ПК 4.4.
статья
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pedagogicheskih_umeniy_shkolnikov_v_rabote_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
(по материалам выпускной квалификационной работы)
Долгих Антон Александрович
Научный руководитель - Городцова Е.С., преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Профессии в мире развиваются с каждым днем, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [1].
Зародившееся в конце XIX - начале XX веков движение профессиональной ориентации отвечало потребностям самой жизни. В этот период времени исследованиями в области профориентации занимались многие учёные, такие как А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Мюнстерберг, Л. Термен.
Школьная профориентация имеет модель: «хочу» - будущая профессия должна нравиться, «могу» - соответствовать возможностям человека, «надо» - и должна быть востребованной в обществе.
В настоящее время профориентация отражена в работах Е.А. Климова, В.К. Дьяченко и др.
Особенность применения классификации Е.А. Климова в наше время состоит в том, что простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда или со сложным объектом труда.
Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Главным типом является «человек - человек» где все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Тот, кто выбирает специальность педагога, должен обладать педагогическими умениями, которые необходимы в профессии. Как правило, не все будут учителями, но каждый в будущем станет родителем. В роли родителя для каждого важно обладать педагогическими умениями, для полноценного воспитания своего ребенка.
Развитие педагогических умений осуществляется под влиянием биологического и социального факторов.
Под социальным фактором понимается окружающая среда, в которой ребенок находится, а в качестве биологического фактора развития умений выступают задатки.
Под задатками понимаются врожденные дифференцированные особенности, заключенные в строении мозга, т.е. морфологические, функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Способности же в свое время являются индивидуально-психологическими свойствами личности.
Не стоит забывать главного, что для развития педагогической личности важную роль играет взаимосвязь между умениями и способностями.
Умения и способности не тождественны, но они взаимосвязаны. Освоение знаний и умений предполагает наличие способностей, а формирование последних к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней знаний и умений.
Также учитель формирует профессиональную пригодность у учащихся, которая зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков).
Профессиональная пригодность - это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.
Для развития полноценной личности необходимо создавать условия для осознанного выбора профессии и развития педагогических умений [4].
Например, при самостоятельной работе. Она является одной из форм учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми индивидуальными особенностями. КСО также идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.
При помощи КСО ребенок получает возможность работать в коллективе, определять свое место в социальной среде, уметь высказывать и отстаивать свое мнение, проявлять свои индивидуальные способности.
Используя работу ученика-консультанта, где более сильные дети, подготавливают по предмету после уроков, помогают отстающим, при плохо усвоенной или пропущенной теме. Это помогает воспитывать у учащихся-консультантов ответственность, терпимость. Такие занятия также помогали некоторым ученикам почувствовать интерес к педагогической профессии.
Структура личности подразумевает под собой совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития [5]. Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста на основе природных задатков у некоторых из них начинают развиваться педагогические умения, которые могут проявиться у младших школьников в учебном процессе и при их присутствии, возможно, выявить интерес к профессиям типа «человек-человек» который обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагога на занятиях, при помощи проектной деятельности или работы ученика - консультанта, где осваиваются элементы организационной деятельности, и основными методами для выявления интереса к педагогической деятельности могут быть наблюдение за учениками, беседа с ними и анкетирование с целью получить точные данные по их заинтересованности и наличию необходимых умений и навыков в профессии педагога [2].
1 из главных составных формирования педагогических умений и интереса к профессии учителя является - профориентация, которая необходима для того чтобы учащиеся могли определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, для выбора педагогической профессии.
Для подтверждения выше сказанного, нами был проведен опрос педагогов ЧПК№1. В опросе приняло участие 10 человек. Цель нашего опроса состояла в том, чтобы узнать какие факторы повлияли на их выбор профессии. Мы получили следующие результаты (см. табл. 1.1).
Исследования доказывают, что выбор педагогической профессии ученики осуществляют еще в школьные годы, в начальной школе; при этом роль учителя в профессиональном выборе школьника велика. Именно он является примером подражания для учащегося.
С начальных классов педагог ориентирует детей на выбор профессии. Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе специальности сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, также с учетом его возможности работать в выбранной профессии, тем самым реализуя личные и общественные функции [3].
Таблица 1.1
Результаты анкетирования преподавателей колледжа
В каком возрасте выбрали профессию учителя? | В начальной школе 60% | В средней школе | После окончания школы |
Что повлияло на ваш выбор? | Классный руководитель | Родители | Любовь к детям |
Был ли опыт общения с детьми в школьные годы? | Да | Нет | |
Участвовали в общественной работе класса, школы? | 100 % |
На преддипломной практике мы предполагаем, что формирование педагогических умений у младших школьников, возможно, будет происходить более успешно, если целенаправленно организовывать профориентационную работу на профессию педагога в начальной школе и при помощи введения в учебно-воспитательный процесс блока классных часов и фрагментов уроков, направленных на формирование педагогических умений у учащихся 2 класса и интереса к профессии педагога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» – URL: http://base.garant.ru/136694/ (дата обращения 20.03.2017).
2. Рудько, К.С. Беседа как метод психолого – педагогического исследования / К.С. Рудько // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://econf.rae.ru/pdf/2014/11/3781.pdf (дата обращения 11.11.2017).
3. Бердюгина, Е.Д. Профориентационная работа в школе / Е.Д. Бердюгина // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://festival.1september.ru/articles/412720/ (дата обращения 03.04.2017).
4. Ерофеева, В. Общие основы педагогики: конспект лекций / В. Ерофеева // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://www.e-reading.club/chapter.php/98165/17/Erofeeva_ _Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html (дата обращения 10.03.2017).
5. Киселева, К. Психология / К. Киселева // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://www.psychologies.ru/glossary/11/lichnost/ (дата обращения 01.03.2017).