Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
материал

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. 2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. 3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. 4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorove.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Доклад  на  тему :

«Здоровьесберегающие

технологии в образовательном процессе»

на районном методическом объединении .

 

             Составила учитель начальных классов

 МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»

            Бегеева Назрулжами Джунаидовна

                                             2015 г.

   Одной из важнейших задач  школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Мы считаем, что целостное понимание здоровья подразумевает единство организма и личности. Личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни (в нашем понимании ЗОЖ). Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический  климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного регулировать свое состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма. Работа по сохранению и укреплению физического здоровья детей нашей  школы строится на уже имеющемся фундаменте благоприятного психологического климата, социальной поддержке, системе нравственного воспитания.

Педагогический коллектив ставит цели:

  • Сохранение здоровья детей.
  • Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Работа по сохранению здоровья учеников осуществляется в направлениях:

- формирование мировоззрения на здоровый образ жизни как на уровне социума  

   (школа), так и в микросреде (семья);

- использование разнообразных методов и средств обучения;

- внедрение в учебный процесс оздоровительных мероприятий;

- преемственность в воспитательно-оздоровительной работе;

- совместная работа учителей, медицинских работников, психологов из центра

   «Семья» и районного Дома Молодёжи;

- предупреждение зависимого поведения (курения, алкоголизации, употребления

   психоактивных веществ);

- профилактика травматизма и основы личной безопасности;

- совершенствование системы спортивно – оздоровительной работы.

Сохранение физического здоровья достигается через:

1) соблюдение режима учебно-воспитательного процесса;

2) соблюдение санитарно-гигиенических норм;

3) обеспечение сбалансированного питания;

4) внедрение системы мер по профилактике простудных и школьных

   профзаболеваний;

5) введение дополнительных занятий физкультурой;

6) работа спортивного зала.

В школе осуществляется медицинский осмотр детей, что позволяет отслеживать динамику состояния их здоровья.

Формированию и сохранению здоровья способствует также:

- соответствие освещения и размеров школьной мебели санитарно- гигиеническим нормам;

- горячее питание в школьной столовой;

- благоприятная предметно- пространственная среда.

Всё это способствует успешному обучению и сохранению здоровья детей.        

Сегодня более подробно я бы хотела остановиться на питании  детей. За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.  Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школе, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ.

Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. Распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:
1. нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;
2. частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
3. однообразное питание;
4. еда в сухомятку;
5. употребление некачественных продуктов;
6. несоблюдение режима дня;
7. малоподвижный образ жизни;
8. вредные привычки

Устранение этих факторов снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.
Школа располагает школьной столовой. Для учащихся начальных классов столы накрываются обслуживающим персоналом. Режим работы столовой соответствует различным ступеням и формам организации учебного процесса.

Наблюдается сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам (приложение 1). Составлено 10-дневное  циклическое меню, обеспечивающее разнообразие горячего питания школьников. В столовой постоянно  свежие булочные изделия, овощные салаты, фрукты, фруктовые соки, горячий чай, какао.  Ассортимент и качество горячих блюд постоянно контролируется бракеражной комиссией. Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню и соответствует энергозатратам детей. Осуществляется программа витаминизации питания. Витаминизация питания позволяет укрепить иммунитет детей и подростков, уменьшить риск простудных заболеваний, особенно в осенне-зимний период.    Санитарные требования к состоянию пищеблока соблюдаются. Продукты питания хранятся раздельно (мясо, рыба, молочные продукты и т.д.).

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  2. Каждый  день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
  3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
  4. 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
  5. 10.00- 11.30 горячий завтрак в школе
  6. 14.00- 15.00 обед в школе или дома
  7. 19.00- 19.30 ужин (дома)
  8. Следует употреблять  йодированную соль.
  9. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  10. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

Услугами школьной столовой регулярно пользуются  92% учащихся, что составляет 184 человека (от 201, за исключением малокомплектных школ)

Среди учащихся нашей школы  был проведён опрос и вот его результаты.

- положительно оценивают работу школьной столовой 82 % учащихся, (150 человек);

- в среднем  75 % опрошенных считают питание в столовой достаточно разнообразным;

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

В докладе раскрывается одна из важнейших задач  школы - это  сохранение и укрепление здоровья учащихся. С этим материалом можно выступить на родительском собрании классном или общешкольном....

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...

Доклад по теме :"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Тема :" Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе."...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассмат...