Рабочая программа по русскому языку(Школа России)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Устьянцева Ирина Николаевна

Рабочая программа по русскому языку(Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по
русскому языку УМК «Школа России»

для учащихся  1- 4 классов

5 часов в неделю

(1 класс – 165 ч/год, 2 класс – 170 ч/год,

3 класс – 170 ч/год, 4 класс – 170 ч/год)

Учитель: Устьянцева Ирина Николаевна,

         

Кемерово

                                                   Содержание

I

Пояснительная записка

  3

II

Общая характеристика учебного предмета

  4

III

Описание места учебного предмета

  7

IV

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

  7

V

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  9

VI

Содержание учебного предмета

 10

VII

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 14

VIII

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 21

                                 

                                       I  Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                         

                          II Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

                         III  Описание места учебного предмета

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

 В 1 классе: 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

           Во 2 классе: 170 ч (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели);

           В 3 классе: 170 часов (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели);

           В 4 классе: 170 часов (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели).

 

                    IV  Личностные, метапредметные и предметные

                         результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

V Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

                            VI  Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

      VII Тематическое планирование с определением основных видов

                                       учебной деятельности

                                                          1 класс

                                   Русский язык (обучение грамоте)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Добукварный период (17 ч.)

Принимать учебную задачу урока.

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.                                                      Обводить предметы по контуру.

 Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон.

 Сравнивать элементы письменных и печатных букв. Писать буквы в соответствии с образцом.

 Читать предложение, анализировать его, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения.

2.

Букварный период (67 ч.)

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Называть правильно элементы букв.

Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно

копировать их в соответствии с образцом прописи.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком.

ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой.

Писать слоги, слова, предложения, используя приём комментирования.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Грамотно оформлять на письме все виды предложений.

Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

3.

Послебукварный период (31 ч.)

Писать слоги, слова, предложения, используя приём комментирования.

Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта.

Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова, простые предложения.

Грамотно оформлять на письме все виды предложений.

Принимать учебную задачу урока.

 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Научить подбирать проверочные слова.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

                                                          Русский язык

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Наша речь (2 ч.)

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

2.

Текст. Предложение. Диалог (3 ч.)

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Различать диалог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

3.

Слова,слова,слова (5 ч.)

Различать слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать их в речи.

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

4.

Слово и слог. Ударение (6 ч.)

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Создание сравнительных образов.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

5.

Звуки и буквы (34 ч.)

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Объяснять причины расхождения количества звуков. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

 Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах. Дифференцировать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы

                                                                                     

                                                            2 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Наша речь (3 ч.)        

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

2.

Текст (3 ч.)

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту.

 Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

3.

Предложение (11 ч.)

Отличать предложение от группы слов, определять его границы.

Составлять предложения из слов.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Составлять распространённые и нераспространённые предложения.

Устанавливать связь слов в предложении.

Составлять предложения из деформированных слов.

4.

Слова, слова, слова…(18 ч.)

Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы.

Находить однокоренные слова в тексте.

 Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень.

Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги.

Переносить слова по слогам.

5.

Звуки и буквы (60 ч.)

Различать звуки и буквы.  

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

 Работать с орфографическим словарём.

Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки.

Переносить слова с Ь.

Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

6.

Части речи (57 ч.)

Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи.

 Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры.

Определять число имён существительных.

Определять виды текста.

Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов.

Раздельно писать предлоги со словами.

   7.

Повторение (18 ч.)

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы

                                                        3 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Язык и речь (2 ч.)

.

Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку.

2.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.)

Различать текст и предложения.

Определять тему и главную мысль текста.

 Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст.

Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении.

Устанавливать связь слов в предложении.

 Определять главные и второстепенные члены предложения.

3.

Слово в языке и речи (17 ч.)

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю.

Находить синонимы, антонимы, омонимы.

Различать слово и словосочетание.

Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву.

 Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении.

Распознавать имя числительное по вопросам.

4.

Состав слова (47 ч.)

Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень.

Находить чередующиеся звуки в корне.

Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм.

Работать с орфографическим словарём.

5.

Части речи (75 ч.)

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Определять род и число имён существительных и прилагательных.

Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

Изменять имена существительные и прилагательные по падежам.

Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов.

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

   6.

Повторение (15 ч.)

.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы

                                                                 4 класс

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Повторение (11 ч.)

Различать речь устную и письменную речь.

 Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, выделять части текста, соблюдать нормы его построения.

Составлять план.

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения различные по цели высказывания и интонации.

Находить обращение, выделять на письме.

Разбирать предложение по членам.

Устанавливать связь слов в предложении.

2.

Предложение (9 ч.)

Распознавать и находить предложения с однородными членами.

Составлять предложения с однородными членами без союзов с союзами (а, и, но).

Сравнивать, составлять и различать простые и сложные предложения.

3.

Слово в языке и речи (21 ч.)

Распознавать многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, слова в переносном значении.

Подбирать синонимы, омонимы, антонимы.

Различать однокоренные слова и формы одного слова. Разбирать слова по составу.

Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Работать с орфографическим словарём.

Различать и классифицировать изученные части речи.

Находить в тексте наречия и классифицировать их по вопросам.

4.

Имя существительное (39 ч.)

Различать имена существительные, изменять по падежам, определять принадлежность существительных к данному склонению.

Определять способ проверки безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе.

5.

Имя прилагательное (30 ч.)

Находить имена прилагательные в тексте.

Определять род, число падеж имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

6.

Личные местоимения (8 ч.)

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, род, число местоимений.

Различать начальную и косвенную форму личных местоимений.

7.

Глагол (34 ч.)

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Различать неопределённую форму глагола.

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Изменять глаголы по лицам и числам.

8.

Повторение (18 ч.)

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы

   VIII  Описание учебно-методического и материально-технического

                        обеспечения образовательного процесса

Методические  пособия:

1.Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.

  2.        Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. 1 класс.

Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2012.

3.        Обучение грамоте. 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков / М. В. Бойкина,  Н. В. Баканча  и др. — М.; СПб.: Просвещение, 2013.

Русский язык

4.        Канакина В. П. Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2014.

5.        Канакина В. П., Манасова Г. Н. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2014.

6.        Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.

7.        Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2013.

Печатные  пособия:

 Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и   словообразовательный словари.  

Учебники:

Обучение грамоте

1.        Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

2.        Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

Русский язык

1. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 1 класс. — М.: Просвещение, 2014.

2. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

3. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

4. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

5. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

6. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

7. Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

Прописи (Обучение грамоте):

 1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 1. — М.: Просвещение, 2014.

 2. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 2. — М.: Просвещение, 2014.

 3. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 3. — М.: Просвещение, 2014.

 4. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 4. — М.: Просвещение, 2014.

Рабочие тетради (Русский язык):

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение, 2014.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.

5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

 6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:     Просвещение, 2014.

7. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.

В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Классная  доска  с  набором  приспособлений  для  крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности)         

Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор.

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).          

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Азбука. 1 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.

Канакина В. П. и др.  Русский  язык.  1  класс.  Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.

Канакина В. П. и др.  Русский  язык.  2  класс.  Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.

Канакина В. П. и др.  Русский  язык.  3  класс.  Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.

Канакина В. П. и др.  Русский  язык.  4  класс.  Электронное приложение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...