Экологическое воспитание младших школьников
статья

Статья о проблеме экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая разработка

Тема: Экологическое воспитание младших школьников 

Новокузнецк, 2018

Содержание:

1.Введение

2.Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

3..Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.

4.Заключение

5.Список использованной литературы

6. Приложения


Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологической ответственности детей.

Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами  знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.


Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.


Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности:
- классно-урочные занятия сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям
(субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно- эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.
На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.
Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.
Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз.

Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем.

Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие
«природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах.
Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина
«охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе.
Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.
Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.
Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.


 Заключение


Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.


Литература


Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22
Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:
Просвещение, 1993,
Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998.
№6. С. 92-94.
Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города.
М. Просвещение, 1991.
Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.
Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. – 1999.
№12. С. 98-100.
Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.
Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.
Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.
Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. –
1989. №10-11.
Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6.
С. 125-127.
Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.
Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.
Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ.
– 1998. №6. С. 50-52.
Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. – 1999. №12. С. 60-61.
Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С.
32-34.
Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. //
НШ. – 1998. №6. С. 105-106.
Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. – 1993.
Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998.
№5.
Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.
Симонова Л. П. «Зеленый дом». // НШ. – 1998. №6. С. 127-128.
Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77-81.
Приложение 1.

" Сказка о злой мачехе ".

Жил-был крестьянин, и жена у него умерла, а хозяйством и всем в доме заведовала дочь. Вдруг на старости лет вздумал старик жениться: сколько дочь его не просила и сколько соседи не отговаривали- не послушался, женился. Да и женился-то на злой вдове, у которой была такая же злая дочь. Крестьянину и его дочери житья не стало, сколько бедная Аннушка не работала, не могла угодить мачехе.

Однажды рассердилась мачеха на Аннушку и приказала отвезти падчерицу в лес. Поплакал старик, запряг лошадку, посадил дочь в телегу и повёз в лес. Приехав в лес, простился Федот с дочерью, благословил её и сказал: " Ну, оставайся с богом. Может, тебе здесь будет лучше, и ты будешь жива и здорова, а через три дня я тебя проведаю!" Старик сел в тележку и поехал домой, А Аннушка пошла по тропинке, в самую гущу леса.

Долго ходила Аннушка по лесу, по дороге собирала ягоды в свой  фартучек, и  вот вышла на полянку, на которой цвело

множество полевых цветов: васильки, ветреница, медуница, незабудка и другие. И так всё это было красиво, что сначала Аннушка хотела нарвать букет, но потом она посмотрела на всю эту красоту и решила просто полюбоваться. Нашла укромное местечко под деревом, достала краюшку хлеба и ягоды, перекусила, любуясь всей красотой леса.

И пошла Аннушка дальше по тропинке, и увидела мухомор! "Не буду сбивать, ведь для зверей это лекарственное растение!" Пока Аннушка шла, не сбила ни одного гриба, ни ядовитого, ни съедобного. Долго ходила она по лесу и видит, стоит избушка.

Подошла поближе и в стороне услышала тонкий писк, как будто кто-то просит о помощи. Подошла и увидела мышку, которая бегала вокруг брёвнышка, а из-под него слышалось совсем слабое пищание. Подняла Аннушка брёвнышко, а там маленькие мышата. Подбежала мышка к мышатам, и радостно на душе стало у Аннушки, и решила она постучаться в избушку. Она подошла к дверям, постучалась, а в ответ тишина. Отворила она дверь и вошла, осмотрелась, нет никого. Прибралась, поела, легла на лавку - не спится бедняжке. В полночь дверь отворилась, и в избушку вошёл старик седенький, старенький, опирается на костыль, и говорит; " Здравствуй, красная девица!" - "Здравствуйте, дедушка!" "Видел я, как ты по лесу шла: ходила только по тропинкам, грибы не сшибала, ягоды рвала, цветами только любовалась, молодец, но хочу  я  ещё  посмотреть, как  ты  работаешь: вот  видишь  кучульна, напряди мне ниток, вытки холст и сшей рубашку, а я приду к тебе через три дня".

Пригорюнилась Аннушка, не справиться ей со всей работой за три дня, но тут набежали мышки, окружили кучу льна и помогли Аннушке. Соткала холст, скроила рубашку и принялась шить. Только успела закрепить последний стежок, старик вошёл, увидел готовую рубашку, одел её, впору она пришлась, и ушёл. Пошла Аннушка в лес погулять и вышла посмотреть на дорогу, не едет ли отец, а вечером легла она на лавочку и уснула. Проснувшись, видит она, что стоят на столе три ларчика. Отперла большой ларчик - в нём были разные уборы, отперла другой - он был полон серебряных монет, отперла третий - полон золотых монет. Приехал отец и забрал Аннушку домой. Увидели мачеха с дочерью, что Аннушка привезла, тоже им захотелось.

Прошло несколько дней мачеха говорит Федоту, чтобы отвёз и её дочь в лес. Привёз Федот падчерицу под ель, а сам уехал. Посидела она возле ели, взяла узелок, который ей мать собрала и пошла прямо по поляне. Увидит гриб, собьёт шляпку, увидит цветок, сорвёт в свой букет. Шла-шла, устала и решила перекусить. Цветы, которые она нарвала уже начали вянуть, поэтому она их выкинула. Наелась булочек, легла под дерево и заснула. Проснувшись, решила походить вокруг, увидела в траве гнездо, а в нём три яичка, взяла в руки, посмотрела и опять положила. Походила по полянке и увидела муравейник, сорвала ветку  дерева и  разворошила  его.   Так   и   дошла  до  избушки.

