Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
методическая разработка (1 класс) на тему
Выступление посвященно профстандарту педагога начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mo.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональный стандарт педагога — новое качество образования»
выступление на МО учителя начальных классов Березовой Е. В.
Приказом Минтруда России № 544 н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
Создана Дорожная карта, в которой прописаны все этапы по введении. Профстандарта
- (Слайд 2) Дорожная карта
В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. На примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? (Слайд 3)
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
(Слайд 4) Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимых от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей
Стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории
(Слпйд5) Цели:
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
- Содействовать вовлечению педагогов в решении задач повышения качества образования
Область применения:
- При приеме на работу в ОУ на должность «педагог»
- При проведении аттестации педагогов ОУ
1 июля 2016 года Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.
Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:
- Мобильность
- Способность к нестандартным трудовым действиям
- Умение работать в команде
- Готовность к изменениям
- Ответственность и самостоятельность в принятии решений .
(Слайд 6) В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение , воспитание , развитие ,и 4 пункт-это Профессиональные компетенции.
(Слайд 7) Также в профстандарте прописаны специальные сведения : требования к уровню образования, опыта работы и прописаны требования к тем, кто не может занимать должность педагога по определенным причинам.
К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы,
- Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
- Требования к опыту практической работы не предъявляются
(Слайд 8) Не допускаются к работе лица
- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью
- Имеющие или имевшие судимость
- Признанные недееспособными
- Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
(Слайд 9) Требования по разделу обучение исключительно высокие , например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др..
(Слайд 10,11) В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся .
(Слайд 12-14) Часть третья: развитие(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
(Слайд 15,16) Содержание профессионального стандарта педагога.
Часть четвертая: профессиональные компетенции
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
-Общепользовательская ИКТ-компетентность
- Общепедагогическая ИКТ-компетентность
- Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
(Слайд 17-19) Особо хотела остановиться на методах оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
- Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
- Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
- По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
- Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
- Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов.
- Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
- Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории
(Слайд 20) Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
- Работа с одаренными детьми;
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- Работа с детьми мигрантами;
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений
(Слайд 21) Основные нововведения в работе педагога, отраженные в профессиональном стандарте
необходимо полное овладение современными
информационно-коммуникативными технологиями.
знание и использование социальных сетей.
научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаю, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2020 года.
(Слайд 22) В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:
- качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
- профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
- профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку»
выступление на МО...
Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...
Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".
Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»
. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
Выступление на методическом объединении.Тема: Психологические особенности первоклассников....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
Выступление на ММО учителей начальных классов по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихсяв урочной и внеурочной деятельности»...