенок на коврике» | 1 | - | 1 | Мастер класс. | |
8. | Композиция «Лебеди и гуси». Лебеди - базовая форма палатка и воздушный змей (2 вида), гуси - базовая форма воздушный змей. | 1 | - | 1 | Смотр знаний. | |
9. | Композиция «Ослик и слон» (Базовая форма – воздушный змей с элементами вырезывания). Презентация № 5 | 1 | - | 1 | Спектакль (инсценировка) | |
10. | Композиция «Кенгуру с жирафом» (Базовая форма – воздушный змей с элементами вырезывания). | 1 | - | 1 | Развивающие. | |
11 | Знакомство с базовой формой –рыба. Композиция «Пингвины» | 1 | - | 1 | Мультимедиа | |
12. | Композиция «Котенок». Презентация №6 | 1 | - | 1 | Практикум. | |
13. | Сказочка «Квадрат». | 1 | - | 1 | Мультимедиа. | |
14. | Поделки: «Пароход», «Подводная лодка» | 1 | - | 1 | Фантазия. | |
15. | Изготовления фигурок птиц: композиция «Птицы на дереве» (голубь - Б/Ф. –квадрат, воздушный змей, сова - Б/Ф -воздушный змей, ворона- Б/Ф -воздушный змей ) | 1 | - | 1 | Конкурс знаний, умений и творчества. | |
16. | Композиция «Петушок и курочки» (Б/Ф воздушный змей и квадрат) | 1 | - | 1 | Комбинированный. | |
17. | Композиция «Незнайка». | 1 | - | 1 | Мультимедиа. | |
18. | Выставка творческих работ | 1 | - | 1 | Выставка. | |
II. | Аппликация | 12 | 1 | 11 | ||
19. | История возникновения техники аппликации. | 1 | 1 | - | Обзорная конференция. | |
20. | Аппликации в технике «бумажный комочек»: гриб, цыпленок, овечка. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. | |
21. | Объѐмная аппликация с креплением деталей на специальных подставках «Космос». | 1 | - | 1 | Интегрированный. | |
22. | Аппликация в технике «витая спираль»- «Во дворе» | 1 | - | 1 | Практическое занятие. | |
23. | Аппликации в технике «петли»: Ромашка, хризантема, лебедь, еловые ветви. | 1 | - | 1 | Семинар. | |
24. | Изготовление открыток к праздникам и валентинок (Презентация № 7) | 1 | - | 1 | Смотр знаний. | |
25. | Поделки из кулёчка в объёмной аппликации: шишки, георгин, ёжик, игольница «кувшинка». | 1 | - | 1 | Комбинированный. | |
26. | Полуобъёмные аппликации в технике лепестковые цветы: космея, розы. | 1 | - | 1 | Исследование. | |
27. | Аппликация «цветущая ветка». Аппликации в технике торцевания: одуванчик, снеговик. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. | |
28. | Аппликации в технике гофрировки: бабочки, цветы, рыбки. | 1 | - | 1 | Мастер класс. | |
29. | Аппликации в технике плетения: коврик для куклы, плетень | 1 | - | 1 | Развивающие. | |
30. | Выставка творческих работ | 1 | - | 1 | ||
III. | Объемное конструирование из бумаги. | 3 | - | 3 | ||
31. | Композиция «Корзина с тюльпанами». | 1 | - | 1 | Совершенствование. | |
32. | Композиция «Домик». | 1 | - | 1 | Творческие работы. | |
33. | Выставка творческих работ | 1 | - | 1 | Творческий отчет. | |
Итого: | 36 | 6 | 30 |
Содержание программы:
Тема 1. Модульное оригами - 21 час (5 часов теории, 16 часов практики).
История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «палатка», «рыба», «двойной квадрат». Виды модульного оригами на основе базовых форм с элементами аппликации. Композиции: «Лесная полянка», «Аквариум», «На болоте», «Щенок на коврике», «Лебеди и гуси», «Ослик и слон» , «Кенгуру с жирафом» , «Пингвины», «Котенок». «Птицы на дереве», «Петушок и курочки», «Краб». Поделки: «Пароход», «Подводная лодка».
Выставка творческих работ.
Тема 2. Аппликация - 12 часов (1час теории, 11 часов практики).
История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Техники выполнения аппликации: бумажный комочек, витая спираль, петли, кулѐчек, лепестковые цветы, торцевание, гофрировка, плетение. Изготовление открыток к праздникам и валентинок. Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.
Аппликации: «Гусеница», «Наша школа», «Гриб», «Цыпленок», «Овечка», «Космос»,
«Во дворе», «Ромашка», «Хризантема», «Лебедь», «Еловые ветви», «Шишки», « Георгин»,
« Ёжик», «Космея», «Розы», «Цветущая ветка», «Одуванчик», « Снеговик», «Бабочки»,
« Цветы», «Рыбки», « Коврик для куклы», «Плетень». Изготовление игольницы «кувшинка».