Зашла в избушку, делать нечего, она поела и легла спать. Так и проспала до самой ночи, только ворочалась с одного бока на другой.

В полночь пришёл старик, "Здравствуй, красная девица!" Падчерица молчит. "Какая ты сердитая! Видел я, как ты по лесу шла. Не бережёшь ты нашу матушку-природу. И в наказанье тебе вот какая работа: напряди шерсти, свяжи мне чулки, да в доме прибери, а завтра я приду, чтобы всё было готово?" И старик ушёл.

"Видишь ли, какой! Что ещё выдумал! Нашёл себе работницу, да я и на себя-то у матушки не работаю, не стану ему я чулки вязать, и так проходит!" Наелась падчерица пирогов и легла спать, а на другой день встала и опять ничего не делала.

Пришёл старик, а работа не выполнена, выгнал он падчерицу, и она пошла, бродить по лесу, и напали на неё волки и съели её, а косточки в кучу сложили.

Привёз старик домой только одни косточки, мачеха горевала о своей дочери да так и умерла, и никто не пожалел о ней.

Аннушка вышла замуж  за богатого крестьянина,  взяла к себе отца, и зажила счастливо, а старик нянчил своих внучат.

Приложение 2.

Экологический праздник «Зелёная аптека»

Оборудование:

  • гербарий «Лекарственные растения нашего края» (для игры);
  • картины природы (для оформления);
  • фонограммы (звуки леса, песни о лекарственных растениях). Учитель.   Человек   еще   издавна   заметил,   что   животные   среди

множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»; изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Наш   сегодняшний   праздник   проходит  под   девизом   «Все  горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскры».

Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ведущие. 1 -й ведущий. Когда ты входишь в лес, Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цвегах целительная сила.

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

 2-й ведущий. Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить. Все целебные растения Знаем мы без исключения. Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения!

1-й ведущий. С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка -Белая рубашка, В середине золотая, Кто она такая?

Под музыку появляется Ромашка.

 Ромашка. Это я, Ромашка. Ромашка - переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.

2-й ведущий, Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.

1-й ведущий. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. Под музыку появляется Подорожник.

 Подорожник. Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок-подорожник

Растет у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли...

Невзрачный цветок-подорожник,

Да как же растешь ты в пыли?

2-й ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит,

десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

1-й ведущим. Жжется, а не огонь; злая, а

людей

лечит. Кто это?

Под музыку появляется Крапива. Крапива. Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». Под музыку появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника и Мать-и-мачеха.

Ведущие (вместе). Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения (вместе). Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже ле
карственные растения.
Шиповник.        Где-то в чаще дремучей.

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки Развешены на ветке. Меня зовуг царем кустов За цвет и за запах Моих лепестков. Хоть куст мой зеленый Вас ранить готов, Но я помогу всем больным И тем, кто здоров. 1-й ведущий. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь? Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать-и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

2-й ведущий. Зкаем, ты Мать-и-мачеха!

Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет. Брусника.    Листик с глянцем, Ягодки с румянцем, А сами кусточки -Не выше кочки. 1 -и ведущий. Ты Брусника! А как ты помогаешь людям? Брусника.       Жар, головные боли,  -

Плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев, Мгновенно забудешь о них. Тысячелистник. Белый щит на тысяче листьев,

Расту на бугре,

Помогу в беде, 2-й ведущий. А чем ты можешь помочь, Тысячелистник? Тысячелистник. Я, как й подорожник, людям помогаю, раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю. Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке. Давайте танцевать!

Танец растений. После танца звучит фонограмма звуков леса, на полянку выходит мальчик, гуляет по поляне, не замечая, как топчет растения.

1-й ведущий. Стой! Посмотри, что ты делаешь! Мальчик. Я? Гуляю! А что?

2-й ведущий. Оглянись и посмотри, что ты натворил! Мальчик. Ну и что. Они все равно некрасивые, да и кому они нужны! Мальчик хочет уйти с поляны, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу, порезал руку, начал чихать и кашлять, у него заболела голова и поднялась температура. Лекарственные растения приходят к нему на помощь: подорожник лечит натертую ногу, тысячелистник -порезанную руку, ромашка и мать-и-мачеха помогают победить кашель, брусника и шиповник спасают от температуры. Мальчик. Большое вам всем спасибо! Можно я вас с собой возьму?

Растения (хором), Конечно,

Игра  «Узнай растение»

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, какие растения заготовил наш

герой.

Учитель достает заранее приготовленные разные виды сушеных

растений. Дети должны их узнать.

Игра «Кто узнает?» Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и

карточки с их названиями. Надо к названиям растений подобрать их

рисунки.

Игра «Кто вперёд?»

Участвуют несколько человек. Условия игры: участник делает шаг вперед и называет лекарственное растение, затем - следующий участник и т. д. Участник, не сумевший назвать слово, пропускает ход. Кто дальше уйдет,

Учитель. Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Ромашка. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава. Брусника. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Шиповник. Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. Подорожник. Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса.

Простор полей -

Все, что зовется Родиной твоей!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....