Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал

Данилова Анна Борисовна

Работа о слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС НОО. Из опыта работы выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_dab.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.

С 2012-2013 учебного года, набрав 1 класс я работаю по ФГОС.

При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает: -изменение метода обучения (с объяснительного на системно-деятельностный); --изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);

Коренным образом меняется структура организации и проведения урока. 

Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий - сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Современный УМК «ПНШ» по которому я работаю, разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами, помогает мне правильно организовать работу и имеет для этого соответствующие инструменты для работы со слабоуспевающими учащимися. УМК позволяет формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей.

Проблемы, с которыми я столкнулась: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении. Учащиеся затрудняются дать адекватную оценку своей деятельности.

Изучив результаты мониторинга я выделила причины неуспеваемости учащихся моего класса: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. 

Отставание моих учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 

Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. Неусидчивость).

Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение). 

Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).

Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы).

Как же можно помочь слабоуспевающему ученику: нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 

При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы; 

В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью. 

При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Чтобы повысить работоспособность: использую разнообразить виды деятельности, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока, предлагаю детям дифференцированное домашнее задание. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем поможет системно- деятельностный подход в обучении.

Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Для этого использую разные технические средства, например –документ камеру. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учителем такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть работа в летнем лагере, туристический поход, занятие спортом и пр. выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Веду индивидуальные карты развития ученика.  Я предоставляю возможность отличиться каждому, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам». Дети 7 – 10 лет очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом.

Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. 

Оценку предметных и метапредметных результатов провожу строго по положению о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования разработанного на МО и утверждённого. Провожу комплексные проверочные работы, мониторинги, веду индивидуальные карты развития каждого ученика. В результате:

1кл начало года:

- на «высоком» уровне усваивали программный материал 2 человека,

- на уровне «выше среднего» – 5 человек,

- на «среднем» уровне – 9 человек,

-на уровне «ниже среднего» – 5 человека.

В конце года (12 мая 2013 года) по плану была проведена комплексная проверочная работа (по контрольно-измерительным материалам ФГОС НОО), целю которой, было определение уровня сформированности метапредметных результатов у обучающихся 1 классов по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру.

Анализ  комплексной письменной работы на конец учебного года показал:

- высокого уровня – 6 учащихся (29%).

- базового уровня подготовки достигли - 11 учащихся (53%),

- базового (низкого) уровня – 4 человека (19%) (Баяндина М., Селина С., Шишаев Т., Корнеева О.)

2) По итогам освоения программы за 2 класс начальной школы по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру была проведена комплексная проверочная работа.

Анализ выполнения итоговой комплексной работы во 2 классе:

(см.таблица)

Выполняли работу 19 учащихся (в классе 21, отсутствовали 2 по болезни).

Достигли высокого уровня - 5 чел;

Базовый уровень - 10 чел;

низкий уровень - 4 чел (Баяндина М., Селина С., Корнеева О., Шишаев Т.)

Баяндина Маша и Селина Саша направлены на ПМПК (21 мая), так как программный материал 2класса не усвоили, уровень обученности – низкий, базовый уровень не достигнут.

Следует отметить, что с данными детьми в течение учебного года проводится работа по коррекции ЗУН, развитию УУД. Разработаны планы коррекции умений и навыков, ликвидации пробелов в знаниях, развитию УУД. В плане отражена информация о проблемах конкретного ученика в изучении предметов. На всех уроках учащимся оказывается необходимая мера помощи в выполнении заданий.

С целью создания эффективных условий для усвоения материала организованы индивидуальные и групповые занятия со слабоуспевающими школьниками в специально отведённое для этого время.  

В течение учебного года учащихся вовлечены в проектную деятельность.   Дети представляли свои проекты как на уроках (технологии, ИЗО, окружающем мире), так и в различных выставках, конкурсах творческого характера.

В ходе такой работы изменился характер деятельности учащихся; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. И чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС

В статье раскрываются категории слабоуспевающих учащихся, признаки отставания детей по учебным предметам, виды помощи неуспевающим на уроке, методы обучения...

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС

Статья посвещена работе со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС...

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС- доклад

Категории, относящиеся к слабоуспевающим и виды помощи неуспевающему ученику на уроке....

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС

         Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворени...

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС

Работа со слабоуспевающими  учащимися в рамках реализации ФГОС...

Статья на тему Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом кл...