Выставка творческих работ.
Тема 3. Объемное конструирование из бумаги – 3часа (3 часа практики).
Материалы и инструменты. Приемы работы. Способы крепления деталей: щелевой замок в поделке «Бумажный пингвин с прорезями», скрепки, приклеивание в поделках «Сборные шары». Поделки из бумажных полос: улитка, петушок, кот, заяц, медведь, божья коровка, бабочка. Поделки из конусов: гриб, лягушка, ворона. Объѐмные композиции: «Корзина с тюльпанами». «Букет роз».
Выставка творческих работ.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -контроль своей деятельности при выполнении изделия; -оценивание совместно с учителем результатов своих действий; -формирование основ взаимодействия с окружающими; - различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.; Предметные: -соблюдение правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; -различие материалов и инструментов; определение необходимых материалов, инструментов и приспособления в зависимости от вида работы. | Планируемый воспитательный результат: - проявляют интерес к художественному искусству; - расширяют кругозор в мире искусства; - Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги. - имеют представление о ценностном отношении к прекрасному; -осознают необходимость самосовершенствования; - способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха; Планируемый воспитательный эффект: - ценностное отношение к творческому труду; - интерес к новому; - стремление к приобретению новых знаний и умений; - соблюдение норм и правил культуры труда. - уважительное отношение к труду; -Экспериментирование с бумагой.
- усвоение учебной цели и задачи; -способность анализировать объекты, выделять существенные признаки; -умение планировать свою деятельность; - осуществлять контроль и по способу действия. Планируемый воспитательный эффект: -самостоятельное суждение способов решения проблем творческого и поискового характера; -самостоятельная организация выполнения различных проектных и творческих работ; -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по общению; - активная жизненная позиция; - умение слушать собеседника; - потребность в общении со взрослыми и сверстниками . Планируемый воспитательный результат: -умение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства; -обучение конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой - уметь работать с разными материалами. -знать историю оригами -уметь выполнять оригами Планируемый эффект: -владение подбором материалов; - умение осмысливать проделанную работу; - планирование технологического процесса. | Входной тест Методика «Сфера интересов» О.И. Мотков Методика «Оцени себя» Выставка работ Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. А.Прихожан. Тест на сформированность основ художественной культуры. Выставка работ |
сентябрь сентябрь-октябрь Октябрь, декабрь, март, май ноябрь апрель -май
|
Материалы и инструменты необходимые для работы.
Материальное оснащение: цветная бумага, картон, салфетки, гофрированная бумага, клей.
Инструменты: ножницы; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей.
Оборудование: тканевые салфетки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, пайетки.
Демонстрационный материал: художественная литература, ИКТ, образцы изделий, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью бумагопластики.
Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.
Учебные пособия для учителя и ученика
- Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.
- С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
- Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
- Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»
- И. И. Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:
делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
- создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
- обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
- способствует
- активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
- оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.
Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.
Литература
1. maam.ru›detskijsad…yefektivnoe-sredstvo…detei.html
2. prodlenka.org›…obrazovanie…proekt-bumagoplastika…
3. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-tehnika-bumagoplastika.html
4. Васина Н. «Бумажные чудеса» Айрис пресс 2015г.
5. Гризик Т. И. «Умелые пальчики» Просвещение 2012г.
6. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
Методика исследования «Сфера интересов» автор О.И. Мотков
«Сфера интересов» автор О.И. Мотков
Учащиеся опрашиваются, свои оценки баллами вытавляют в бланк. Затем в таблицу по классу вносятся оценки 4 и 5 в графы с соответсвующими сферами. Подсчитывается процент по классу.
Процентный итог по классу выводится в сводную таблицу по школе.
Строятся графики, пишется аналитическая справка по форме.
Бланк для заполнения
Класс
ФИО | Не значима – 1
Мало значима – 2 Средне значима – 3 Значима – 4 Очень значима – 5 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 |
|
|
|
|
|
|
|
Порядок предъявления (зачитывания сфер)
- Телевидение, радио
- Общение в семье
- Учеба
- Спорт, занятия физической культурой
- Общение с противоположным полом
- Домашний труд
- Общение с педагогом, руководителем
- Музыка
- Бизнес
- Кино
- Коллектив класса, группы
- Одежда
- Самовоспитание личности
- Общение с друзьями
- Живопись, рисование, лепка
- Походы
- Экскурсии, краеведение
- Техническое творчество
- Общение с природой
- Чтение художественной литературы вне школьной программы
- Изготовление различных предметов своими руками
- Другие виды художественного творчества
- Ничегонеделание
Ключ к методике:
Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов, если значимость сферы равна или больше 4.
Интересы к трудоемким видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.
Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)
Общение- 2,5,7,14,19
Развлечения – 1,8,10, 12,20
Творческая деятельность – 15,16,18,21,22
Коллектив группы – 11
Организуемый взрослыми труд – 3,6
Самовоспитание – 13