Обобщение опыта по теме: "Развитие познавательных способностей младших школьников"
статья
Обобщение опыта по теме: "Развитие познавательных способностей младших школьников."
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
«Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только выработать у обучающихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщенных способов действий и умений применять эти способы в жизни. Считаю данную тему актуальной и важной. Поэтому за период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу по обеспечению условий для развития познавательного и творческого потенциала обучающихся. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества. Поэтому перед собой я поставила цель:
- продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО,
- активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе. Таким образом, поставленная цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения. Программа развития Баргузинской средней общеобразовательной школы ориентирована на создание такого образовательного пространства, который позволит обеспечить личностный рост и подготовить обучающихся к полноценному и эффективному участию в общеобразовательной и профессиональной жизни в современных условиях. Работаю по УМК «Школа России», основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной и внеурочной деятельности. Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным обучающимся.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, применяю разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.
С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Компьютерные технологии на уроках - мои помощники. Для повышения уровня познавательно активности разрабатываю презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения, опираясь на материалы сайтов: http://edu.ru/, www.uroki.ru, www.nsportal.ru, http://pedsovet.su.
Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации;
- дать возможность организовать проектную деятельность.
Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология. Мы с ребятами выполнили следующие проекты: -Мир заповедной природы. -Красная книга Баргузинской долины. -Птицы – родного края. -Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет? -Интересное явление природы – облака. -Береги лес от пожара. Наш проект «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» в научно – практической конференции «Первые шаги в науку» в рамках школы занял 3 место 2016-2017гг. В районном проекте «Мир заповедной природы» заняли 3 место в детском художественном конкурсе 2016г. В проекте «Птицы родного края» мои дети стали победителями в номинации «Все для пользы дела» 2017г. Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке обучающихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к .совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Моя ученица Семенова Женя вместе с мамой Татьяной Валерьевной участвовали Международном творческом конкурсе «Аrt Авангард» заняли 1 место в номинации «Творчество без границ» 2017г. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе. У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным.
Для реализации поставленных задач по формированию познавательных способностей, я стараюсь работать по двум направлениям:учебное и внеурочное.
В учебной деятельности формирую познавательные способности через:
- подбор занимательного материала;
- правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности обучающихся; - умения планировать и контролировать собственные действия; - формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе; - умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательных способностей.
Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников,
занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.
Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Я использую этот прием в своей педагогической деятельности.
Игры, направленные на развитие познавательной активности и формирование УУД обучающихся используемые мной на уроках в начальной школе: --знакомятся с различными состовляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности, формирует самооценку.
Регулятивные
Игры: «Ладошки», «Муха», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие.
развитие навыков саморегуляции, коммуникативные навыки, а также развитие устойчивости внимания, организация детей.
Познавательные
Игры : «Предложение – рассказ»,«Отгадай задуманное» «Снежный ком» «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.
на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.
Коммуникативные
«Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим».
развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива
Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаю в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <, >, использую сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.
Примеры некоторых грамматических сказок, используемых мной в практической деятельности: «Сказка о звонких и глухих согласных», «Сказка о существительных с щипящими на конце (ж,ш,ч,щ)»
Приемы, которые я использую для повышения интереса к учебному материалу:
1. Прием "Отсроченная отгадка”
В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос "Какой город славится "поющим” животным?”
2. Прием "Фантастическая добавка”
Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают: РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
3. Прием "Лови ошибку”
Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (с помощью наглядного пособия «Светофор»), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.
4. Прием "Свобода выбора”
На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках стараюсь больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
-отстаивают своё мнение;
·принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
·задают вопросы друг другу и учителю;
·анализируют ответы друг друга;
·оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
·консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
·самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
·находят несколько вариантов решения проблемы;
·находят “ошибкоопасные места”.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
- групповой.
При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:
- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- словарная работа;
- составление плана;
- пересказ по плану;
- составление синквейнов;
- работа с иллюстрациями учебника;
- работа с инструкциями для практических занятий;
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний, развивает познавательный интерес к изучаемому предмету.
Познавательный интерес учащихся напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь, я стараюсь определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания подбираю таким образом, чтобы они включали в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого характера мышления обучаюшегося.
Использую на уроках систему познавательных задач, которые ориентируют детей их на развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Приведу примеры, таких заданий:
- Развитие слуховой памяти игра "Учитель-ученик”. Работа в парах.
У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:
Сын облако кошка - СОК
Мама искра родина – МИР - Развитие ассоциативной памяти:
Прием "Шифровка”
Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение.
Утро - туманное
Кукла - …………, - Задания на развитие логического мышления:
Рассказы с перепутанными предложениями
Составь картинку из частей
Распредели картинки по порядку.
Продолжи закономерность. - Важным во всех этих приемах является то, что в их основе лежат продуктивные действия детей. А именно они ведут к формированию познавательной активности учащихся.
Результативность опыта
Работа по проблеме «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» дает определенные позитивные результаты.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика:
В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:
- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку - 100%;
- умеют четко и ясно излагать свои мысли - 70%;
- стали активнее и самостоятельнее - 68%;
- не боятся высказать свою точку зрения - 96%;
- лучше обосновывают свои ответы - 100%;
- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома) - 77,7%.
Развитие познавательных способностей, помогает мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.
Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Таким образом, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.
Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию:
• они умеют самостоятельно работать с источником знаний.
• понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу
напарника, ведут контроль над своими действиями;
• дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
• с удовольствием участвуют в диспутах, ведут диалог;
• а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и сохранение индивидуальности, самоутверждение с другой стороны, ребёнок становится личностью.
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методическая рекомендация по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
2.Селиванова О.Г образовательный проект «Способный ребенок». Развитие познавательных способностей младших школьников.2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной активности младших школьников"
материал содержит примеры заданий по развитию познавательных способностей на уроках математики...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Обобщение опыта по теме "Формирование познавательной компетентности младшего школьника"
Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость т...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"
Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №1 г. Юрьев-Польского 25 лет. С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний». П...
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
Обобщение опыта по теме: "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмм...