планирование 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
поурочное планирование 3 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.doc | 104 КБ |
yunyy_lesnik.doc | 108 КБ |
umniki_i_umnitsy_3_kl.doc | 122 КБ |
russk.yaz_.kalend.-temat.plan_.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа № 17
Раменского муниципального района Московской области
УТВЕЖДАЮ:
Директор МОУ Ильинской ООШ № 17
________ /Марченко М.С./
Приказ № ____ от «____»_________2018 года
Рабочая программа по изобразительному искусству
3 класс
Составитель:
Иванникова Ольга Владимировна,
учитель высшей категории
2018 - 2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………….…………..……......3
2. Содержание учебного предмета………..…………….……………..…..……4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ………………………………………………………….5
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………. 7
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
2. Примерная учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2015 г.);
3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки РФ от 31.03.14 г. №253 (с изменениями от 5 июля 2017 г. приказ № 629);
4. Учебный план школы, принят педагогическим советом протокол №1 от 30.08.2018 г;
5. Основная образовательная программа начального общего образования, принята педагогическим советом протокол №1 от 31.08.2015 г., согласована управляющим советом школы протокол №1 от 31.08.2015 г. (с изменениями на 30.08.2018г.)
Цель: третьего года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.
Задачи:
Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; Фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности; Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;
Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме; Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями
2. Содержание тем учебного предмета.
Дорогой друг! (1ч)
Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Мамин платок
Обои и шторы в твоем доме
Твои книжки
Поздравительная открытка
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры — наследие веков
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Фонари на улицах и в парках
Витрины магазинов
Транспорт в городе
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Художник и зрелище (8 ч)
Театральные маски
Художник в театре
Театр кукол
Театральный занавес
Афиша, плакат
Художник и цирк
Как художники помогают сделать праздник.
Художник и зрелище (обобщение темы)
Художник и музей (10 ч)
Музеи в жизни города
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Картина-пейзаж
Картина-портрет
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Исторические картины и картины бытового жанра
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов на тему | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки |
Дорогой друг! (1ч.) | ||||
1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 | ||
Искусство в твоем доме (8 ч.) | ||||
2 | Твои игрушки. | 1 | ||
3 | Посуда у тебя дома | 1 | ||
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | ||
5 | Мамин платок. | 1 | ||
6 | Твои книжки. | 1 | ||
7 | Твои книжки. | 1 | ||
8 | Поздравительная открытка. | 1 | ||
9 | Труд художника для твоего дома. | 1 | ||
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | ||||
10 | Памятники архитектуры. | 1 | ||
11 | Витрины на улицах | 1 | ||
12 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | ||
13 | Ажурные ограды. | 1 | ||
14 | Волшебные фонари. | 1 | ||
15 | Удивительный транспорт. | 1 | ||
16 | Труд художника на улицах твоего города. | 1 | ||
Художник и зрелище (8 ч.) | ||||
17 | Художник в цирке. | 1 | ||
18 | Художник в театре. | 1 | ||
19-20 | Театр кукол. | 2 | ||
21 | Маска. | 1 | ||
22 | Афиша и плакат. | 1 | ||
23 | Праздник в городе. | 1 | ||
24 | Школьный карнавал. | 1 | ||
Художник и музей (10 ч.) | ||||
25 | Музей в жизни города. | 1 | ||
26 | Картина – особый мир. | 1 | ||
27 | Музеи искусства. | 1 | ||
28 | Картина-пейзаж. | 1 | ||
29 | Картина-портрет. | 1 | ||
30 | Картина-натюрморт. | 1 | ||
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | ||
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | ||
33 | Подготовка к художественной выставке. | 1 | ||
34 | Художественная выставка. | 1 |
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Ученик получит возможность узнать:
основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Искусство в твоем доме
Ученик получит возможность узнать:
простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Художник и музей
Ученик получит возможность узнать:
значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
«Согласовано__________________/Лучко С.А./
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа № 17
Раменского муниципального района Московской области
УТВЕЖДАЮ:
Директор МОУ Ильинской ООШ № 17
________ /Марченко М.С./
Приказ № ____ от «____»_________2018 года
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Юный лесник»
3 класс
Составитель:
Иванникова Ольга Владимировна,
учитель высшей категории,
2018 - 2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………….…………..……......3
2. Содержание учебного предмета………..…………….……………..…..……4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы …………………………………………………………. 7
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………. 8
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Юный лесник» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 (в действующей редакции от 29.12.2014 №2);
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
- Учебного плана школы, принятого педагогическим советом протокол №1 от 30.08.2018 г;
- Основной образовательной программы начальной школы, принятой педагогическим советом протокол №1 от 01.09.2015 г., согласована управляющим советом школы протокол №1 от 01.09.2015 г. (с изменениями на 30.08.2018г.).
Цель курса: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи школьного лесничества.
- Экологическое образование обучающихся, воспитание у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.
- Оказание практической помощи лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействие специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.
- Обучение навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со специалистами лесничества, педагогами школ, учёными и другими заинтересованными лицами.
- Профессиональная ориентация обучающихся, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.
- Пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.
2.Содержание тем учебного курса.
Первые шаги по тропинке открытий (5 ч)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:
полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным – экологом Ф. Тасси. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Профессии леса( 5ч)
Знакомство с различными профессиями работников лесного хозяйства:
Лесник, лесничий,
Эколог
Лесопатолог,
Лесодендролог
Парашютист -пожарный
Человеку, непосвященному в лесные дела, может показаться, что лес - это только природное явление. Такое представление не совсем верно. Лес - творение человеческих рук. Его растят, берегут, за ним ухаживают.
Работы выполняемые лесоводами, условно можно было бы подразделить на два производства. В первое входит охрана леса, защита его от болезней и регламентация пользования его дарами. во второе - лесохозяйственные работы по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладка лесных дорог, заготовка и переработка лесных продукции.
Первая часть работы в лесхозах выполняется лесной охраной. Лесохозяйственные работы производят чаще всего кадровые рабочие лесхозов и лесничеств.
Для удобства охраны лесов и ведения в них хозяйства все лесные земли страны делятся на небольшие участки - лесные кварталы. Площадь их зависит от того, где находится лес и какова его ценность. Сто гектаров - оптимальная величина лесного квартала.
Лесник - первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.
Лес, в котором трудишься, знать приходится досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят.
Лесники - посредники между обществом и природой. И нет ничего удивительного в том, что хорошее отношение к ним распространяется и на лес. Заслужить такое доброе отношение может только культурный, честный, добросовестный, работящий человек.
Лесники обладают и специфическими душевными качествами свойственными людям лесных профессий: это любовь к природе, смелость, находчивость, выносливость.
Подготовку лесников и высококвалифицированных рабочих кадров для лесного хозяйства ведут средние профессиональные-технические училища.
Техник и инженер лесного хозяйства
Учёные подсчитали, что человек за свою жизнь расходует 100 кубических метров древесины. Нет материала более универсального, чем она. Считают, что из древесины сейчас изготавливают не менее 20 тысяч видов различных изделий.
Без древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства.
Профессия лесоводов - одна из самых древнейших. В нашей стране её возраст определяется несколькими столетиями. Однако лесное хозяйство находится в постоянном диалектическом развитии. Развивается она быстро в связи с тем, что базируется на многих смежных науках. В сферу интересов отрасли сейчас уже прочно вошли биохимия, инженерное производство, радиотехника, авиация, электронно-вычислительная и космическая техника.
Специалистов лесных профессий высшей квалификации готовят более 20 вузов, специалистов среднего звена - 34 лесохозяйственных и 30 лесотехнических техникумов. Они выпускают техников-лесоводов, техников по лесозаготовкам, деревообработке, механиков, экономистов, бухгалтеров.
Природа в наших ощущениях (5 ч)
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого – нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из – под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
– изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
– проводить наблюдения за природными объектами;
– работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
– изготавливать простейшие модели приборов;
– составлять описания объекта изучения;
– выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения
с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
– оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы (3 ч)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ
достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки – задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
– выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
– соотносить форму и свойства различных природных объектов;
– выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
– применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
– устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и её обитатели (9 ч)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) – одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Лесные ремёсла (5 ч)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения – красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово – паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой
темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Резервное занятие (1 ч)
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на тему | Плановые сроки проведения | Скорректирован ные сроки прохождения |
Первые шаги по тропинке открытий (5ч) | ||||
1 | Введение в лесничество. | 1 | ||
2 | Учимся наблюдать. | 1 | ||
3 | Десять заповедей друзей леса. | 1 | ||
4-5 | Экскурсия в природу | 2 | ||
Профессии леса( 5ч) | ||||
6 | Лесник , лесничий, | 1 | ||
7 | Эколог | 1 | ||
8 | Лесопатолог, | 1 | ||
9 | Лесодендролог | 1 | ||
10 | Парашютист -пожарный | 1 | ||
Геометрия живой природы (3ч) | ||||
11 | Что такое симметрия? | 1 | ||
12 | Различаем деревья по кроне. | 1 | ||
13 | Экскурсия в природу. | 1 | ||
Природа наших ощущений (2ч) | ||||
14 | Тренируем органы чувств. | 1 | ||
15 | Учимся пользоваться приборами. | 1 | ||
Природа и её обитатели ( 8 ч ) | ||||
16 | Учимся планировать наблюдение. | 1 | ||
17 | Изучаем условия обитания животных. | 1 | ||
18 | Изучаем условия обитания растений. | 1 | ||
19 | Всё связано со всем. | 1 | ||
20 | Изучаем поведение животных и растений. | 1 | ||
21 | Чья «столовая»? | 1 | ||
22 | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | ||
23 | Экскурсия в природу. | 1 | ||
Лесные ремёсла ( 11 ч) | ||||
24 | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом. | 1 | ||
25 | Лесные мотивы. | 1 | ||
26 | Антропоморфизм в народном творчестве. | 1 | ||
27 | Лесная палитра. | 1 | ||
28 | Лес – кормилец и врачеватель. | 1 | ||
29 | Лес – кормилец и врачеватель | 1 | ||
30-34 | Экскурсия. По родным местам | 5 |
4.Планируемые результаты освоения курса.
Ученик научится:
- работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
- составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
- соотносить форму и свойства различных природных объектов;
- выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
- приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
Ученик получит возможность научиться:
- различать профессии работников лесной промышленности
- предметы наиболее известных народных промыслов;
планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________________/Лучко С.А./
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа № 17
Раменского муниципального района Московской области
УТВЕЖДАЮ:
Директор МОУ Ильинской ООШ № 17
________ /Марченко М.С./
Приказ № ____ от «____»_________2018 года
Рабочая программа по курсу
« Умники и умницы»
3 класс
Составитель:
Иванникова Ольга Владимировна,
учитель высшей категории
2018 - 2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………….…………..……......3
2. Содержание учебного курса………..…………….……………..…..………...3
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы ………………………………………………………5
4. Планируемые результаты освоения учебного курса………………………. 6
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 (в действующей редакции от 29.12.2014 №2);
- Примерной программы внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.
- Авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам» , издательство «Рост» 2011год.
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
- Учебного плана школы, принят педагогическим советом протокол №1 от 30.08.2018 г;
- Основной образовательной программа начальной школы, принята педагогическим советом протокол №1 от 01.09.2015 г., согласована управляющим советом школы протокол №1 от 31.08.2015 г. (с изменениями на 30.08.2018г.).
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
Задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
- Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы.
- В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье.
- Продолжаем разговор о семье. Криптограммма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки.
- Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные).
- Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности.
- В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ.
- Старичок-боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений.
- Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Что такое «фауна»?
- Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке».
- Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать?
- Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры.
- Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни» использованием цифровой лаборатории.
- О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории.
- Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
- Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры.
- Арт-студия. Ролевые игры.
- Зима в загадках. Игры и задания на смекалку.
- Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти.
- Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
- Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
- «Репка» на новый лад. Ролевые игры
- Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.
- Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
- Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
- Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы».
- Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
- Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам.
- Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку.
- В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.
- Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов.
- Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.
- Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
- В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
- На войне как на войне. Подготовка плаката «Спорь, доказано!» Инсценировка произведения В. Осеевой «Какой день?».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на тему | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Слово о Родине | 1 | ||
2 | В кругу семьи | 1 | ||
3 | Продолжаем разговор о семье | 1 | ||
4 | Все мы люди разные… | 1 | ||
5 | Дело было в Лукоморье | 1 | ||
6 | В космическом пространстве | 1 | ||
7 | Старичок-боровичок | 1 | ||
8 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | ||
9 | Кот в мешке | 1 | ||
10 | Поговорим о поведении. | 1 | ||
11 | Литературная угадай-ка | 1 | ||
12 | Береги здоровье | 1 | ||
13 | О воде | 1 | ||
14 | Спешим на помощь Кузе. | 1 | ||
15 | Поэтическая карусель | 1 | ||
16 | Арт-студия | 1 | ||
17 | Зима в загадках | 1 | ||
18 | Подарки Деда Мороза | 1 | ||
19 | Что мы знаем о деревьях | 1 | ||
20 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | 1 | ||
21 | «Репка» на новый лад | 1 | ||
22 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | ||
23 | Школа искусств | 1 | ||
24 | Спешим в школу искусств | 1 | ||
25 | Куклы в нашей жизни. | 1 | ||
26 | Золотой дождь | 1 | ||
27 | Лента занимательных заданий | 1 | ||
28 | Клуб любителей русского языка | 1 | ||
29 | В царстве Лешего | 1 | ||
30 | Геометрический калейдоскоп | 1 | ||
31 | Магазин головоломок. | 1 | ||
32 | Магазин головоломок. | 1 | ||
33 | В поисках цветка папоротника | 1 | ||
34 | На войне как на войне | 1 |
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА.
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 3 классе обучающиеся научатся
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______ Лучко С.А.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа № 17
Раменского муниципального района Московской области
УТВЕЖДАЮ:
Директор МОУ Ильинской ООШ № 17
________ /Марченко М.С./
Приказ № ____ от «____»_________2018 года
Рабочая программа по русскому языку
( базовое изучение)
3 класс
Составитель:
Иванникова Ольга Владимировна,
учитель высшей категории
2018 - 2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………….…………..……......3
2. Содержание учебного предмета………..…………….……………..…..……4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы …………………………………………………………6
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета………………….. 12
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной общеобразовательной школы и реализует следующие области : «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература» . Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373(с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- Примерной программы начального общего образования и авторской программы начального общего образования В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», «Просвещение» 2011год
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства Образова-ния и Науки РФ от 31.03.14 г. №253 (с изменениями от 5 июля 2017 г. приказ № 629);
- Учебный план школы, принят педагогическим советом протокол №1 от 30.08.2018 г;
- Основная образовательная программа начального общего образования, принята педа-гогическим советом протокол №1 от 31.08.2015 г., согласована управляющим советом школы протокол №1 от 31.08.2015 г. (с изменениями на 30.08.2018г.).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи: составление текста по рисунку.
Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Развитие речи: составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины
Состав слова (16ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины. Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление текста-описания растения в научном стиле. Составление письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение изученного за год (14 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на тему | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Язык и речь (2 часа) | |||||
1 | Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку. | 1 | |||
2 | Наша речь и наш язык. | 1 | |||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) | |||||
3 | Текст. | 1 | |||
4 | Типы текстов. | 1 | |||
5 | Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | 1 | |||
6 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 1 | |||
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | |||
8 | Предложение с обращением. Развитие речи.Составление рассказа по рисунку. | 1 | |||
9 | Обучающее изложение. | 1 | |||
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||
12 | Простое и сложное предложения. | 1 | |||
13 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 | |||
14 | Словосочетание. | 1 | |||
15 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | |||
16 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | 1 | |||
Слово в языке и речи (19 часов) | |||||
17 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | |||
19 | Омонимы. | 1 | |||
20 | Слово и словосочетание. | 1 | |||
21 | Фразеологизмы. | 1 | |||
22 | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | |||
23 | Части речи. | 1 | |||
24 | Имя существительное. | 1 | |||
25 | Имя прилагательное. | 1 | |||
26 | Глагол. | 1 | |||
27 | Что такое имя числительное? | 1 | |||
28 | Проверочная работа по теме «Части речи». Однокоренные слова. | 1 | |||
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | |||
30 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
31 | Правописание разделительного мягкого знака. | 1 | |||
32 | Слово и слог. Звуки и буквы. Обобщение и закрепление изученного. | 1 | |||
33 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | |||
34 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | |||
35 | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». | 1 | |||
Состав слова (16ч) | |||||
36 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | |||
37 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | |||
38 | Контрольное списывание. | 1 | |||
39 | Сложные слова. | 1 | |||
40 | Что такое окончание? | 1 | |||
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | |||
42 | Значения приставок. | 1 | |||
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | |||
44 | Значения суффиксов. | 1 | |||
45 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | |||
46 | Что такое основа слова? | 1 | |||
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | |||
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 | |||
49 | Анализ контрольного диктанта. обобщение знаний о составе слова. | 1 | |||
50 | Обучающее изложение. | 1 | |||
51 | Проект «Семья слов». | 1 | |||
Правописание частей слова (29 часов) | |||||
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | |||
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
56 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |||
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |||
58 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |||
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Контрольное списывание №2. | 1 | |||
60 | Работа над ошибками. Обучающее изложение. | 1 | |||
61 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
64 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | 1 | |||
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |||
66 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | |||
67 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов». | 1 | |||
68 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |||
69 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | 1 | |||
70 | Правописание приставок. | 1 | |||
71 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |||
72 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |||
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | |||
75 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и мягким знаком (ь). | 1 | |||
76 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и мягким знаком (ь). | 1 | |||
77 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и мягким знаком (ь). | 1 | |||
78 | Обучающее изложение. | 1 | |||
79 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | |||
80 | Обучающее изложение. | 1 | |||
Части речи (76 часов) | |||||
81 | Части речи. | 1 | |||
Имя существительное (31ч) | |||||
82 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||
83 | Начальная форма имени существительного. | 1 | |||
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |||
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |||
86 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
88 | Контрольное списывание №3. Проект «Тайна имени». | 1 | |||
89 | Работа над ошибками. Число имён существительных. | 1 | |||
90 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. | 1 | |||
91 | Род имён существительных. | 1 | |||
92 | Род имён существительных. | 1 | |||
93 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | |||
94 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | |||
95 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин. | 1 | |||
96 | Проверочный диктант по теме «Род и число имён существительных». | 1 | |||
97 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных .. | 1 | |||
98 | Падеж имён существительных. | 1 | |||
99 | Падеж имён существительных. | 1 | |||
100 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | |||
101 | Именительный падеж. | 1 | |||
102 | Родительный падеж. | 1 | |||
103 | Дательный падеж. | 1 | |||
104 | Винительный падеж. | 1 | |||
105 | Творительный падеж. | 1 | |||
106 | Предложный падеж. | 1 | |||
107 | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | 1 | |||
108 | Все падежи. | 1 | |||
109 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
110 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | 1 | |||
111 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | |||
112 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | |||
Имя прилагательное (18ч) | |||||
113 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | |||
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | |||
116 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 | |||
117 | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | |||
118 | Род имён прилагательных. | 1 | |||
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | |||
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | |||
121 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | |||
122 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | |||
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |||
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |||
125 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |||
127 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |||
128 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | |||
129 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | |||
130 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||
Местоимение (5ч) | |||||
131 | Работа над ошибками. Личные местоимения. | 1 | |||
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | |||
133 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. | 1 | |||
134 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | |||
135 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | |||
Глагол (21ч) | |||||
136 | Глагол как часть речи. | 1 | |||
137 | Глагол как часть речи. | 1 | |||
138 | Значение и употребление в речи глаголов. | 1 | |||
139 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
140 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
141 | Изменение глаголов по числам. | 1 | |||
142 | Число глаголов. | 1 | |||
143 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
144 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
147 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | |||
148 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
149 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | |||
150 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |||
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |||
152 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | |||
153 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |||
154 | Обобщение на тему «Части речи в русском языке». | 1 | |||
155 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1 | |||
156 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» | 1 | |||
Повторение (14 часов) | |||||
157 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 | |||
158 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | |||
159 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | |||
160 | Контрольный диктант № 8. | 1 | |||
161 | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | |||
162 | Развитие речи. Составление предложений по рисункам. | 1 | |||
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 | |||
164 | Контрольное списывание. | 1 | |||
165 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 | |||
166 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | |||
167 | Повторение изученного за год. | 1 | |||
168 | Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | 1 | |||
169 | Повторение изученного за год. | 1 | |||
170 | Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 |
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение – это основная единица речи;
• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»: грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания:
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные):
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
•различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль раздельного мягкого знака и раздельного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и калиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65слов), включающий изученные орфограммы за 1-3класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слов;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
Склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______ Лучко С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...